"Развитие физических качеств у дошкольников 3-5 лет путём игровой деятельности".
статья по физкультуре (средняя группа)
«Развитие физических качеств у дошкольников 3-5 лет путём игровой деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра, вовлекает, расширяет кругозор, вселяет уверенность! | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №27 «Микки-Маус» |
Учитель физической культуры Светлана Анатольевна Шкредова |
г. Сургут Тюменской области |
«Развитие физических качеств у дошкольников 3-5 лет путём игровой деятельности».
«Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»
М. Монтель
Игра - это процесс увлекательный, познавательный и весёлый! С помощью игр мы достигаем поставленных целей:
- ориентирование в пространстве;
- развиваем ловкость, сноровку;
- быстроту реакции;
- память.
Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Работая с детьми 3-5 лет, сложно донести до детей, для чего нужно тянуться или быстро бежать, что бы достичь того или иного результата. Дети данного возраста при возникновении болезненных или непривычных мышечных ощущений «идут в отказ». Таким образом я включила в свою работу при проведении дополнительных занятий «Гимнастика» с детьми с 3-5 лет, не только тягостную растяжку, а дополнила её увлекательными подвижными играми.
Игры игрового стретчинга под музыкальное сопровождение, различные путешествия (кошечек, пингвинов, медведей). Ребята быстро были вовлечены в работу «игры».
Трудно переоценить пользу подвижных игр для детей. Они активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.
Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. В процессе коллективных подвижных игр закладываются такие качества как честность, справедливость и дисциплинированность, развивается чувство сопереживания, малыш учится подчиняться общим правилам и действовать в коллективе.
Необходимо приспособиться к изменению нагрузок. Важно, что у детей дошкольного возраста есть потребность двигаться и любовь к движению — они будут рады прогулкам, подвижным играм, беготне. А сидеть на месте им, наоборот, тяжело. Это нормальное развитие физических качеств ребенка. Таким образом, приобщение детей к физическим нагрузкам, воспринимается с радостью, они с удовольствием выполняют упражнения для развития тех или иных качеств через игру.
Подвижные игры для детей 3-5 лет
Коллективная подвижная игра «Удочка»
Дети становятся в круг, а в середину «ведущий», который крутит скакалку, а дети стараются через нее перепрыгнуть, чтоб скакалка не задела ног. Кто прикоснулся к скакалке, тот становится на место водящего.
«Салки»
Водящий должен по правилам догонять убегающих от него ребят. Если он кого-то коснулся, то он становится водящим. Игру можно усложнить - вместо бега предложив прыгать на одной ноге.
«Пузырь»
Коллективная игра детей и взрослого. Все стоят, взявшись за руки в тесном кругу, и читают четырехстишие: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся. При этом все отступают назад и расширяют круг, не разъединяя руки, пока взрослый не скажет : «Пузырь лопнул». При этих словах дети делают хлопок, говорят «хлоп» и садятся на корточки.
«Весёлые мячи»
Для игры надо два мяча - один для мамы, другой для ребенка. Пусть малыш повторяет ваши
движения.
Бросаю мой мяч.
Бросаю опять,
Ловлю и роняю
И снова бросаю.
Катаю мой мяч,
Катаю опять.
Катаю сюда,
Катаю сюда.
Бросаю, гляди,
Мой мячик, лети,
Бросай в высоту,
Поймай на лету.
Мой мячик катись,
Обратно вернись.
Смотри не зевай
Мой мячик отдай.
Коллективные подвижные стихотворные игры для детей 3-5 лет
«У медведя во бору»
Один из детей (или взрослый) будет «медведем». Он сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Остальные дети ходят по лесу, собирают «грибы», «ягоды» и перекликаются: «Ау! Ау!». Затем дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу.
А медведь слепой –
Не бежит за мной.
Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» просыпается и, грозно рыча, бежит за играющими, стараясь поймать их. Тот, кого поймали, становится «медведем».
«Медведь и дети»
Один из играющих назначается «медведем». Дети сидят на корточках в углу комнаты – здесь у них «домик». «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.
Затем «медведь» садится в противоположном углу комнаты на стул и «дремлет».
Дети выходят на середину комнаты, танцуют и напевают:
Стали деточки плясать.
Мишка, Мишка, вставай!
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.
На последнем слове дети бегут к своему «домику», а «медведь» пытается кого-то из них поймать.
