Методика использования координационно-скоростной лестницы для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Развитие координационных и скоростно-силовых способностей у детей
очень интересная и сложная проблема теории и методики физического
воспитания.
Тренировки на координационно-скоростной лестнице могут решать
различные коррекционные задачи, определяющие процесс преодоления
недостатков физического развития дошкольников. Особенностью подобных
занятий является активизация нервной системы ребенка, что позволяет
задействовать большее количество мышечных клеток, а это в свою очередь
способствует быстрому развитию скорости, ловкости и подвижности [14].
Цель использования координационно-скоростной лестницы:
Развитие у детей координации, скоростно-силовых навыков,
прыгучести и ориентации в пространстве.
Задачи:
Оздоровительные:

Укрепить опорно-двигательный аппарат и формировать
правильную осанку.

Формировать и закреплять физические способности
(координационных, скоростных и выносливости).

Развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть.
Образовательные:

Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной
частотой работы ног в ограниченном пространстве.

Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением
направления.

Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера,
сохранять равновесие.

Воспитательные:

·                 Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения.

·                 Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

·                 Коррекционные

·                 Достижение основных движений, физических качеств (быстроты, прыгучести, выносливости, равновесия, ловкости), ориентировки в пространстве, координации движений и др.

·                 Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания 
Технологичность:
При введении упражнений на координационной лестнице в занятие по
физической культуре в старшие и подготовительные группы, необходимо
соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с
медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым,
а также наращивая координационной сложности. Для формирования
соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько
раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения
скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук.
Результативность:

Укрепление осанки, улучшение физических качеств:
координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости,
сочетания скорости и силы, равновесия.

Улучшение техники выполнения различных видов основных
движений, оптимально возрастным нормам.

Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты
реакции, памяти, воображения.
Чтобы значимость тренажера была нагляднее мы провели SWOT –
анализ.

Горизонт планирования – Настоящее.
Обозначения: S-сила, W-слабость, O-возможность, T–угроза
Оценки: Z – оценка, P - важность для нас, V - значимость (рассчитывается, как Z*P).

Каждый фактор оценивается с учетом его значимости V - оценки его
важности для внедрения тренажера с учетом определенности этой оценки
(т.е. вероятности того, что она – ошибочна).
Для каждого из полей матрицы SWOT выведена средняя
арифметическая оценка U. Введение этих оценок позволяет, помимо прочего,
отобразить на диаграммах значимость сил, слабостей, возможностей и угроз,
сравнить их между собой и визуально оценить привлекательность
применения координационной лестницы в ДОО.
Таблица 1. «Результаты SWOT анализа Тренажер координационная
лестница»


Сильные стороны U=360
S1: Развитие физических качеств - Z=10
P=10 V=100
развивает необходимые дошкольнику
физические качества комплексно
S2: мобильность - Z=10 P=8 V=80
может быть использован как в помещении,
так и на улице
S3: Не требует специальных навыков - Z=10
P=9 V=90
Подходит для детей, которые не занимались
спортом.
S4: Минимальная травмоопасность - Z=10
P=9 V=90
минимально травматичный тренажер при
соблюдении правил
Слабые стороны U=105
W1: Высокая стоимость - Z=5 P=7 V=35
W2: Имеет противопоказания - Z=7 P=10
V=70
Запрещена для использования при наличии
некоторых заболевания опорно
двигательного аппарата.
Возможности U=63
O1: Широкий спектр использования - Z=9
P=7 V=63
Угрозы U=50
T1: недостаточная методическая проработка
- Z=5 P=10 V=50

Может использоваться на музыкально
ритмических занятиях, для проведения
игровых действий и т.д.
Недостаточно материала по практическому
использованию координационной лестницы
и методических разработок для ДОО

Результаты SWOT - анализа оформлены в виде диаграмм и представлены в
приложении 1.
Таким образом, SWOT-анализ показывает, что сильные стороны
тренажера преобладают и являются значимыми, возможности достаточно
широкие. К угрозам относится недостаточность методической проработки
тренажера, поэтому задачей нашей выпускной квалификационной работы
является разработка практического пособия для занятий на тренажере
«Координационная лестница».
Для лучшего понимания рассмотрим особенности координационносиловой лестницы в условиях дошкольной организации. Важно отметить, что
именно упражнения с ними позволяют проработать не только поверхностные
мышцы, но каркасные, которые труднее всего поддаются тренировкам.
Конструкция лестницы позволяет не только улучшить владение телом, но и
увеличить скорость ног.
Существует ряд особенностей при организации занятий и выполнении
упражнений с использованием тренажера. В дошкольной образовательной
организации она может использоваться в режимных моментах:

утренняя гимнастика
занятия по физической культуре
самостоятельная деятельность детей в группе на прогулке
физкультминутки, развлечения.
Перед выполнением упражнений необходимо провести инструктаж:

правильная постановка ног, выполнение упражнений в
спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и
голеностопных суставов.

не наступать на планки лестницы.
начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения
движений. Правильная техника важнее, чем скорость.

начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут
свободны. При выполнении упражнения дистанция 1-З клетки (зависит от
упражнения). Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки
после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков.

обязательно разминаться перед выполнением упражнений.
лестницы для выполнения упражнений следует размещать так,
чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов
лестниц и по обе стороны от них.

избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники
выполнения движений и замедлению работы ног.
Важно помнить, что в работе с координационно-силовой лестницей
важна не скорость, а правильность выполнения упражнений. Поэтому на
первом этапе прорабатывается техника выполнения и только потом
постепенно увеличивается скорость. Можно разнообразить упражнения,
добавив упражнения для рук.
Работа руками важна не менее работы ногами, поэтому руки
необходимо тренировать одновременно с ногами. В более сложных
упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают
поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать»
ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях
руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более
резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне
груди никакого балансира не будет.
Практически все изменения направления движения связаны с
понижением центра тяжести. Следует стараться делать эти упражнения не на,
прямых ногах, а на согнутых, спину всегда держать прямо, выполнять
упражнение с поднятой головой, смотреть не вниз, а перед собой.
Выполнение упражнений, на этапе совершенствования можно выполнять под

музыку. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия,
задает ритм и темп движениям.
Использование координационной лестницы на занятиях физической
культурой можно начинать с младшей группы дошкольной образовательной
организации, с целью формирования основных двигательных умений и
навыков у ребенка. К подготовительной группе добавляются упражнения на
развитие координации. Занятия проводятся поточно, по группам.
Упражнения на координацию выполняются в первую очередь. Дети, которые
имеют лучшие навыки начинают выполнение первыми. Это позволяет
избежать задержки при выполнении упражнений. При выполнении
упражнений должен использоваться дифференцированный подход, то есть
дети должны разделяться на группы по уровню здоровья или физической
подготовки. На занятиях по физической культуре и самостоятельной
деятельности в группе или на прогулке можно использовать фото
упражнения или карты-схемы, которые выступают в качестве наглядных
опорных сигналов для детей.
Таким образом, применение координационной лестницы служит
прекрасным дополнением к занятиям по физической культуре и
использовании её в самостоятельной деятельности в группах. С помощью
лестницы развиваются такие качества как сила, быстрота, координация
движения, развитие глазомера при метании в цель. Успех от занятий по
физической культуре будет только в том случае, если они будут
разнообразными. Скоростная лестница является эффективным средством
развития координационно-скоростных способностей, таких, как
координация, ловкость и быстрота, которые необходимы для детей
дошкольного возраста.
Ежедневные тренировки на скоростной лестнице, правильно
подобранные упражнения и их дозировка, позволит воспитанникам улучшить
координацию движений, повысить частоту движения ног и рук, а также
повысить скорость движения в подвижных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ispolzovaniya_koordinatsionnoy_lestnitsy.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования координационно-скоростной лестницы для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Развитие координационных и скоростно-силовых способностей у детей очень интересная и сложная проблема теории и методики физического воспитания.

Тренировки на координационно-скоростной лестнице могут решать различные коррекционные задачи, определяющие процесс преодоления недостатков физического развития дошкольников. Особенностью подобных занятий является активизация нервной системы ребенка, что позволяет задействовать большее количество мышечных клеток, а это в свою очередь способствует быстрому развитию скорости, ловкости и подвижности.

Цель использования координационно-скоростной лестницы:

Развитие у детей координации, скоростно-силовых навыков, прыгучести и ориентации в пространстве.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Укрепить опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку.
  • Формировать и закреплять физические способности (координационных, скоростных и выносливости).
  • Развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть.

Образовательные:

  • Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
  • Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления.
  • Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера, сохранять равновесие.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения.
  • Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.
  • Коррекционные
  • Достижение основных движений, физических качеств (быстроты, прыгучести, выносливости, равновесия, ловкости), ориентировки в пространстве, координации движений и др.
  • Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.
  • Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания.

Технологичность:

При введении упражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре в старшие и подготовительные группы, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым, а также наращивая координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук.

Результативность:

  • Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
  • Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
  • Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

Чтобы значимость тренажера была нагляднее мы провели SWOT – анализ.

Горизонт планирования – Настоящее.

Обозначения: S-сила, W-слабость, O-возможность, T–угроза

Оценки: Z – оценка, P - важность для нас, V - значимость (рассчитывается, как Z*P).

Каждый фактор оценивается с учетом его значимости V - оценки его важности для внедрения тренажера с учетом определенности этой оценки (т.е. вероятности того, что она – ошибочна).

Для каждого из полей матрицы SWOT выведена средняя арифметическая оценка U. Введение этих оценок позволяет, помимо прочего, отобразить на диаграммах значимость сил, слабостей, возможностей и угроз, сравнить их между собой и визуально оценить привлекательность применения координационной лестницы в ДОУ.

