Русские народные игры
картотека по физкультуре

Соловей Наталья Михайловна

Подвижные игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 2 «Метелица» комбинированного вида»

Картотека русских народных игр

                                                                                 

                                                                        Разработала и провела воспитатель МДОБУ

                                                                                  «Детский сад №2» Соловей Н. М.

Минусинск 2024

Русские-народные игры

     По средствам русских народных игр, передавалась из поколения в поколение мудрость наших предков. Игры давали возможность человеку развеяться, отдохнуть от ежедневных дел и зарядиться положительной энергией. Русские народные игры несут в себе социальную функцию, воспитывают сноровку, сообразительность, инициативу. Они просты, общедоступны, увлекательны; в них можно играть на праздниках, прогулках, во время семейного отдыха и занятий.

     Традиционно, для выбора ведущего, в русской народной игре использовался жребий. Например:

-Раз, два, три, поди вон, ты!

-Месяц-заяц вырвал травку, положил на травку, кто ее возьмет-вон пойдет!

-Катится торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?

-Катится яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.

     Также можно меряться по палке-«канаться».

-Один игрок захватывает конец, другой берется рядом, кому достанется противоположный конец-тот водит.

     Существуют жеребьевки- угады:

-Один из играющих пачкает палец и прячет в кулак, кто его разожмет, тот и водит

-Один из играющих прячет в руке камешек, кто угадает в какой, тот водит

-Можно вытягивать соломинку, договорившись о правилах (самая короткая, самая длинная-укажет на водящего)

Игры малой подвижности

  • «Черного и белого не говорить, да и нет - не повторить»

Водящий задает разные вопросы, играющим нужно не попасть в западню

  • «Воробей»

Играющие называются кустарниками или деревьями. Ведущий говорит: «Чив,чив, сидел воробей на малине, слетел на яблоню», яблоня продолжает игру: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел на…»

  • «Камешек»

Играющие садятся в ряд и складывают ладоши «лодочкой». Обойдя всех, ведущий оставляет камешек у одного из игроков в ладонях, затем говорит6 «Камешек ко мне!». Если игроки заметили у кого камень, они удерживают игрока и водящий начинает игру снова. Если нет-водящий выбирает себе замену.

  • «Король в плену»

Двое игроков по очереди кладут руку на руку партнера, считая до 9. На счет 10 наиболее быстрый игрок хватает руку  замедлившегося игрока со словами: «Король в плену!»

  • «В цапки»

Водящий протягивает руку вперед ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь указательный палец. Водящий произносит слова:

«Под моею крышей собрались мыши, заяц, белка, жаба, цап! - хватает зазевавшегося игрока, тот выходит из игры. Или: «На горе стояли зайцы и кричали - прячьте пальцы» Цап!

Игры средней подвижности

  • «Береги руки»

Играющие стоят по кругу, вытянув вперед руки ладонями вверх. Водящий двигается в центре круга со словами: «Береги руки!» и  задевает зазевавшегося  игрока за руку, тот выходит из игры или становится водящим.

  • «Садовник»

Играющие называются цветками. Ведущий говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, кроме…розы-раз, два, три! После этих слов роза должна сказать: «Я!»-«В чем дело?»-«Влюблена!» «В кого?»-«В тюльпан». Тюльпан убегает, роза догоняет его. Игра начинается заново.

  • «Холодно-горячо»

Один игрок прячет небольшой предмет, другие его находят, ориентируясь на слова водящего «Петя, холодно»-если предмет далеко от игрока, «Маша, теплее….горячо!»-если ребенок близок к находке. Другой вариант этой игры-один игрок ищет предмет, а все, сговорившись, прячут. Вместо слов можно использовать хлопки разной громкости, игру на ложках и т.п.

  •  «Перышко»

Игроки становятся в круг и подбрасывают вверх перо. Их задача направлять перо друг другу так, что бы оно не задело игрока. Кого коснется перо, тот проиграл.

Игры большой подвижности

  • «Углы»

Четверо играющих становятся по углам, а пятый- в центр, игроки меняются углами, а водящий старается занять опустевший угол. Кто прозевал-голит.

  • «Почта»

Выбирается водящий. Начинается перекличка:

-Динь, динь!

-Кто там?

-Почта!

-Откуда?

-Из города

- А что в городе делают?

Водящий отвечает (прыгают, танцуют, бегают..). Все игроки выполняют названное водящим действие.

  • «Палочка- выручалочка»

Кто-либо из играющих бросает палочку. Пока ведущий бежит за ней, остальные прячутся. Ведущий берет палку, стучит ею о землю и приговаривает:

Палочка пришла, никого не нашла.

Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет.

Если ведущий заметил спрятавшегося участника, он говорит: «Вижу, (имя)», тогда оба бегут к палочке. Если игрок добежал первым, он берет палочку со словами:  «Палочка-выручалочка, выручи меня» и стучит ею и снова бросает. Если первым добежал ведущий, то игрок остается стоять рядом с палочкой. Его могут спасти игроки, если кому либо удастся незаметно схватить палочку, произнести слова и снова бросить ее.

  • «Золотые ворота»

Двое водящих договариваются, кто из них будет луной, а кто солнцем, поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки, образуя воротца. Остальные игроки,  взявшись за руки, проходят через воротца. Можно менять темп, но нельзя разрывать руки. Водящие произносят слова: «Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз –запрещается,

А третий раз не пропустим вас! 

Ворота закрываются и ловят не успевшего пройти игрока. Пойманного игрока шепотом спрашивают, в чью команду он бы хотел пойти- команду луны или солнца. Он выбирает и встает позади выбранного водящего. Команды перетягивают канат или победа присуждается той команде, где больше игроков.

  • «Прорываты»

Играющие делятся по сговору на две команды, выстраиваются друг напротив друга и берутся за руки, образуя цепочку. Один игрок зовет: «Тары-бары, дайте (имя). Этот игрок бежит к противоположной команде, стараясь разорвать их цепочку. Если ему это удается, он забирает к себе в команду одного игрока из разорванного места, а если нет-остается в этой команде. Игра заканчивается, когда в одной из команд остается один игрок.

  • «Круговая веревочка»

Играющие берутся двумя руками за связанную в круг веревку. Водящий-в центр. Он старается задеть игроков по руке, а игрок-не допустить этого. Нельзя убирать одновременно две руки. Веревка не должна падать на землю.

  • «Колокольцы-бубенцы»

Играющие образуют круг. Выбираются два игрока. Один берет колокольчик или бубенцы, другому завязывают глаза. Все остальные игроки поют:

 «Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов водящий с завязанными глазами по звуку инструмента должен поймать второго водящего.

  • «Салки»

Водящий должен догонять и задевать игроков-осаливать Есть разные варианты салок- с приседаниями, когда игроки присаживаются на корточки, заметив водящего; салки на одной ноге-все дети, включая салку, прыгают на одной ноге; когда игроки могут расколдовывать пойманного игрока, перешагнув через него и др..  Игра заканчивается, если пойманы все игроки или первый пойманный выкрикивает: «Я салка!» и принимает на себя роль водящего.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...