Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом.
статья по физкультуре

Бородулина Елена Владимировна
Физическую культуру  мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу  всех типов, на всех этапах образования. Работа с детьми — аутистами на занятиях физической культуры требует особой организации занятий, некоторые принципы которой уже рассматривались в рамках специальной педагогики.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом.

                                  Бородулина Е. В.

Физическая культура в рамках обучения— это дисциплина, где ребёнок с аутизмом не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени  получает навыки коммуникации, социализации, и имеет наибольшие перспективы для превращения взаимодействий непроизвольного характера в осмысленные.

Таким образом, осмысленное взаимодействие для детей с аутизмом мы рассматриваем как процесс и результат продуктивного общения с педагогом, в рамках которого происходит постепенное преобразование ребёнка — аутиста из объекта в субъект воздействия.

Физическую культуру  мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу  всех типов, на всех этапах образования. Работа с детьми — аутистами на занятиях физической культуры требует особой организации занятий, некоторые принципы которой уже рассматривались в рамках специальной педагогики.

Следует также обратить внимание на формулировку «дети с аутизмом» («дети — аутисты»). Мы подразумеваем под ней детей с широким спектром аутистических расстройств, по сути, эта формулировка рассматривается нами как равнозначная с «дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако  мы рассматриваем исключительно детей — аутистов, получающих  образование, не оцениваем в качестве объекта детей — аутистов, не способных заниматься физической культурой в группах, и находящихся на индивидуальном обучении.

О. С. Никольская в своей образовательной программе, направленной на детей с аутизмом , специально отмечает, что осмысленное взаимодействие у таких детей может формироваться только в смешанных группах (то есть, группах, не состоящих исключительно из детей с расстройствами аутистического спектра). Это обязательно должны быть группы, меньшие по числу детей, чем в учебных классах (в связи с большей нагрузкой на учителя из-за ребёнка — аутиста). Группы могут включать нормальных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (например, дети с умственной отсталостью, инвалиды по зрению, слуху и т. п.).

Мы уже отмечали, что возможности коммуникации, социализации, предоставляемые занятиями физической культуры, огромны. Бытовая неприспособленность — характерный показатель для детей с аутизмом. Первоначально обязательным оказывается присутствие родителей на загятиях физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность.

Занятия физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и учителя). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети с аутизмом в меньшей степени рассматривают как агрессию  Стоит предупредить о таком механизме действий по отношению к ребёнку — аутисту и прочих детей в группе. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на занятиях физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений на занятиях физической культуры должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.

Особо значимы для ребёнка — аутиста упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха. Ребёнку — аутисту очень важно чувствовать себя победителем. Поэтому желательно ставить его в более сильную команду, либо педагог может немного помочь той команде, членом которой является ребёнок — аутист.

Поощрение, похвала — обязательный элемент на занятиях физической культуры. Встречаются отдельные дети — аутисты, успешные в спорте, однако их незначительное меньшинство. Большинство же детей имеют малую мышечную массу, имеют проблемы с гибкостью, равновесием и т. п. Если на других занятиях  они могут получить похвалу педагога за старательность исполнения, за то, что хорошо запомнил материал и прочее , то на занятиях физической культуры похвалой оценивается традиционно конкретный результат. Дети — аутисты сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.

Таким образом, в рамках продуманно организованных и проведённых занятий физической культуры, ребёнок — аутист может приходить к отдельным вариантам осмысленного взаимодействия, с постепенным их развитием в качественном и количественном плане. Идеальная цель работы педагога здесь — превращение ребёнка с аутизмом из объекта в субъект взаимодействия, его активизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.

В консультации описаны задачи и цели подвижных игр, их важность для растущего организма....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста

Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...

Консультация для родителей "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ" .

Консультация для родителей  "  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  "....

Педагогический проект "Игры и игровые упражнения по физической культуре, как средство развитие двигательной деятельности у детей раннего возраста.

Педагогический проект долгосрочный, расчитан на детей раннего возраста ( 2-3 года),  В приложении представлен методический материал....

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей....

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей.

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей....