Проект "Мяч и я, неразлучные друзья"
проект по физкультуре (старшая группа)

Ярмухаметова Наталья Михайловна

Проект "Мяч и я, неразлучные друзья"

Тип проекта: познавательно - игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Время проведения: с сентября по ноябрь

Участники проекта:  дети старшего  дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители (законные представители).

Возраст участников проекта: 5-6 лет

Проблема проекта: поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.

Обоснование проблемы:

1. Незнание родителей и детей истории мяча, его видов.

2. Не использование родителями в играх с детьми мяча.

3. Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности.

Актуальность проекта: Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Игры с мячом в дошкольном возрасте усложняются по мере роста ребенка. Воздействие мяча на него не только физическое и интеллектуальное развитие, но и эмоциональное.

Ребенок не просто играет с мячом, он варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, что развивает руки малыша.

Движение рук способствует также развитию речи. Современные научные данные подтверждают, что области головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов и мелкую моторику пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активируется весь организм.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции, координацию, смекалку; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшает обмен веществ.

Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители  о них знают и применяют в деятельности. Данный факт способствовал выбору темы для проектной деятельности.

Цель проекта: сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

по физическому развитию

«Мяч и я, неразлучные друзья!»

в старших группах «Светлячок» и «Капельки»

C:\Users\Натуля\Desktop\работа\проекты\фото к проекту\IMG_20191014_113205.jpg           C:\Users\Натуля\Desktop\работа\проекты\фото к проекту\IMG-20191018-WA0017.jpg

                                                                 

   Составили и реализовали инструктор по ФК: Ярмухаметова Н.М.

Воспитатель высшей квалификационной категории:  Мулюкова И.В.

Воспитатель  первой категории: Аминева Г.Ю.

Воспитатель: Абдульманова Р.Р.

Кармаскалы.

Тип проекта: познавательно - игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Время проведения: с сентября по ноябрь

Участники проекта:  дети старшего  дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители (законные представители).

Возраст участников проекта: 5-6 лет

Проблема проекта: поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.

Обоснование проблемы:

1. Незнание родителей и детей истории мяча, его видов.

2. Не использование родителями в играх с детьми мяча.

3. Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности.

Актуальность проекта: Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Игры с мячом в дошкольном возрасте усложняются по мере роста ребенка. Воздействие мяча на него не только физическое и интеллектуальное развитие, но и эмоциональное.

Ребенок не просто играет с мячом, он варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, что развивает руки малыша.

Движение рук способствует также развитию речи. Современные научные данные подтверждают, что области головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов и мелкую моторику пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активируется весь организм.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции, координацию, смекалку; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшает обмен веществ.

Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители  о них знают и применяют в деятельности. Данный факт способствовал выбору темы для проектной деятельности.

Цель проекта: сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Задачи проекта:

Развивающие:

- способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности посредством взаимодействия с мячом индивидуально и при сотрудничестве со взрослым (родителем (законным представителем), педагогом);

- развивать выносливость, ловкость, выдержку, моторику пальцев рук, укреплять мышцы ног, рук, живота;

- укреплять здоровье и физическое развитие детей;

Образовательные:

- обобщить представление детей в разнообразии мячей и их назначении; познакомить с подвижными играми с мячом, - продолжать формировать умение  детей выделять характерные признаки: форму, цвет, величину, назначение, культурно-гигиенические и физические навыки.

- закреплять знания и представления о спорте и спортивных играх.

Воспитательные:

- вызывать интерес к многообразию мячей,

- формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания;

- заинтересовать родителей в использовании мяча в дидактических играх.

- воспитывать упорство, настойчивость в спортивных играх с мячами; внимание, отзывчивость, взаимопомощь и взаимовыручку.

Ожидаемый результат проекта:

• Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;

• формирование активной позиции у детей по укреплению и здоровьесбережению посредством игр и игровых упражнений с мячом;

• просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников имиджа ЗОЖ.

• обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОО;

• организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи»;

• создание пособий и методического материала  по ознакомлению детей и родителей с историей мяча и формами активной деятельности с ним.

 Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1-й этап – подготовительный

1

2

3

Определение проблемы, задачи и цели проекта;

Составление плана реализации основного этапа проекта;

Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике  для практического обогащения проекта (подготовить опыты с мячом, стихотворения, музыку для ритмичных физкультурных упражнений, подвижных игр,  средств и пособий)

С педагогическим  коллективом:

- определение целей и задач проектной деятельности,

- разработка маршрута реализации проекта, с обсуждением представленных предложений и мнений

Сентябрь

02.09-06.09

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

2-й этап основной

1

2

3

4

5

6

7

8

С педагогами:

- дискуссия «Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча».

С воспитанниками:

- знакомство с направлениями деятельности по реализации проекта,

- беседа «Игры, в которые я играю дома».

- интервьюирование (выборочное) «Для чего нужны мячи?"

С родителями:

-знакомство с целями, задачами и направлениями реализации проекта;

- анкетирование с родителями «Играете ли Вы с ребёнком дома в мяч?» (Приложение 1)

-индивидуальные беседы по вопросу создания и пополнения развивающей,  игровой среды в условиях домашнего воспитания

Сентябрь

09.09 – 20.09

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

10

11

12

13

Утренняя гимнастика с малым мячом (приложение 2)

ООД  (Приложение 3)

Подвижная игра «Ер шары» - «Шар на земле» (башкирская народная  игра) (Приложение 4)

Оформление папки передвижки «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, упражнения с мячом и т. д.).

Сентябрь

 23.09 -27.09

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

14

15

16

17

18

Утренняя гимнастика с большим мячом (Приложение 2)

 Показ презентации: «История мяча» (Приложение 5)

Прогулка: подвижная игра с мячом  «Ручеёк с мячом» (Приложение 4)

Создание картотеки подвижных игр с мячом (Приложение 4)

Экскурсия в магазин спортивных товаров «Олимп»

Октябрь

30.09- 4.10

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

19

20

21

22

23

Утренняя гимнастика с массажным мячом Су-джок (Приложение 2)

Игровое упражнение «Ловкие пальчики»

ООД с мячом (приложение 3)

Прогулка: подвижная игра «Урталы уйыны» - «Игра на среднего» (башкирская народная  игра) (Приложение 4)

ЧХЛ: Прослушивание стихотворения авт. Адилия Моккули «Кот и мяч» (приложение 6)

Октябрь

07.10 -.11.10

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

24

25

26

ХЭР: Рисование. Беседа и раскрашивание иллюстраций по теме «Мячи разных видов спорта» (приложение 7)

ЧХЛ Сказка «О мяче и о Вовке» Любовь Ушакова (приложение 8)

Подвижная игра «Уральский мяч» (башкирская народная  игра) (Приложение 4)

Октябрь

14.10 -18.10

11.10

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

27

28

29

30

Утренняя гимнастика с большим мячом (приложение 2)

ХЭР: Лепка из пластилина « Я играю с мячиком» (приложение 9)

Эстафета на прогулке «Передай над головой»

ООД  (Приложение 3)

Октябрь

21.10 – 25.10

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

31

32

33

34

ФКЦМ: исследование мяча в экспериментальной деятельности, проведение опыта с мячом: «Тяжелые и легкие предметы в воде» (Приложение 10)

Разучивание стихотворений о мячах. (Приложение 11)

Подвижная игра «Тукта!» - «Стоп!» (башкирская народная  игра) (Приложение 4)

ХЭР: аппликация «Мой любимый мяч» (Приложение 12)

Октябрь

28.10 – 01.11

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

35

36

37

Работа с родителями:

Изготовление мячей из бросового и подручного материала «Мастерская мяча»

(Изготовление для реализации проекта и пополнения спортивного центра новыми нетрадиционными, мячами ручной работы).

Индивидуальные беседы «Как и из чего, изготовить мяч для игры с ребенком»

Спортивный праздник с родителями «Мы здоровью скажем - «ДА» (приложение 13)

Приложение

Ноябрь

04.11 -08.11

 Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Муз.руководитель

Ардуанова А.Н.

Аминева Г.Ю.

38

39

40

41

42

Утренняя гимнастика с мячом. (приложение 2)

Работа с родителями: рисование с ребенком: «Как я играю с мячом».

Организация выставки рисунков «Как я играю с мячом».

Организация выставки «Мастерская мяча»

Просмотр мультфильма «Необыкновенный матч»

Ноябрь

11.11-15.11

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

43

44

45

Экскурсия в Физкультурно Оздоровительный Комплекс на тренировку по футболу.

Просмотр мультфильма «Как утенок – музыкант стал футболистом?»

Мастер – класс для воспитателей «Народные игры с мячом» (приложение 14)

Ноябрь

18.11-22.11

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Аминева Г.Ю.

3-й этап заключительный

1

2

3

4

5

6

7

Спортивное развлечение "Веселые мячи" (приложение 15)

Организация фотосессии «Эти разные мячи»

Итоговая статья в районную газету «Кармаскалинская новь»: «Мяч и я неразлучные друзья» (Приложение 16)

Обмен опытом работы участников проекта;

Подведение итогов работы над проектом;

 Презентация проекта на родительском собрании.

Ноябрь

25.11-29.11

Инструктор ФК

Ярмухаметова Н.М.

Воспитатели

Мулюкова И.В.

 Абдульманова Р.Р.

Муз.руководитель

Ардуанова А.Н. Аминева Г.Ю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бабанова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие/ Е.С. Палат, М.Ю. Бухарина. – М. Изд. Центр «Академия», 2002.

4. Селявка Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

5. Грядки на Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»; Учебно-методическое пособие /. Ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -6.Л.И.Пензулаева. Физическая культура для детей 5-6 лет. Издательство «Просвещение»,1988.

7. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методический комплект программы «Детство». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.

8. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для родителей.hello_html_29362a55.png

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПРОСИМ ВАС ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

«Играете ли Вы с ребёнком дома в мяч?»

Ф.И.О________________________________________________

  1. Как вы относитесь к играм с мячом?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) нейтрально.

  1. Играете ли вы в домашних условиях с ребенком в мяч?

А) играем часто;

Б) играем, но редко;

В) не играем вообще.

  1. Назовите игры с мячом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая любимая игра у вашего ребенка в мяч?

__________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы игры с мячом полезными?

А) да;

Б) нет;

  1. Поощряете ли вы ребенка за достижения в игре с мячом?

А) да и это обязательно;

Б) иногда;

В) нет.

  1. Есть ли в вашей семье пример достижений в игре с мячом?

_________________________________________________________________

  1. Насколько вы оцените ловкость рук у вашего ребенка?

А) он очень ловкий;

Б) ловок, но ещё нужно тренироваться;

В) ловкости нет.



Предварительный просмотр:

Приложение 12

Конспект ХЭР: аппликация «Футбольный мяч»  в технике «обрывная аппликация».

Цель: Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча.

  • Отрабатывать навык работы с бумагой, клеем, соблюдать технику безопасности.
  • Закрепить навык работы техники «обрывная» аппликация.
  • Совершенствовать знания об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов).
  • Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята ! Сегодня нам с вами предстоит подробнее познакомиться с предметом, который всем вам хорошо знаком. А что это за предмет, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы (Футбол).

Мяч- одна из самых древних и любимых игрушек. Придумали его очень давно. История не знает ни точного места, ни времени появления первого мяча. Но еще древние люди играли в игры с мячом, и мяч считался не детской игрушкой. Ему поклонялись, в него играли взрослые люди, т.к. надо было быть очень ловким, выносливыми и быстрым. Мячи делали из доступных материалов: плели из травы, вырезали из камня, дерева, лепили из глины, шили из шкур животных.

В Древней Греции мяч считался самым совершенным предметом, т. к. был похож на солнце, и ему приписывалась волшебная сила. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, перьями или мхом. Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовались для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола. Играть с мячом считалось очень полезным делом. Древнегреческие врачи приписывали больным вместо лекарств играть тяжелыми каменными мячами или мячами набитыми песком.

В Африке на берегу реки Нил живут жуки-скарабеи. Возможно, у них египтяне научились лепить шары из ила и придумали играть с ними. Такие мячи надо было осторожно перебрасывать друг другу- от удара о землю он мог разбиться. В египетском «футболе» каждая команда играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мячи делали из дерева и загоняли его в ворота изогнутыми палками.

