ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
методическая разработка по физкультуре

Медведева Елена Анатольевна

Опыт работы по использованию нестандартного физкультурного оборудования, изготовленного своими руками, для повышения интереса у детей к занятиям физкультурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Е.А.Медведева

МАДОУ г.Мурманска №26

Гармоничное развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребёнка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребёнка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии.

В последнее время возросло количество физически ослабленных детей. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Проблемы экологии, неблагоприятные природно-климатические условия (полярная ночь, сильные ветра, резкие перепады температуры и др.), занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это приводит к низкой сопротивляемости организма, частым простудам, заболеваниям. Проблема ухудшения здоровья населения и особенно детей становится национальной. Президент РФ В.В. Путин подписал Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения». В связи с этим Правительством РФ своевременно была принята целевая программа «Дети России», особое место в которой уделяется  подпрограмме «Здоровый ребенок». Ее целью является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Дошкольный возраст – важный период в формировании здоровья человека.  Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.  Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. В настоящее время у детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности. А наша задача сделать так, чтобы занятия физкультурой стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными. Это побуждает к поиску новых форм  и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.

Физическая культура должна быть для ребёнка увлекательной и познавательной. Л.Н. Толстой подчеркивал, что «ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно». Для этого целесообразно  использовать нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

С.Я. Файнштейн утверждал, «что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия». Применение нестандартного оборудования способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей, помогает чередовать уровень активности детей, повышает моторную плотность организованной деятельности.

Для эффективной работы в детском саду должна быть создана многофункциональная предметно-развивающая среда, которая даёт разнообразный выбор деятельности. Задача воспитателя наполнить  спортивный уголок инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим, анатомофизиологическим  требованиям.  Нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное, оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их во всех видах физкультурно-оздоровительной работы. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, а это способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ней, формирует потребность к движению.

Музыкальный, физкультурный и тренажерный залы позволяют организовать дифференцированную физкультурно-оздоровительную работу с детьми.   Наличие физкультурного и тренажерного залов с традиционным и нетрадиционным оборудованием, современным спортивным комплексом, тренажерами (министепперы, велотренажеры), сухим бассейном, батутом, мячами-фитболами, модульным комплектом позволяет разнообразить общеразвивающие упражнения и повысить к ним интерес детей.            

Для выполнения общеразвивающих упражнений можно использовать различный спортивный  инвентарь:  мягкие гимнастические палочки с «липучками» на концах, которые превращаются в обруч; утяжелители для рук и ног (заполненные крупой капсулы от киндер-сюрпризов на резинке), «Весёлые гантели» (пластиковые бутылки, наполненные крупой, галькой, украшенные аппликацией); «гантели-конфеты» (наполненные пластиковые бутылки, обшитые тканью); «косички» из верёвочек, ленточки, султанчики из мочалок; эспандеры (резинки разной степени растяжения, пришитые к кольцам). Использование этих пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища и шеи, ног, а также позволяет применять дифференцированный подход к детям, имеющим патологию.

Для того чтобы дети легко ориентировались в пространстве можно использовать нестандартные ориентиры: мягкие кольца; гимнастические коврики, вырезанные в виде геометрических фигур; шнуры, на концах которых закреплены капсулы от киндер-сюрпризов (при необходимости их можно соединить).

Для укрепления и развития мышц и связок стопы, для профилактики плоскостопия подбирается разнообразный оздоровительный материал: массажные коврики разной фактуры; дорожки с нашитыми «следочками» (твёрдыми, мягкими, с «шипами»), с пластиковыми и резиновыми медицинскими пробками; ребристые дощечки, лоточки с разнообразным материалом (галька, песок, крупа, пуговицы и др.).

Для повышения интереса при обучении основным видам движений эффективно использовать степ-платформы. Для обучения равновесию вёдра-ходули и цилиндры, обклеенные самоклеющейся плёнкой; «цирковые» обручи, мишени и мячики-снежки для метания; «пеньки» и барьеры из различных материалов для ходьбы, перешагиваний и подлезаний, «ручейки» для прыжков в длину.

Для оздоровительных пауз можно изготовить такие атрибуты: бутылочка-ветерок (бутылка с пенопластом и мишурой с индивидуальной соломкой), «Весёлый зонтик» (к спицам зонта прикреплены дыхательные тренажёры на ленточках, которые меняются по временам года или тематике мероприятия), массажные палочки с разной фактурой, «Разноцветные шары» для профилактики нарушения осанки (дети гимнастической палкой передвигают шары, надетые на натянутую от стенки до стенки леску).

Спортивные пособия можно использовать в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной двигательной деятельности.

В целях успешного решения задач, необходимо составить перспективное планирование, разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечений с использованием нестандартного физкультурного оборудования; классифицировать картотеки утренних гимнастик, подвижных игр, оздоровительных гимнастик (зрительной, дыхательной, пальчиковой, бодрящей, для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), физминуток, загадок и стихов о спорте; подобрать  художественную литературу и иллюстрации для детей.

