Организация развивающей среды по ФИЗО
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию
Инструктор по физической культуре
Егорова Е.А.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности педагогов создать в детском саду благоприятный климат.Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственнаясреда
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитиеребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО), определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственнаясреда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Присоздании условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, повышая интерес к физкультуре, спорту и двигательной активностив условиях реализации ФГОС ДО, оформление и оснащение спортивного зала в детском саду играет не последнюю роль.
Спортивный зал - это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом. Оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а так же здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям.
Моя задача–организовать развивающую предметно пространственную среду так,чтобы дать возможность наиболее эффективно развиватьиндивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а так же чтобы пространства физкультурного зала было оснащено нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам.
В нашем детском саду имеется музыкально-физкультурный зал, который дает нам возможность, использованию разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства физкультурного зала и спортивного участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала в нашем детском саду соответствует всем критериям ФГОС. При обустройстве спортзала в детском саду руководствовались следующими принципами, РППС должна быть: Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Пространство оснащено средствами обучения и воспитания (спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем) как в спортивномзале, так и на участке.В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия:гимнастические лестницы, скамейки, палки, мячи, обручи, пособия для ОРУ и спортивных подвижных игри нетрадиционные.
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.
Гимнастическая скамейка. Вбольшинстве случаев упражнения направлены на укрепление мышц — ног, рук, пресса, спины. Гимнастическую скамью применяют для занятий, направленных на поддержание осанки и улучшения координации. Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.Среди популярных общеразвивающих упражнений можно выделить: различного вида ходьбы, прыжков, перелазование, подлазование, профилактика плоскостопия
Гимнастическая стенка. Развивает и укрепляетмышцы рук, ног и спины, растягивается позвоночник;Развитие координации, гибкости, ловкости и силы
Мяч.Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Хопы и фитболы. Развивают чувство равновесия, координацию движений.Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук. Помогают формировать правильную осанку детей.Тренируют вестибулярный аппарат.Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение
Скакалка. Прыжки через скакалку используют для укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп. Способствует развитию воображения. Это прекрасное средство тренировки сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую выносливость и координацию движений.
Кубики разной величины. Развивают чувство равновесия, координацию движений.
Обручи. Укрепляют мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Способствуют развитию гибкости, силы. Применяются при ОРУ.
Туннели. Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.
Баскетбольные кольца и щиты для метания. Способствуют развитию глазомера, меткости, силы и ловкости.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Дорожки здоровья и массажные коврики - развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.Замечательным средством для профилактики и лечения детского плоскостопия являются ортопедические и массажные коврики и дорожки. Их неоднородная поверхность стимулирует нервные окончания на ноге, помогает сформировать правильный свод стопы, так как в юном возрасте косточки легче поддаются корректировке.
Тренажёры «Бильбоке»- развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.Материалы: пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики.Задания: поймать шарик ёмкостью.
Султанчики-развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания). Материалы: на деревянной палочке крепятся , синтетические нити- волосы человечков.Задание: дуть на нити, усиливая или уменьшая воздушную струю. Используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.
Солнышко-развивать мелкую моторику пальцев рук, профилактика плоскостопия, развивать ловкость, координацию движений,воспитание правильной осанки, внимания, учит детей действовать по сигналу. Дети с удовольствием раскручивают и закручивают солнечные лучики. Материал: деревянный диск, атласные ленточки разного цвета, один конец ленты приклеен к диску, другой приклеен карандаш.Задание: упражнять в разных видах прыжков, ходьбы, быстро собрать ленточка на карандаш,
Приседание, прыжки в зависимости от цвета ленты.
Эспандер - укреплять мышцы спины, груди и ног.развитие силы и гибкости, улучшение координации движений, универсальным тренажером, используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте
Материал: капсулы от шоколадных яиц, шнур, шило;
Массажер– счеты - развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы,предназначены для профилактики плоскостопия у детей и улучшения кровообращения в нижних конечностях. Материал: деревянные счеты, костяшки которых покрашены в яркие цвета.
Говоря о РППС нельзя не сказать о территории участка детского сада, большая часть площадки свободна от каких-либо устройств и предназначена для подвижных игр, игровые снаряды расположены на положенном СанПином расстоянии друг от друга, все сооружения украшают площадку, делают ее нарядной и привлекательной, созданы условия для группового рассредоточения детей, есть возможность объединяться по интересам, учитываются индивидуальные и возрастные особенностей развития.Все это способствует всестороннему развитию детей: эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому. Развивающая среда помогает формировать системные представления о предметном, природном, социальном мире.
Спортивное оборудование: бревно для развития равновесия, дуги, лестницы, кольца, турники. Обязательно выносится на участок атрибуты для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, обручи, самокат, санки, лыжи, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д.
Предметно-развивающая среда играет огромную роль в оздоровлении детей. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.
1. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М. Просвещение. 2005.
2. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы – Волглград:Учитель,2009.
3. Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. - Москва 2014.
4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.
5. Доронова Т. Н., Тимофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. «Материалы и оборудование для детского сада». «Линка-Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей
Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП
Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5
Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...
Организация развивающей среды в старшем дошкольном возрасте
Материал предназначен для педагогов, которые стремятся сделать жизнь детей в группе интереснее и разнообразнее.(по новым ФГТ)...
Организация развивающей среды в разных возрастных группах.
Организация развивающей среды в разных возрастных группах....
Организация развивающей среды в младшей группе детского сада.
Статья раскрывающая основные принципы построения развивающей среды с учётом восприятия детей младшего дошкольного возраста....