"Двигательная активность детей в ДОУ"
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 86» г. Оренбурга
Семинар-практикум
«Двигательная активность
детей в ДОУ»
ВОСПИТАТЕЛЯ:
Лошмановой Ольги Викторовны
г. Оренбург, 2021
Семинар-практикум
«Двигательная активность детей в ДОУ»
Цель: систематизировать знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ.
Задачи:
- Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.
- Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ по повышению двигательной активности детей.
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.
Материалы и оборудование: мячик, медали, книга обратной связи.
Раздаточный материал участникам семинара-практикума: карточки с видами движений, картинки с видами спорта.
Ход семинара-практикума.
- Вступление. Теоретическая часть с презентацией.
Приветствие педагогов в кругу. Озвучивание темы семинара.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Блиц опрос «Двигательная активность»
Что же такое двигательная активность? Как на Ваш взгляд можно одним или несколькими словами образно выразить это понятие?
(здоровье, энергичность, движение, хорошее настроение, отсутствие усталости). (Педагогам предлагается передавая друг другу мячик назвать образное слово или выражение)
Мы уточнили, что двигательная активность — это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря двигательная активность — это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность способствует
- Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям
- Росту физической работоспособности
- Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем
- Формированию личностных качеств
- Улучшению психолого – эмоционального состояния
- Укреплению психического здоровья
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично — регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Недостаточная двигательная активность — гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, необходимо ставить перед собой и решать следующие задачи:
- увеличить двигательную активность;
- создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО:
Я Вам предлагаю подумать, вспомнить и назвать целевые ориентиры по физическому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования.
— у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
— он подвижен, вынослив, владеет основными движениями;
— может контролировать свои движения;
-выполняет разные виды бега и т.д.
Предлагаю Вам закончить фразу:
Двигательная активность является видом деятельности образовательной области…………..«Физическое развитие».
Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:
— Специально организованное обучение.
— Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
— Свободная, самостоятельная деятельность детей.
Как Вы думаете Какие формы организации двигательной активности относится к первому блоку?
— физ. занятия
— хореография
— логоритмика
В дошкольных учреждениях основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
- удовлетворять естественную потребность в движении;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
- создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
— утренняя гимнастика,
— прогулка
— физминутки
— динамические паузы между занятиями
— П/и и физ. упражнения на прогулке
— гимнастика после сна
— дыхательная гимнастика
— гимнастика для глаз
— пальчиковая гимнастика
— индивидуальная работа по физ.воспитанию
Свободная, самостоятельная деятельность детей.
Она организуется в зависимости от инд. особенностей детей, проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Немаловажное значение для развития двигательной активности имеет работа с родителями. Педагогическому коллективу детского сада необходимо уделять большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство.
Для этого можно использовать разнообразные формы работы:
- организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).
- дни открытых дверей для родителей
- совместное творчество детей и родителей.
- создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.
- тематические родительские собрания.
Для успешной организации работы по «физическому развитию» детей важно не только соблюдать требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы ДОУ и РПП среде, но и уровень профессиональных умений педагогов.
- Практическая часть.
«Мозговой штурм»
Предлагаю вам карточку, в левой колонке которой даны основные движения. Напишите примеры подвижных игр, способствующих развитию того или иного движения.
Карта для проверки
О/Д Бег, ходьба: П/И «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
О/Д Прыжки, равновесие: П/И «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Лягушки» (по кочкам).
О/Д Метание, ловля: П/И «Попади в цель», «Снежный бой», «Белые медведи».
О/Д Лазанье: П/И «Достань до листочка», «Лиса в курятнике», «Под мосточком».
Малоподвижная игра «У кого мяч?».
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.
Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.
Конкурс «Самый умный теоретик»
Вам предстоит ответить на вопрос. За каждый правильный ответ Вы получите медаль.
Определите, с какой возрастной группы вводятся:
- ходьба парами; (младшая)
- Бег по ориентиру; (младшая)
- перестроение из звеньев в звенья; (средняя)
- размыкание без помощи рук; (старшая)
- увеличение дозировки ОРУ до 7-9раз; (подгот.)
- боковое подлезание; (средняя)
- метание на дальность; (младшая)
- ведущим может быть каждый ребенок; (средняя)
- упражнение на внимание «Флажок и погремушка»; (младшая).
- прыжки с продвижением вперед; (средняя)
- метание в подвижную цель; (старшая)
- игры с элементами спортивных игр; (средняя)
- считалки при проведении игр; (средняя)
- повороты; (старшая)
- прыжки через скакалку; (средняя)
- использование выражения «Исходное положение при выполнении ОРУ»; (подгот.)
- лазание; (младшая)
- статистические упражнения на равновесие. (младшая)
«Спортивный калейдоскоп»
Я Вам предлагаю разделиться на две команды. Каждой команде необходимо подготовить и провести пальчиковую гимнастику, другой команде физминутку. Необходимо пояснить для какого возраста, в какой режимный момент можно включить данный вид двигательной активности.
«Живые картинки».
Каждый получает иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, баскетбол, биатлон, художественная гимнастика). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
- Заключительная часть.
В завершении нашего семинара я Вам предлагаю оценить нашу совместную работу и оставить свою оценку данному мероприятию. Я приготовила для Вас книгу обратной связи с педагогами, где необходимо напротив каждой надписи поставить стикер, отражающий Ваше отношение к данному мероприятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/сада....
Презентация. Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.
Создание двигательно-игровойсреды и соблюдение режимовдвигательной активностидетей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»
Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...
«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»
laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....