Вся работа должна проводиться на основе тесного сотрудничества с родителями, нужно постараться сделать их своими союзниками, вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей. С этой целью можно провести анкетирование по теме «Физическая культура в вашей семье». Благодаря своей доступности нестандартное физкультурное оборудование может широко использоваться в семье, поэтому для родителей можно провести семинар-практикум «Как изготовить интересное нестандартное оборудование своими руками дома». Заинтересованные родители будут принимать активное участие в жизни детского сада, помогут в организации развивающей среды: подборе материала и изготовлении нестандартного оборудования для физкультурного уголка, уголка для развития мелкой моторики, экспериментирования и творчества. Родители должны быть постоянными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ: смотрах-конкурсах, праздниках, представлениях, семейных встречах. Совместно с родителями необходимо проводить  спортивные праздники, досуги, тематические собрания в форме КВНа. В работе с родителями можно использовать разные формы: консультирование письменное и устное, библиоконсультирование, игротеки, дни открытых дверей. К родительским собраниям, проводимым в нетрадиционных формах, вместе с детьми можно готовить газеты о спорте и детских спортивных достижениях, презентации с использованием ИКТ. В уголке для родителей разместить постоянные рубрики «Уроки доктора Неболейки» с консультациями по профилактике заболеваний и оздоровлению детей, «Учимся вместе» для закрепления знаний.

Необходимо нацеливать родителей на активное посещение с детьми спортивных центров, школ и секций, оздоровительных центров, спортивных стадионов, бассейнов, различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Подводя итог, можно сказать, что использование нестандартного оборудования способствует повышению интереса к физической культуре, вызывает эмоциональный подъём, увеличивает степень двигательной  активности детей. А благодаря этому развиваются такие физические качества как сила, ловкость, выносливость. Кроме того, формируются навыки в основных видах движений, обогащается опыт детей, а также развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные, слуховые и тактильные функции, развивается творчество и фантазия.

Нестандартное оборудование никогда не бывает лишним, его можно без особых затрат всегда обновить, если есть желание и немного фантазии.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Е.А.Медведева

МАДОУ г.Мурманска №26

Гармоничное развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребёнка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребёнка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии.

В последнее время возросло количество физически ослабленных детей. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Проблемы экологии, неблагоприятные природно-климатические условия (полярная ночь, сильные ветра, резкие перепады температуры и др.), занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это приводит к низкой сопротивляемости организма, частым простудам, заболеваниям. Проблема ухудшения здоровья населения и особенно детей становится национальной. Президент РФ В.В. Путин подписал Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения». В связи с этим Правительством РФ своевременно была принята целевая программа «Дети России», особое место в которой уделяется  подпрограмме «Здоровый ребенок». Ее целью является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Дошкольный возраст – важный период в формировании здоровья человека.  Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.  Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. В настоящее время у детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности. А наша задача сделать так, чтобы занятия физкультурой стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными. Это побуждает к поиску новых форм  и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.

Физическая культура должна быть для ребёнка увлекательной и познавательной. Л.Н. Толстой подчеркивал, что «ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно». Для этого целесообразно  использовать нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

С.Я. Файнштейн утверждал, «что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия». Применение нестандартного оборудования способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей, помогает чередовать уровень активности детей, повышает моторную плотность организованной деятельности.

Для эффективной работы в детском саду должна быть создана многофункциональная предметно-развивающая среда, которая даёт разнообразный выбор деятельности. Задача воспитателя наполнить  спортивный уголок инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим, анатомофизиологическим  требованиям.  Нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное, оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их во всех видах физкультурно-оздоровительной работы. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, а это способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ней, формирует потребность к движению.

Музыкальный, физкультурный и тренажерный залы позволяют организовать дифференцированную физкультурно-оздоровительную работу с детьми.   Наличие физкультурного и тренажерного залов с традиционным и нетрадиционным оборудованием, современным спортивным комплексом, тренажерами (министепперы, велотренажеры), сухим бассейном, батутом, мячами-фитболами, модульным комплектом позволяет разнообразить общеразвивающие упражнения и повысить к ним интерес детей.            

Для выполнения общеразвивающих упражнений можно использовать различный спортивный  инвентарь:  мягкие гимнастические палочки с «липучками» на концах, которые превращаются в обруч; утяжелители для рук и ног (заполненные крупой капсулы от киндер-сюрпризов на резинке), «Весёлые гантели» (пластиковые бутылки, наполненные крупой, галькой, украшенные аппликацией); «гантели-конфеты» (наполненные пластиковые бутылки, обшитые тканью); «косички» из верёвочек, ленточки, султанчики из мочалок; эспандеры (резинки разной степени растяжения, пришитые к кольцам). Использование этих пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища и шеи, ног, а также позволяет применять дифференцированный подход к детям, имеющим патологию.