Таблица 1. «Результаты SWOT анализа Тренажер координационная лестница»

Сильные стороны U=360

S1: Развитие физических качеств - Z=10 P=10 V=100

развивает необходимые дошкольнику физические качества комплексно

S2: мобильность - Z=10 P=8 V=80

может быть использован как в помещении, так и на улице

S3: Не требует специальных навыков - Z=10 P=9 V=90

Подходит для детей, которые не занимались спортом.

S4: Минимальная травмоопасность - Z=10 P=9 V=90

минимально травматичный тренажер при соблюдении правил

Слабые стороны U=105

W1: Высокая стоимость - Z=5 P=7 V=35

W2: Имеет противопоказания - Z=7 P=10 V=70

Запрещена для использования при наличии некоторых заболевания опорно-двигательного аппарата.

Возможности U=63

O1: Широкий спектр использования - Z=9 P=7 V=63

Может использоваться на музыкально-ритмических занятиях, для проведения игровых действий и т.д.

Угрозы U=50

T1: недостаточная методическая проработка - Z=5 P=10 V=50

Недостаточно материала по практическому использованию координационной лестницы и методических разработок для ДОО

Результаты SWOT - анализа оформлены в виде диаграмм и представлены в приложении 1.

Таким образом, SWOT-анализ показывает, что сильные стороны тренажера преобладают и являются значимыми, возможности достаточно широкие. К угрозам относится недостаточность методической проработки тренажера, поэтому задачей нашей выпускной квалификационной работы является разработка практического пособия для занятий на тренажере «Координационная лестница».

Для лучшего понимания рассмотрим особенности координационно-силовой лестницы в условиях дошкольной организации. Важно отметить, что именно упражнения с ними позволяют проработать не только поверхностные мышцы, но каркасные, которые труднее всего поддаются тренировкам. Конструкция лестницы позволяет не только улучшить владение телом, но и увеличить скорость ног.

Существует ряд особенностей при организации занятий и выполнении упражнений с использованием тренажера. В дошкольной образовательной организации она может использоваться в режимных моментах:

  • утренняя гимнастика
  • занятия по физической культуре
  • самостоятельная деятельность детей в группе на прогулке
  • физкультминутки, развлечения.

Перед выполнением упражнений необходимо провести инструктаж:

  • правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
  • не наступать на планки лестницы.
  • начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений. Правильная техника важнее, чем скорость.
  • начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут свободны. При выполнении упражнения дистанция 1-З клетки (зависит от упражнения). Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков.
  • обязательно разминаться перед выполнением упражнений.
  • лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них.
  • избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.

Важно помнить, что в работе с координационно-силовой лестницей важна не скорость, а правильность выполнения упражнений. Поэтому на первом этапе прорабатывается техника выполнения и только потом постепенно увеличивается скорость. Можно разнообразить упражнения, добавив упражнения для рук.

Работа руками важна не менее работы ногами, поэтому руки необходимо тренировать одновременно с ногами. В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет.

Практически все изменения направления движения связаны с понижением центра тяжести. Следует стараться делать эти упражнения не на, прямых ногах, а на согнутых, спину всегда держать прямо, выполнять упражнение с поднятой головой, смотреть не вниз, а перед собой. Выполнение упражнений, на этапе совершенствования можно выполнять под музыку. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, задает ритм и темп движениям.

Использование координационной лестницы на занятиях физической культурой можно начинать с младшей группы дошкольной образовательной организации, с целью формирования основных двигательных умений и навыков у ребенка. К подготовительной группе добавляются упражнения на развитие координации. Занятия проводятся поточно, по группам. Упражнения на координацию выполняются в первую очередь. Дети, которые имеют лучшие навыки начинают выполнение первыми. Это позволяет избежать задержки при выполнении упражнений. При выполнении упражнений должен использоваться дифференцированный подход, то есть дети должны разделяться на группы по уровню здоровья или физической подготовки. На занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности в группе или на прогулке можно использовать фото упражнения или карты-схемы, которые выступают в качестве наглядных опорных сигналов для детей.

Таким образом, применение координационной лестницы служит прекрасным дополнением к занятиям по физической культуре и использовании её в самостоятельной деятельности в группах. С помощью лестницы развиваются такие качества как сила, быстрота, координация движения, развитие глазомера при метании в цель. Успех от занятий по физической культуре будет только в том случае, если они будут разнообразными. Скоростная лестница является эффективным средством развития координационно-скоростных способностей, таких, как координация, ловкость и быстрота, которые необходимы для детей дошкольного возраста.

Ежедневные тренировки на скоростной лестнице, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит воспитанникам улучшить координацию движений, повысить частоту движения ног и рук, а также повысить скорость движения в подвижных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах

Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...

Подвижные игры на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Представленные игры разбиты на блоки, каждый блок содержит подвижные игры и игровые упражнения на развитие определенных  физических качеств. Все игры адаптированые и апробированные на занятиях по...

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...

"Система работы педагога по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, пути ее решения в ходе педагогической деятельности....

"Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через выполнение упражнений на координационной лестнице" (презентация 2023 г.)

quot;Развитие физических качеств у  детейстаршего дошкольного возраста черезвыполнение упражнений на координационной лестнице"...