Для родителей "Ориентировка в пространстве" 4 года
консультация по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditelyami_orientirovke_4_goda.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся ориентироваться в пространстве!
Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.
При освоении детьми средней группы ориентировки в пространстве решаются следующие задачи:
1) закреплять умение определять пространственное расположение частей своего тела; 2) учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки); 3) формировать умение двигаться в заданном педагогом направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз).
В возрасте 4-х лет дети достаточно хорошо ориентируются в схеме собственного тела и основных пространственных направлениях. Им становится доступна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В средней группе детей учат определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к ним, например, в игре «Скажи, где что находится» ребенку предлагают назвать, что находится перед ним, что позади; что справа, а что слева, вверху или внизу и т.д.: «Стол стоит справа от меня», «Стул стоит передо мной», «Сзади меня окно».
Сначала задания достаточно просты, но постепенно они усложняются: 1) детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди - сзади, справа – слева; 2) предметы рассматриваются в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до них постепенно увеличивается; 3) постепенно увеличивается и количество рассматриваемых предметов; 4) вначале даются упражнения только на парные и взаимосвязанные направления, затем в любом порядке.
Далее детям предлагается еще одно усложнение, которое заключается в том, что, выполнив поворот на 90° или 180°, ребенок опять должен назвать, где что находится. Таким образом, осознается относительность пространственных отношений. До тех пор, пока эта особенность недостаточно осознана детьми и навыки ориентировки у них непрочны, следует тщательно продумывать организацию упражнений. При этом педагог и дети размещаются так, чтобы можно было выполнять движение всем в одну сторону, одинаково воспринимая пространство.
После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении.
В средней группе для этого используются упражнения и игры, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе активного передвижения. Например, в игре "Куда пойдешь и что найдешь?" дети получают задание найти игрушки или какие-то предметы, а в словесной инструкции указывается направление поиска: «Направо пойдешь - мишку найдешь, налево пойдешь - матрешку найдешь и т.д.». Различные варианты таких игр-упражнений постепенно усложняются: увеличивается количество предметов, которые надо
отыскать; предлагается выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов и т.д.
Наподобие проводятся упражнения "Найди предмет", "Найди флажок", "Путешествие" и т.д.. Игровое действие здесь - также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.
Важно отметить, что каждое следующее указание педагог делает тогда, когда уже выполнено предыдущее. При этом называние предмета должно следовать послетого, как ребенок изменилнаправлениедвижения, иначе детиориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
Также, начиная со средней группы, с детьми проводится большая работа по пра-вильному использованию в речи пространственных предлогов и наречий. С этой целью проводятся различные дидактические игры, упражнения в игровой форме, игры-занятия, небольшие инсценировки, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда-то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т. д. Педагог при этом использует такие приемы обучения, как показ, вопросы, объяснения, которые помогают детям осмыслить пространственные отношения. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией педагога: «Карандаш лежит на столе», «Игрушка упала под стол», «Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешкуза пира-мидкой», «Поставь кошку и собаку напротив друг друга».
Игры на ориентировку в пространстве можно проводить и дома, достигая тем самым больший положительный эффект.
«Догонялки с кулачками».
Цель: учить различать правую и левую руку; слышать словесную инструкцию; развивать внимание, реакцию.
Содержание: Взрослый садится рядом с ребенком. Ребенок кладет кулачки на стол или колени. Затем взрослый просит ребенка показать, где у него правая рука, а где левая. Если ребенок часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой - картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб) и т.д.. Если ребенок – левша, то всё будет с точностью до наоборот. Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:
Кулачками мы играем, Руки быстро поднимаем Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» ребенкунужно быстро убрать левый кулачок со стола (с колена) и спрятать его за спину, а взрослый пытается успеть его запятнать. Игра повторяется несколько раз.Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убрать нужный кулачек, чтобы взрослый ни разу не успел его задеть.
«У меня есть две руки».
Цель: учить дифференцировать правую и левую части тела.
(в ходе текста выполнять соответствующие движения руками, затем показывать их по очереди)
У меня есть две руки – и правая, и левая! Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(далее выполнять соответствующие движенияправойилевойрукойпоочереди) Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
За ухо могут потрепать – и правая, и левая! Увидев маму, помахать – и правая, и левая! Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!
И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватить себя обеими руками). «Кто правильно назовет».
Цель: учить определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: в игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
«Положи».
Цель: учить ориентироваться в пространственных направлениях от предмета. Оборудование: коробка, кружок.
Содержание: на столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой. Также можно использовать другое предметы.
«Заводная кукла».
Цель: закреплять знание пространственных направлений; тренировать в умении двигаться в заданном направлении.
Содержание: взрослый предлагает детям (ребенку) представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Взрослый подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, одиншагназад. Рукуправую вверх, три шага вперед и т.д.»
Игра «Определи по следу».
Цель: учить по отпечатку определять левую и правую руку, ногу. Оборудование: отпечатки рук и стоп.
Содержание: На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Игра «Разложи».
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Содержание: ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой),
треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.
Игровое упражнение «Игрушка-непоседа».
Цель: установление пространственных отношений между предметами. Оборудование: кукла, игровая комната.
Содержание: взрослый показывает куклу и говорит: «Эта кукла такая непоседа, никак не хочет сидеть на одном месте. Покажи, как она сидит:
- на стуле; - за стулом;
- около стула; - под стулом;
- рядом со стулом».
Ребенок выполняет указанные действия. Игровое упражнение «Живые вагончики».
Цель: установление пространственных отношений между предметами. Оборудование: различные игрушки.
Содержание: ребенок выставляет игрушки в соответствии с инструкцией педагога, затем называет их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки»; 3) «Поставь зайчика между мишкой и ежиком» и др.
Игра «Найди игрушки».
Цель: учить передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки.
Содержание: Заранее спрятать в комнате игрушку. Затем попросить ребенка (детей) найти ее, используя подсказки: «Иди вперед, поверни налево, сделай шаг назад, посмотри внизу, на подушке, в шкафу, выше, ниже» и т.д. После обнаружения игрушки, взрослый предлагает кому-то из детей рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Игра «Заводная кукла».
Цель: закреплять знание пространственных направлений; тренировать в умении двигаться в заданном направлении.
Содержание: взрослый предлагает ребенку представить, что он игрушка на пульте управления, которая умеет точно выполнять команды своего инструктора. Взрослый подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, одиншагназад. Рукуправую вверх, три шага вперед и т.д.»
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....