Для того чтобы дети легко ориентировались в пространстве можно использовать нестандартные ориентиры: мягкие кольца; гимнастические коврики, вырезанные в виде геометрических фигур; шнуры, на концах которых закреплены капсулы от киндер-сюрпризов (при необходимости их можно соединить).

Для укрепления и развития мышц и связок стопы, для профилактики плоскостопия подбирается разнообразный оздоровительный материал: массажные коврики разной фактуры; дорожки с нашитыми «следочками» (твёрдыми, мягкими, с «шипами»), с пластиковыми и резиновыми медицинскими пробками; ребристые дощечки, лоточки с разнообразным материалом (галька, песок, крупа, пуговицы и др.).

Для повышения интереса при обучении основным видам движений эффективно использовать степ-платформы. Для обучения равновесию вёдра-ходули и цилиндры, обклеенные самоклеющейся плёнкой; «цирковые» обручи, мишени и мячики-снежки для метания; «пеньки» и барьеры из различных материалов для ходьбы, перешагиваний и подлезаний, «ручейки» для прыжков в длину.

Для оздоровительных пауз можно изготовить такие атрибуты: бутылочка-ветерок (бутылка с пенопластом и мишурой с индивидуальной соломкой), «Весёлый зонтик» (к спицам зонта прикреплены дыхательные тренажёры на ленточках, которые меняются по временам года или тематике мероприятия), массажные палочки с разной фактурой, «Разноцветные шары» для профилактики нарушения осанки (дети гимнастической палкой передвигают шары, надетые на натянутую от стенки до стенки леску).

Спортивные пособия можно использовать в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной двигательной деятельности.

В целях успешного решения задач, необходимо составить перспективное планирование, разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечений с использованием нестандартного физкультурного оборудования; классифицировать картотеки утренних гимнастик, подвижных игр, оздоровительных гимнастик (зрительной, дыхательной, пальчиковой, бодрящей, для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), физминуток, загадок и стихов о спорте; подобрать  художественную литературу и иллюстрации для детей.

Вся работа должна проводиться на основе тесного сотрудничества с родителями, нужно постараться сделать их своими союзниками, вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей. С этой целью можно провести анкетирование по теме «Физическая культура в вашей семье». Благодаря своей доступности нестандартное физкультурное оборудование может широко использоваться в семье, поэтому для родителей можно провести семинар-практикум «Как изготовить интересное нестандартное оборудование своими руками дома». Заинтересованные родители будут принимать активное участие в жизни детского сада, помогут в организации развивающей среды: подборе материала и изготовлении нестандартного оборудования для физкультурного уголка, уголка для развития мелкой моторики, экспериментирования и творчества. Родители должны быть постоянными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ: смотрах-конкурсах, праздниках, представлениях, семейных встречах. Совместно с родителями необходимо проводить  спортивные праздники, досуги, тематические собрания в форме КВНа. В работе с родителями можно использовать разные формы: консультирование письменное и устное, библиоконсультирование, игротеки, дни открытых дверей. К родительским собраниям, проводимым в нетрадиционных формах, вместе с детьми можно готовить газеты о спорте и детских спортивных достижениях, презентации с использованием ИКТ. В уголке для родителей разместить постоянные рубрики «Уроки доктора Неболейки» с консультациями по профилактике заболеваний и оздоровлению детей, «Учимся вместе» для закрепления знаний.

Необходимо нацеливать родителей на активное посещение с детьми спортивных центров, школ и секций, оздоровительных центров, спортивных стадионов, бассейнов, различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Подводя итог, можно сказать, что использование нестандартного оборудования способствует повышению интереса к физической культуре, вызывает эмоциональный подъём, увеличивает степень двигательной  активности детей. А благодаря этому развиваются такие физические качества как сила, ловкость, выносливость. Кроме того, формируются навыки в основных видах движений, обогащается опыт детей, а также развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные, слуховые и тактильные функции, развивается творчество и фантазия.

Нестандартное оборудование никогда не бывает лишним, его можно без особых затрат всегда обновить, если есть желание и немного фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"...

Консультация для воспитателей по теме: «Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:сделайте его крепким и здоровым!»Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития....

Консультация для воспитателей по теме: «Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:сделайте его крепким и здоровым!»Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития....

Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности

      Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.Физкультурно – игровое нестандартное оборудование призвано содействов...

«Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности»

Консультация для воспитателей по теме:«Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности»  «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:сдел...

Использование нестандартного оборудования для повышения у детей дошкольного возраста интереса к физической культуре и спорту.

Нестандартное оборудование может быть использовано в НОД по физической культуре, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.-Используя нестандартное оборудование, действуем в соотв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

D условиях дошкольного учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные технологии позволяют делать совместную...