Консультация для родителей "Водобоязнь у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ig.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Консультация для родителей
«Водобоязнь у детей дошкольного возраста и пути её преодоления».
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Кузнецова С.С.
г. Пыть-Ях, 2024
Консультация для родителей
«Водобоязнь у детей дошкольного возраста и пути её преодоления».
Тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды — плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.
Хотя страх перед водой испытывают не более 2—3% детей (Г. Левин, 1974) или 5% детей — по данным многолетних наблюдений В. С. Васильева (1989), эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию и требует определенных знаний и умений от тренера.
В этой связи водобоязнь прежде всего отражает неспособность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других — умеющих плавать.
Исторический диапазон водобоязни очень широк — от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, это неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию и даже боязнь самой водобоязни.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.
Основные причины возникновения водобоязни у детей:
- страх смерти как результата утопления;
- страх неизвестности;
- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
- личный опыт захлебывания, в том числе приобретенный в младенческом возрасте.
С проблемой водобоязни человек справляется самостоятельно, но необходимо последующее обучение плаванию с помощью опытного специалиста.
Искусство педагога заключается в практическом и оперативном выделении страхов ученика, отделении от них, в выборе индивидуальных средств и методов обучения.
Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, «высокое небо», множество купающихся.
Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:
- Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
- Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
- Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»),
- Следующий шаг — открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение — нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
- Дыхание — важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
- Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
- Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
- На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.
- Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв горизонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.
- Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы — пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», — ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.
11.Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям. Постарайтесь не напрягаться.
12.Постепенно приседайте, погружаясь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой. И так несколько раз.
13.Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу.
14.Отойдя от берега на глубину до пояса, рассмотрите дно, выполните погружение с головой на несколько секунд.
15.Предложите ребенку (с вашей помощью), оттолкнувшись от дна ногами, проскользить по направлению к берегу с поддерживающим предметом в руках, не опуская лица в воду, затем опустив его. Далее — в согласовании с движениями ног кролем.
Предложите ребенку следующие упражнения.
- Лежа в упоре на руках, плечи под водой. После глубокого вдоха опустите лицо в воду и одновременно поднимите руки вверх («Лодочка»). Не торопитесь соединять кисти рук, чтобы не потерять равновесие.
- Стоя в воде по пояс, после вдоха оттолкнуться ногами от дна и выполнить скольжение на груди. Ребенка можно слегка поддерживать за пояс.
-Сесть на дно, руки вытянуть вперед. После вдоха поднять таз, голову положить на воду. Чтобы в нос не попадала вода, надуть щеки.
-То же упражнение, но из исходного положения, стоя в воде по пояс. Если нужно, подстрахуйте ребенка. Для лучшей ориентации выполняйте упражнение вдоль берега.
-Затем можно учить ребенка плавать при помощи движений ног, рук, согласовывая движения с дыханием.
-Обязательно научите ребенка принимать вертикальное положение из горизонтального. Для этого нужно спокойно согнуть ноги, туловище и встать на дно. Если дна под ногами нет — не паникуйте, а проплывите немного вперед.
Все эти советы — лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления
Работа с детьми по преодоления тревожности....
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...
Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления
Исследование детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное прот...
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеюща...
Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления
Родительское собрание на тему: Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления...
"Кризисы дошкольного возраста и пути их преодоления"
В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического раз...
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления"
Тревога - это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревожность - индивидуальная психологи...