«Гуси, гуси»
Дети стоят у одной стены комнаты – они «гуси», а их «хозяйка» стоит у другой. Посередине комнаты притаился «серый волк».
Хозяйка зовет своих гусей: «Гуси, гуси!»
Гуси: «Га, га, га!»
Хозяйка: «Есть хотите?»
Гуси: «Да, да, да!»
Хозяйка: «Так летите!»
Гуси: «Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!»
Хозяйка: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!»
После этих слов «гуси» летят к «хозяйке» – дети бегут к противоположной стене, а
«волк» должен успеть осалить как можно больше детей или осалить только одного ребенка, который будет «волком» в следующий раз.
Для детей постарше можно усложнить правило: осаленные дети остаются в «логове» у «волка», а игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».
«Мыши водят хоровод»
В середине комнаты «спит» «кот» - один из детей. Остальные дети - «мыши», они водят хоровод и поют:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите!
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот,
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться «мышки» могут в своих «норках»: каждый ребенок должен успеть сесть на стульчик, пока его не поймал кот.
«Мышки-трусишки»
«Кот» спит на стульчике, а «мышки» - медленно идут к нему, приговаривая слова потешки и выполняя соответствующие движения:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
«Раз- два - три- четыре»,-
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом- бом- бом- бом!»
Убежали мышки вон!
На последнем слове «кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики.
«Зайки»
Взрослый спрашивает детей, дети отвечают:
- Зайки, где вы пропадали?
- Мы в капусте отдыхали.
- А капусту вы не ели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать!
На последних словах дети разбегаются, а взрослый их догоняет.
«Поезд»
Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящего. Получается «поезд», который начинает медленно двигаться по комнате. Дети приговаривают:
Вот поезд наш едет,
колеса стучат,
а в поезде этом
ребята сидят.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!»
Бежит паровоз
далеко, далеко,
ребят он повез
далеко-далеко.
Но вот остановка:
«Кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
пойдемте гулять!».
На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы и ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.
«Комарики и лягушка»
Один из детей будет «лягушкой», остальные – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают по комнате, машут «крыльями».
«Лягушка» произносит:
Сел комарик на кусточек,
На еловый на пенечек,
«Разгрузи машину».
Перед командами стоит простая задача — разгрузить машину с кирпичами. Для этого с одной стороны площадки ставятся две коробки с кубиками («машины с кирпичами»), а с другой стороны располагаются игроки. Задача участников — добежать до «машины», взять «кирпич», вернуться к линии старта, положить ношу в обозначенное место и передать эстафету другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет все «кирпичи».
«Перенеси арбузы».
Для этой эстафеты вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
«Соревнования мячей».
Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют
себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
«Меткие стрелки».
На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
«Быстрее, выше, сильнее!»
К пяти годам большинство подвижных игр для детей приобретают спортивный характер. «Быстрее, выше, сильнее!» — этот олимпийский девиз становится актуальным, насущным для старших дошкольников. И девочкам, и мальчикам одинаково интересны активные игры с элементами бега, прыжков, преодоления различных препятствий.
За год работы дети более сильные, не уверенные в себе, стали более активными, раскрепостились, стали успешнее справляться с заданиями вовремя непосредственно образовательной деятельности На начало года у некоторых детей были показатели ниже среднего. За время работы дети научились справляться со своими страхами (боязнь высоты, боязнь мяча, скакалки, неуверенность, робость). Во время дополнительных занятий применяется игра, игровой подход очень важен и интересен для детей, во время игры они не придают значение усталости, так как в них присутствует интерес и азарт, что так же является обязательным в развитии физических качеств детей. Они проявляют инициативу быть водящими.
Игра помогает в достижении поставленных целей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»
Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...
Организация "оздоровительно-игрового часа для развития физических качеств у дошкольников
Одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека является движение. Движение есть основная функция маленького ребёнка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регул...
Использование основных методов для развития физических качеств у дошкольников на занятиях по физической культуре
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании ...
Консультация «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения»
По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни . Подвижная игра-это незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка...
Развитие физических качеств у дошкольников в плавании через игры и игровые упражнения на воде.
Консультация для родителей...
Влияние игр и игровых упражнений на воде на развитие физических качеств у дошкольников
Консультация для педагогов...
Развитие физических качеств у дошкольников в плавании через игры и игровые упражнения на воде.
Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма ребенка. Плавание гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению...