Доклад из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФОП»
консультация по физкультуре
С внедрением ФОП ДО уделяется большое внимание физкультурно- оздоровительной работе потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих, что является следствием снижения двигательной активности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024_doklad_iz_opyta_raboty.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли-сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
Доклад из опыта работы:
«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
в условиях внедрения ФОП»
Подготовила:
инструктор по ФК
Щерба В. В.
г. Алчевск, 2024
При помощи физических упражнений и
воздержанности большая часть людей
может обойтись без медицины.
Д. Аддисон
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Проблема оздоровления, воспитания и развития — целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
С внедрением ФОП ДО уделяю большое внимание физкультурно- оздоровительной работе потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих, что является следствием снижения двигательной активности у детей. Поэтому я стала изучать более подробнее пути совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Опыт моей работы «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФОП».
В начале своей работы по данной проблеме внимательно изучила цели и задачи над которыми мне предстоит работать с детьми разных возрастов.
Я поставила цель:
- совершенствовать комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.
Основными задачами своей работы по физическому воспитанию дошкольников считаю:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Проанализировала условия необходимые для решения поставленных задач.
Изучила методическую литературу. Обучение и воспитание детей организую в соответствии с Федеральной образовательной программой, также использую парциальные программы: В основу моего обобщения опыта работы положены научно-методические разработки и рекомендации, В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка»; «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста» Н.Н. Ефименко; технологии и методики оздоровления: Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Провела ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. В 2023 году, благодаря городу – побратиму Вологда, физкультурный зал пополнился мягкими модулями, матом, скамейками, мячами, обручами, скакалками.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Поэтому следующей моей задачей стало - «узнать детей во всех отношениях» - состояние их здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления, т. е. провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.
Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется коллективом специалистов (воспитателями, медсестрой, узкими специалистами).
Основными проблемами, требующими совместной деятельности для, меня, прежде всего, являлось физическое состояние детей посещающих детский сад.
Взаимодействие с медсестрой.
Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняли листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получали дополнительную информацию о детях от логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
Вместе разрабатывали рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяли дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому, я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включала упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Вели совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медицинского отвода для детей перенесших заболевания. Способствовала предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.
Вся физкультурно-оздоровительная работа включала в себя формы двигательной активности:
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия;
• подвижные игры и упражнения на прогулке;
• гимнастика после дневного сна;
• физкультминутки;
• спортивные мероприятия.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения, гимнастику с комплексом дыхательных упражнений. Мною созданы комплексы упражнений для всех возрастов. Гимнастика сопровождалась речевкой, музыкой, что побуждает веселое, радостное настроение.
Безусловно, одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия.
Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использовала разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Такие как квест-игра «В поисках сокровищ», игры- «Экологический геокешинг на тему «По лесным тропинкам» и другие. Дети с радостью принимали участие в подобных мероприятиях, где их всегда ждали необычные конкурсы, игры и забавы.
Такие занятия, праздники и развлечения старалась планировать в соответствии с календарно-тематическим планированием. Сегодня ищу новые пути и формы их проведения, так начала использовать информационные технологии. Детям это доставляет громадное удовольствие.
Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, проводила занятия, развлечения по валеологии, консультаций для педагогов и родителей.
Оздоровительную работу усиленно проводила в летний период, что представляло собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Это закаливающие мероприятия: воздушные ванны, ходьба босиком по тропе Здоровья, максимальная двигательная активность, предусматривала максимальное пребывание детей на открытом воздухе.
Для удобства знакомства детей с подвижными играми составила картотеку игр на каждую возрастную группу. Кроме этого разработаны и внедрены в работу картотеки подвижных и хороводных игр народных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений.
Взаимодействие с воспитателями
В совместной работе с воспитателями по формированию основ ЗОЖ оказывала методическую помощь по вопросам физического воспитания (проводила различные консультации, выступала на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществлялось на основе годового плана. Кроме групповых форм взаимодействия, обсуждала вопросы, требующие внимания.
Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводили обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Это дало мне возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.
Взаимодействие с музыкальным руководителем
Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.
Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбирали музыкальные произведения к различным упражнениям и играм, во время проведения эстафет и соревнований, а также, в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использовала звуки природы и звучание лирических произведений.
Совместно с музыкальным руководителем проводили музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия, как летний спортивный праздник «Здравствуй, лето», зимний спортивный праздник «Мы ребята хоть куда – не страшны нам холода»; спортивные развлечения «Народные игрища», «Путешествие в страну Спортляндию» и многое другое.
Работа с родителями
В свою очередь, я так же, провожу консультации, беседы, выступала на родительских собраниях, оформляла наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекали родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Особенно тщательная подготовка велась к таким праздникам, как «День защитника Отечества», «День Победы», «День здоровья». Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей
Основными принципами, которых я придерживалась при реализации физкультурно-оздоровительной работы, являлись:
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность и систематичность в освоении и формировании знаний, умений, навыков;
• индивидуализация, переход к следующему этапу только после освоения предыдущего материала;
• занимательность, формирование желания выполнять предъявленные требования;
• сотрудничество, создание в ходе занятия атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскованности.
Отмечая положительные результаты своей работы, я не останавливаюсь на достигнутом, и постоянно ищу новые формы и методы укрепления здоровья детей, делюсь инновационными находками со своими коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...
«Совместная работа студентов и педагогов, введение творческого подхода в развитии двигательных способностей детей, как повышение качества работы физкультурно - оздоровительной направленности в условиях ДОУ»
Результаты совместной работы ДОУ с педколледжем...
Презентация (из опыта работы) "Физкультурно-оздоровительные технологии в деятельности педагога доу".
Презентация подготовлена как приложение к оздоровительному проекту за 2014 - 2015 учебный год....
Презентация проекта из опыта работы физкультурно-оздоровительной направленности «Неделя здоровья»
Цель проекта: “Неделя здоровья” формировать представление о здоровом образе жизни; вызва...
Презентация опыта работы "Физкультурно-оздоровительная деятельность".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ...
Доклад на тему: "Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется форми...
Опыт работы на педагогических советах с докладами на темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НОДА»
Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушение детей Орга...