Когда Колумб с моряками причалил к берегам Америки, то увидели, как индейцы играют круглым черным предметом, который очень высоко взлетал над землей. Оказалось, индейцы делали мячи из смолы каучуковых деревьев. Индейцы показали морякам эти деревья. Моряки обмазали в смоле шитые из тряпок мячи смолой, она затвердела на воздухе и стала резиновой. Так появились резиновые мячи.

На Руси делали легкие мячи из бересты и тяжелые - из туго свернутых тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки- получался мячик-погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш».

Еще мячи делали из сухой травы. Мячи вырезали из дерева. Были даже каменные мячи.

С появления самого первого мяча до современного мяча прошло много времени. Менялись материалы, более совершенные модели вытесняли устаревшие, оставались самые прочные и практичные. Теперь, когда вы познакомились с историей появления мячей, давайте тоже попробуем сделать мячи самостоятельно. Конечно , мы не можем сделать такие мячи как на фабрике, давайте используем подручные простые материалы у нас с вами это будет бумага.

Я раздам вам шаблоны мячей а вы будете Обрывать небольшие кусочки цветной бумаги и приклеивайте на мяч, старайтесь за контур не заступать.

старайтесь работать аккуратно, чтобы работа получилась красивая.

- не забывайте убирать лишний клей салфеткой.

Сегодня все ребята очень хорошо поработали, у вас получились замечательные футбольные мячи, давайте повесим их на выставку и посмотрим какие они красивые!!!!



Предварительный просмотр:

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с мячом

http://900igr.net/up/datas/220659/015.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Игры народов России

«Свечки» (русская  народная  игра)

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассып­ную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом по­пасть в ближайшего от него игрока. Если ему это уда­лось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1.  Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2.  Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

«В узелок» (татарская  народная  игра)

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от ос­тальных детей, которые стоят или усаживаются в кру­жок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, ста­новится водящим. Игра продолжается.

Правила:

1.  Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2.  Нельзя прятать узелок от водящего, надо как мож­но быстрее перебрасывать его своему соседу.

3.  Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, напри­мер, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

«Повелитель  лунки» (чувашская народная  игра)

Если игра проводится на улице, тогда в центре пло­щадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного цен­тра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстоя­ния зависит сложность игры). «Повелитель лунки» гром­ко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбега­ются по площадке. Водящий должен обязательно по­пасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок вы­бывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

Правила:

1.  Засчитывается только прямое попадание мяча.

2.  Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3.  Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сде­лавший это, выбывает из игры.

«Белый мяч» (калмыцкая  народная  игра)

Эта игра когда-то имела обрядовый характер. В на­чале лета, когда начинает линять крупный рогатый скот, собирали белую шерсть, из которой изготавлива­ли небольшой белый мяч. Сейчас для этой игры мож­но использовать любой мяч.

Игру можно проводить на большом поле, на игро­вой площадке. Перед началом игры все игроки разде­ляются на две команды. Один игрок отбегает от всех остальных на значительное расстояние и забрасывает мяч как можно дальше. Как только игрок возвращает­ся, все дети бросаются в ту сторону, куда упал мяч, и каждый стремится первым схватить мяч. Тот, кто пер­вым нашел мяч, издает победный возглас и бросается назад, к исходному рубежу. Игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч, а игроки из своей команды помогают ему. Игрок может перекинуть мяч любому игроку из своей команды, если сам не в силах защитить мяч или убежать от своих преследователей. Выигравшей считается та команда, которая сумела до­ставить мяч к рубежу и вручить его тому игроку, кто бросал мяч в начале игры.

Правила:

1.  Допускаются силовые приемы при отнимании мяча, но без подножек и толчков.

2.  Если игра проводится несколько раз, то выиграв­шей команде засчитывается одно очко, и победитель­ницей становится команда, игроки которой сумели завоевать больше очков.

«Заяц» (русская  народная игра)

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, ста­новится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1.  При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2.  Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3.  Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасы­вать его другому игроку как можно быстрее.

«Вышибалы» (русская  народная  игра)

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которо­го мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1.  Если «вышибала» бросил мяч недостаточно силь­но, то любой игрок может его поймать: он получит до­полнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2.  Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3.  Последние два игрока сами становятся «вышиба­лами», и игра повторяется вновь.

4.  Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

«Мяч об узкую стенку» (мордовская  народная  игра)

Название этой игре дала вкопанная вертикально в землю узкая доска (шириной около 30 см) длиной 2 м. Если играют дети, то высота доски может быть мень­ше, необходимо укрепить ее сзади другой деревянной доской или колом, чтобы придать устойчивость.

В начале игры такая доска — «узкая стенка» — ус­танавливается на первой линии, параллельно которой на расстоянии 10—15 м чертится на земле вторая ли­ния. На первой линии, примерно в 1 м от «узкой стен­ки», становится выбранный по жребию водящий, ос­тальные игроки располагаются позади второй линии.

В руках у водящего небольшой резиновый мяч и «бита» — деревянная палочка или узкая дощечка (раз­меры 10x60 см), обтесанная с одного конца б виде руко­ятки. Водящий подбрасывает мяч невысоко в воздухе и ударом «биты» выбивает за линию второго кона. Другие игроки пытаются поймать его на лету. Если какому-нибудь игроку это удалось, он становится на вторую линию и пытается попасть мячом в «узкую стенку». Если ему это удалось, он сменяет водящего, если нет, то игра продолжается со старым «метальщи­ком мяча».

Правила:

1. Перед началом игры надо договориться, сколько попыток имеет водящий, в случае если он не смог с первого раза попасть «битой» по мячу или перебросить его за линию второго кона. После этого он должен бу­дет передать «биту» другому игроку (он тоже опреде­ляется по жребию).

2.  Кидать мяч в «узкую стенку» можно только из-за второй линии, не заступая за нее.

3.  Расстояние между линиями можно изменять в зависимости от возраста игроков (чем младше дети, тем меньше расстояние).

4.  Можно разыгрывать очки: одно очко присуждает­ся игроку, попавшему в «узкую стенку», или водяще­му, если ни один игрок не смог попасть в нее. В конце игры победитель определяется по количеству набран­ных очков.

«Лапта»[1] (русская народная  игра)

Название этой древней игры произошло от назва­ния деревянной палки, которой забивали мяч: она по­хожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делят­ся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрово­го поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» рас­полагаются на его территории, игроки поля в произ­вольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направ­ляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1.  Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2.  Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше все­го игроков противника, или как можно дальше.

3.  Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на иг­ровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона, все игроки перебежали за линию кона, но не вер­нулись в город, во время перебежки игрока «города» запятнали.

«Уральский мяч» (башкирская народная  игра)

Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.

На игровой площадке чертят три параллельные ли­нии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это сред­няя линия, третья — это линия обхода.

Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «ме­тальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью ли­нию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту ли­нию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бро­савший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбо­ру бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае про­маха игра повторяется снова.

Правила:

1.  «Метальщики» бросают мяч по очереди, не пере­ступая ногой через линию бросания.

2.  «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3.  Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.

«Лунки» (русская народная  игра)

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой ли­нии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллель­но на расстоянии 2—3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой ре­зиновый мяч поочередно в каждую лунку — это опре­деляется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считает­ся игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

Правила:

1.  Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2.  Количество участников необходимо также огра­ничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

«Шар-мазло» («Котел») (русская  народная  игра)

Это очень популярная старинная русская игра, кото­рая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20—50 см, которую назы­вают «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиу­сом 1,5—2 м все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 см и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Осталь­ные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунка­ми. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

Правила:

1.  Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюш­ками, стараясь не пропустить его в «котел».

2.  Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший зто правило, ста­новится водящим.

3.  Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытать­ся добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4.  Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба  – птица») (русская народная  игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного от­вета.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой­мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебро­сить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проиграв­шим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллек­тивное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы по­лучить назад свои фанты.

Правила:

1.  Ведущий может кидать мяч, только после произ­несения ключевого слова.

2.  Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвле­кать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то назван­ное животное, птицу, рыбу — это считается неправиль­ным ответом, и игрок штрафуется на фант.

«Стоп!» «Тукта!» (башкирская народная  игра)

Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не ус­пел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стоп!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.

Правила:

1.Мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его, можно и передвигаясь.

2. Если после крика: «Стой!» игрок, в которого ки­нули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.



Предварительный просмотр:

Приложение 14

Мастер-класс для воспитателей: «Подвижные народные игры с мячом»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем ознакомления с народными играми с мячом.

Материалы и оборудование: резиновые мячи (разного размера) для обыгрывания народных игр, один белый мяч среднего размера, палка высотой 1 м, куколка.

Алгоритм  мероприятия:

Орг. момент. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нашу встречу мне хотелось бы начать с игры «Чудесный мешочек» (в нём находятся различные небольшие мячик). Педагоги по очереди опускают руку в мешочек ощупывают предметы, после чего передают следующему. После отвечают на вопрос Валентины Васильевны «Какие по форме предметы лежат в мешочке?», «На что похожи эти предметы?», «Можно ли их назвать одним словом? Или нет?».

Правильно, мяч! Но они все разные и наш сегодняшний мастер-класс посвящён играм с мячом.

 Актуальность: Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

 Мотивация По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью детей. все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме. Способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и т. д, что требует от детей активной умственной деятельности, познавательного материала. Содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельных действий.

  Историческая справка Игры с мячом знали еще в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Добротное качество исполнения этих мячей говорит о том, что их делали ремесленники-сапожники. В деревнях делали так же мячики, плетенные из лыковых или берестяных ремешков, красивые и легкие. Иногда внутрь заплетали комок глины – такой мяч «с тяжестью» дальше летел и годился для игры ногами.

Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там, на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твердым, как дерево. После просушки выходил упругий замечательный мячик, не уступающий прыгучестью резиновому сопернику.

Цель формирование мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений и игр с мячом;

Задачи:

- развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча, как предмета для игр и упражнений;

- совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр с мячом;

-развитие интереса к участию в подвижных народных играх в самостоятельной двигательной деятельности.

  Обоснование: Народные подвижные игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Проявления чувства коллективизма у играющих, слаженности действий, взаимопомощи «один – за всех и все за одного», ответственности, смелости, находчивости.

Ребёнок, играя в подвижные народные игры приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, находит выход из критического положения, быстро принимает решение и приводит его в исполнение.

Проявляя инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

      Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Заманчивыми и любимыми детьми потешками.

     Классификация видов народных подвижных игр с мячом:

-Игры с ловлей, передачей и введением мяча: «Борьба за мяч», «Защита крепости»;

-Игры с броском мяча в корзину: «Метко в корзину»;

-Игры для обучения введению мяча: «Гонка мячей по кругу»;

-Игры с передачей и ловлей мяча: «Обгони мяч», «Подвижная цель»;

-Игры для обучения совершенствования техники передвижения: «Пятнашки», «Третий лишний».

Основная часть:

       В народных играх много юмора, шуток, соревновате6льного задора, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми потешками. Так например, зачины, которые по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

ХХХ

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

 Оборудование.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Сегодня все вместе мы проиграем подвижные игры разных народностей России.

«Мячик к верху» русская народная игра.

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» все должны остановиться, а водящий не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

Чувашская народная игра «Забрасывание белого мяча»

В центре небольшой площадки вбивают палку (высотой 1 м, наряжают её в куколку. играют две команды. Один из игроков, которому, дано право закидывать мяч, отделяется от группы и забрасывает мяч как можно дальше. В это время все играющие, закрыв глаза, тихо стоят и слушают, куда упадёт мяч. Услышав стук мяча о землю, дети бегут искать его. Тот, кто найдёт мяч, должен незаметно передать его игроку своей команды, а соперники стараются отнять его. Победу одерживает та группа, представитель которой донесёт мяч до куколки.

Правила игры. Нельзя подсматривать и долго задерживать мяч в руках. Разбегаться и искать мяч можно только после отскока.

Татарская народная игра: «Мяч»

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передаёт его следующему напротив, и т. д. Если играющий не поймает, то переходит в плен на противоположную сторону. и так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определённом порядке.

    Рефлексия: «Чудесный мешочек» На мольберте размещены три больших мяча смайлика (грустный, весёлый, равнодушный). Ведущий предлагает педагогам выбрать из «Чудесного мешочка» смайлик-мяч соответствующий качеству проведённого мастер-класса и разместить на соответствующих больших мячах-смайликах.



