Для родителей "Ориентировка в пространстве 6-7 лет"
консультация по физкультуре (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_orientirovka_67l.docx | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся ориентироваться в пространстве!
Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.
Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.
Содержание работы по ориентировке в пространстве для подготовительной к школе группы направлено на подготовку детей к освоению школьных знаний через решение следующих задач:
1) совершенствовать умение детей определять пространственное положение объектов относительно другого объекта, предмета; 2) учить ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради); 3) учить ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; 4) активизировать в речи слова, обозначающие пространственные отношения: ниже, от, до, над, по, верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо и т.д.
К моменту поступления в школу наряду с другими знаниями, умениями и навыками дети должны свободно ориентироваться в пространстве и владеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи.
Освоить необходимые навыки ориентировки в пространстве ребенку помогут следующие игры.
Игра «Подними руку».
Цель: тренировать внимание, умение дифференцировать правую и левую руки.
Содержание: взрослый называет слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Задача ребенка быть внимательным и поднимать левую руку, когда услышит звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».
Игра «Путаница».
Цель: совершенствовать умение определять правые и левые части тела. Содержание: предложите ребенку правой рукой закрыть левый глаз; левой
рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.
Игра «Неугомонный мяч».
Цель: закреплять ориентировку ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закреплять понимание предлогов.
Содержание: ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого: «Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, переложи в правую руку и т. д.»
Игровое упражнение «Добавь слово».
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Содержание: сначала с ребенком обсуждается, что и где находится в комнате или другом месте относительно его. Затем взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивают:
- Стол стоит... (Впереди меня.) - Полка висит... (Сзади меня.) - Слева от тебя... (Окно.)
- Справа от тебя... (Цветок.) Игра «Лицом друг к другу».
Цель: упражнять в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив человека, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Содержание: стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у человека стоящего напротив, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.
Упражнение «Покажи где?».
Цель: учить ориентироваться в пространственных направлениях от предмета. Оборудование: рубашка, блузка.
Содержание: ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.
Игра «Что где стоит?».
Цель: установление пространственных отношений между предметами. Оборудование: разные игрушки (мишка, матрешка, пирамидка, неваляшка). Содержание: Взрослый предлагает ребенку расставить игрушки по
инструкции, например, справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка и т.д.. Затем предлагает рассказать, как стоят предметы относительно друг друга. Для начала можно использовать наводящие вопросы:
- Какая игрушка стоит справа от матрешки? - Что стоит перед неваляшкой?
- С какой стороны от мишки находится матрешка? И т.д. Игра «Найди».
Цель:учитьпоописаниюпространственногорасположения находитьпредмет. Оборудование: какой-либо предмет, игрушка, которые игроки ищут в ходе
игры.
Содержание: взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а твоя задача определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а ребенок называет его.
Игра «Да - нет».
Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета путем наводящих вопросов; активизировать в речи детей пространственные наречия, предлоги, слова, обозначающие пространственные направления.
Оборудование: любой предмет, игрушка, находящийся в помещении. Содержание: Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в
комнате, а остальные с помощью вопросов должны определить его местонахождение и отгадать, что это за предмет. Например, «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.
Игра «Что изменилось?».
Цель: упражнять в назывании местоположения предметов относительно друг друга.
Оборудование: несколько предметов (количество в зависимости от возраста). Содержание: На столе, полуопределенным образом лежат предметы. Ребенок
запоминает, как они расположены. Далее закрывает глаза, а в это время взрослый меняет местами пару предметов. Ребенок открывает глаза и рассказывает о том, где предметы стояли раньше и где сейчас.
Игра «Перестановки».
Цель: освоение пространственных предлогов. Оборудование: различные игрушки.
Содержание: на столе расположены различные предметы и игрушки. Ребенку предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.».
Игра «Назови соседей».
Цель: освоение пространственных предлогов.
Оборудование: лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Содержание: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него; - что нарисовано под ним;
- что находится вверху справа от заданного предмета и т.п. Игра «Роботы».
Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении по устному указанию.
Содержание: ребенку предлагают пройти какой-то путь, но не как все люди, а как робот: два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, один шаг вправо.
Игра «Найди игрушки».
Цель: учить передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки.
Содержание: Заранее спрятать в комнате игрушку.
Вариант 1. Попросить ребенка (детей) найти ее, используя подсказки: «Иди вперед, поверни налево, сделай шаг назад, посмотри внизу, на подушке, в шкафу, выше, ниже» и т.д. После обнаружения игрушки, взрослый предлагает кому-то из детей рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Игровое упражнение «Найди предмет» или «Найди флажок».
Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении. Оборудование: какая-либо игрушка или предмет.
Содержание: Строится игра по типу выполнения ребенком индивидуальных поручений. Взрослый называет ряд ориентиров, в соответствии с которыми ребенок движется к цели, т. е. к месту, где спрятана игрушка. Вызванному ребенку предлагается, например, дойти до скамейки, повернуть направо, найти тропинку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель: совершенствовать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.
Оборудование: игрушка зайчик.
Содержание: взрослый предлагает ребенку самостоятельно спрятать на игровой площадке игрушку и придумать маршрут, как до нее добраться от условного места. Далее взрослый двигается по указанию ребенка и находит спрятанную игрушку.
Упражнение «Твой путь».
Цель: учить детей описывать маршрут, используя в речи пространственные направления и предлоги.
Содержание: ребенку предлагают рассказать, как он идет в сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
Упражнение «Что где находится?».
Цель: учить детей определять местоположение предметов на листе бумаги. Оборудование: картинка с изображением рисунков в разных ее частях. Содержание: ребенку предлагается по картинке назвать предметы,
изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Игра «Что где лежит».
Цель: учить детей определять местоположение предметов относительно друг друга на поверхности стола.
Оборудование: разные предметы.
Содержание: Ребенок выполняет задания взрослого .
- Альбом для рисования положи перед собой посередине стола. - Простой карандаш положи справа от альбома.
- Цветные карандаши положи слева от альбома. - Ластик положи вверху.
- Точилку - внизу. Вопросы:
Что лежит в центре стола?
Где лежит ластик? Карандаш? И т.д.
Отвечая, ребенок использует пространственные обозначения.
Игра «Геометрический диктант».
Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.
Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.
Содержание: взрослый предлагает разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:
- красный квадрат находился в левом верхнем углу; - жёлтый овал – в центре листа;
- зеленый квадрат в правом верхнем углу,
- красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;
- коричневый прямоугольник в правом нижнем углу; - оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;
- синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;
- посередине между квадратами синий круг; - зеленый круг между прямоугольниками.
Далее взрослый показывает детям узор, которыйдолженбыл уних получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.
Игра «Художник».
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: магнитная доска, картинка - фон, предметные картинки. Содержание: взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты - художник, а я -
твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте». Ребенок выполняет задание взрослого, после чего меняется с ним ролями.
Упражнение «У кого что получилось».
Цель: учить детей по инструкции (на слух) составлять рисунок на листе в клетку.
Оборудование: листы в клетку и карандаши по количеству детей, образец. Содержание: взрослый заранее задумывает какую-нибудь фигуру и рисует ее
на листке согласно клеточкам. На листах в клеточку, дети под диктовку педагога ведут линию (три клетки направо, одна вниз, 2 клетки влево и т.п.). Если ребенок выполнял все указания правильно, то у него получается та фигура, которую задумал взрослый.
Игровое упражнение «Нарисуй план комнаты».
Цель: учить определять местоположения предметов (мебели) в пространстве, и отображать на листе бумаги, заменяя мебель геометрическими фигурами.
Оборудование: альбомный лист, фломастер.
Содержание: взрослый предлагает рассмотреть комнату и расположение мебели в ней. Определить, какой геометрической фигурой можно заменить шкаф, стол, диван и т. д. Затем нарисовать план группы на альбомном листе, заменяя мебель подходящими геометрическими фигурами.
Вопросы:
1. Что стоит слева (справа) от стола?
2.Что стоит между спортивным уголком и кухней (любые другие предметы)? 3. Гладильная доска или пылесос (любые другие предметы) стоит ближе
(дальше) к комоду с посудой? и т. д.
Игра «Найди клад».
Цель: закрепить умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию, найти «клад».
Оборудование: карта-схема.
Содержание: взрослый говорит ребенку, что в комнате спрятан «клад» и показывает карту-схему, на которой крестиками обозначены начало и конец пути. Взрослый объясняет, как пользоваться такой картой-схемой, что обозначают стрелочки и как на карте обозначено место спрятанного клада.
Игровое упражнение «Где Маша?».
Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Оборудование: план, игрушка, фломастер.
Содержание: ребенку предлагают найти в комнате заданную игрушку (или предмет), а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра «Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Оборудование: мяч.
Содержание: Взрослый называет слово, а ребенок отвечает ему противоположным - вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологич...
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...
конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...
Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.
Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...