Предварительный просмотр:

Дата

Программное содержание:  Повторить бег, продолжительность до 1 минуты, упражнение в прыжках. Развивать ловкость и глазомер, координацию движений; воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию, взаимопомощи.

26.09.2019 г.

Ноябрь I неделя

ООД

Вид дея-ти

Средства

Взаимо-действие

с педагогами

индивидуальная деятельность

Взаимо-действие

с родителями

вводная

Ходьба в колонне по одному на носках, руки на пояс, переход на бег продолжительностью до 1 минуты; переход на обычную ходьбу.

Двигательная игровая

 

Мячи

канат

 Броски мяча вверх двумя руками и ловля его, броски мяча вверх и ловля его с хлопком в ладоши.

Игровые упражнения.

1.«Не попадись».

2.«Мяч о стенку»

Никита

Айдиля

Руслан

Булат

Ознакомить родителей с пальчиковой гимнастикой.

ОРУ

Без предметов

ОВД

 Игровые упражнения.

1.«Не попадись».

2.«Мяч о стенку»

индивидуальная деятельность с детьми с ОВЗ

Упражнять в умении манипулировать разными предметами при перекладывании его из руки в руку

Игровое упражнение:

«Горячие пирожки»

Дыхательная гимнастика: «Дудочка»

ПИ

«Быстро возьми» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу.

НТФ

Дыхательное упражнение  «Ежики»

Зак-ая

Ходьба в колонне по одному между предметами, положенными в одну линию

Приложение 3



Предварительный просмотр:

Дата

Программное содержание:  Повторить бег, продолжительность до 1 минуты, упражнение в прыжках. Развивать ловкость и глазомер, координацию движений; воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию, взаимопомощи.

26.09.2019 г.

Ноябрь I неделя

ООД

Вид дея-ти

Средства

Взаимо-действие

с педагогами

индивидуальная деятельность

Взаимо-действие

с родителями

вводная

Ходьба в колонне по одному на носках, руки на пояс, переход на бег продолжительностью до 1 минуты; переход на обычную ходьбу.

Двигательная игровая

 

Мячи

канат

 Броски мяча вверх двумя руками и ловля его, броски мяча вверх и ловля его с хлопком в ладоши.

Игровые упражнения.

1.«Не попадись».

2.«Мяч о стенку»

Никита

Айдиля

Руслан

Булат

Ознакомить родителей с пальчиковой гимнастикой.

ОРУ

Без предметов

ОВД

 Игровые упражнения.

1.«Не попадись».

2.«Мяч о стенку»

индивидуальная деятельность с детьми с ОВЗ

Упражнять в умении манипулировать разными предметами при перекладывании его из руки в руку

Игровое упражнение:

«Горячие пирожки»

Дыхательная гимнастика: «Дудочка»

ПИ

«Быстро возьми» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу.

НТФ

Дыхательное упражнение  «Ежики»

Зак-ая

Ходьба в колонне по одному между предметами, положенными в одну линию

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

"Неразлучные друзья – это вся моя семья!" Досуг для детей и родителей с использованием ТРИЗ-РТВ, ИКТ.

Этот досуг для детей и родителей направлен на воспитание чувства единения семьи; чувства сплочения; желание сделать близким и дорогим людям приятное.Презентация делает его боле...

Сценарий праздника с участием детей и родителей «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

Задачи  нравственного  воспитания  в группе  общеразвивающей  направленности  для  детей  4-5  лет:1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой ...

Неразлучные друзья - взрослые и дети

Нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание. Современное состояние экологической обстановки создает огромную проблему здоровья людей, проблему ...

"Неразлучные друзья – это вся моя семья!" Досуг для детей и родителей с использованием ТРИЗ-РТВ, ИКТ.

Этот досуг для детей и родителей направлен на воспитание чувства единения семьи; чувства сплочения; желание сделать близким и дорогим людям приятное.Презентация делает его более увлекательным и интере...

"Неразлучные друзья есть на белом свете"

Конкурсная программа чтецов для детей 5-7 лет. такая форма работы помогает детям почувствовать красоту и выразительность родной речи, формирует эстетические чувства, а также учит детей дорожиить дружб...