«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»
консультация по физкультуре
Каждый третий дошкольник имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много, одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своего ребенка, усердно лечим его, когда он заболеет, но не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления его здоровья. Не следует забывать, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Система закаливания летом»
тема выступления
«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»
Подготовила: Руденко О.В., воспитатель МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» |
г. Рубцовск
2018 г.
Каждый третий дошкольник имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много, одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своего ребенка, усердно лечим его, когда он заболеет, но не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления его здоровья. Не следует забывать, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Оценка физического здоровья, развития и двигательной подготовленности дошкольников необходима не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и для своевременного углубленного специализированного обследования с последующей коррекционно-оздоровительной реабилитацией.
Для обеспечения комплексной оценки здоровья детей обычно используются четыре критерия:
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма как переходного этапа от здоровья к болезни;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
На основании этих критериев С. М. Тромбах выделяет 5 групп детей по состоянию здоровья.
В первую группу входят здоровые дети, у которых отсутствуют патологические отклонения в анамнезе, нет анатомических дефектов, у них нормальный уровень и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальный уровень функциональных показателей (пульс, дыхание, артериальное давление); гемоглобин находится в пределах нормы; нет отклонений в поведении. У детей хорошая устойчивость к острым респираторным вирусным инфекциям (1-3 случая в год), нет хронических заболеваний.
Вторую группу составляют дети здоровые, но с отклонениями в биологическом анамнезе, с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. У детей могут отмечаться признаки дисгармоничного физического развития, проявляющиеся в отставании или превышении массы тела по отношению к длине тела в пределах от 1,1 до 2 сигм; выявляется начальная степень отклонения нервно-психического развития; регистрируется ухудшение функционального состояния организма. В поведенческих реакциях ребенка отмечаются умеренные отклонения; снижается устойчивость организма к ОРЗ, частота заболеваний 4-7 случаев в год. Регистрируются непостоянные патологические отклонения (аллергические проявления, функциональные изменения в системах организма, аденоиды, гипертрофия миндалин 1-2 степени).
В третью группу входят дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания, с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций. Может отмечаться выраженное отставание нервно-психического развития и/или дисгармоничное физическое развитие (отставание или превышение массы по отношению к длине тела от 2,1 сигмы и более). Показатели функционального состояния организма не нарушены, регистрируется низкая устойчивость к ОРЗ (6 и более случаев в год).
Дети четвертой группы страдают хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; основное заболевание требует поддерживающей терапии, возможны его осложнения. В эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, ограничивающих возможности нахождения на общем режиме в дошкольном коллективе.
Пятую группу составляют дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, наличием осложнений, требующими постоянной терапии; дети с непрерывно рецидивирующим течением основного заболевания или с частыми обострениями, выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения и труда.
Методика распределения детей по группам здоровья проста и достаточно информативна, как при однократном обследовании, так и при динамическом наблюдении с целью оценки состояния здоровья детей при изучении влияния различных внешних факторов воздействия (климатических, экологических, физических, оздоровительных мероприятий). А. М. Воронцов предлагает рассматривать здоровье ребенка как совокупность свойств организма, влияния семьи и окружения. В соответствии с этим определением традиционные критерии здоровья дополняются новыми показателями:
- адекватность психологической поддержки (воспитания и обучения) и мер стимуляции развития;
- исключение или коррекция факторов риска для последующих периодов жизни.
Профилактические и лечебные мероприятия для детей первой группы здоровья ограничиваются календарным планом профилактических прививок и общими правилами медицинского и педагогического обеспечения дошкольников по режиму дня, рациональному питанию, организации периода бодрствования, куда входят музыкальные занятия и физическая культура, закаливающие процедуры, игры, праздники и соревнования.
У детей, выделенных во вторую группу здоровья, высок риск формирования хронической патологии, поэтому они нуждаются в проведении оздоровительных, коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении. При частых респираторных заболеваниях верхних дыхательных путей проводятся анализы крови и мочи. Дошкольникам назначаются общеукрепляющее лечение, витаминотерапия, десенсибилизирующие препараты. При выявлении у ребенка функциональных нарушений проводятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная гимнастика. Дважды в год детей этой группы должен осматривать ларинголог. При отсутствии медицинского контроля и адекватной лечебно-оздоровительной работы на фоне функциональных нарушений могут сформироваться хронические заболевания.
Детям третьей группы здоровья в периоды ремиссии 2 раза в год проводится противорецидивное лечение. В случае обострения предпочтителен консервативный метод лечения в домашних условиях.
Дети четвертой и пятой групп здоровья при обострении заболеваний госпитализируются. Лечение проводится чаще оперативное (аде- нотонзиллэктомия, грыжесечение, операция по поводу врожденного порока сердца и др.), санаторное лечение.
Оценка функционального состояния систем организма ребенка необходима для выявления ранних нарушений здоровья детей, представляющих собой группу риска по развитию тех или иных заболеваний.
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии является важным компонентом системы восстановительного лечения. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться в воспитательно-оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью.
Лечебная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса, лечебно-педагогический процесс, имеющий также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
При проведении занятий лечебной физкультуры с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.
Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно быть интересным, веселым, доставлять ребенку удовольствие и радость. Необходимо соблюдать при этом принцип — «тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Вялость, сонливость ребенка днем - верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить. Пульс при оптимальной нагрузке — 130-140 уд/мин, а оптимальным следует считать минимальный объем нагрузки, который дает максимальный результат.
У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Двигательная активность, особенно в циклическом ритме, является фактором функциональной индукции восстановительных процессов. Эта закономерность является одной из основных в возрастной физиологии. Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц, их выносливость.
В состоянии пониженной двигательной активности снижаются обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).
Программа физического воспитания детей в дошкольных учреждениях может быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с использованием циклических упражнений в «малых формах»: физического воспитания, физкультурных пауз во время занятий, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями.
Для повышения двигательной активности детей в коллективах не обязательно введение дополнительных занятий физическими упражнениями - достаточно повышения моторной плотности во время физкультуры и эмоциональной насыщенности занятий. Особенно эффективны занятия физической культурой на свежем воздухе, способствующие закаливанию детского организма.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Система закаливания летом»
тема выступления
«Закаливание в летние месяцы»
Подготовила: Довгань Н.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» |
г. Рубцовск
2018 г.
Лето - особый период для детей: можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, закалиться, подрасти, насладиться окружающей природой, научиться общаться с ней и преображать ее.
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования.
Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий. Это, прежде всего - обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 -7 минут, в отсутствие детей.
Для поддержания температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми 1—2 фрамуги (с одной стороны).
Методические рекомендации по закаливанию
В теплое время для сна надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусиках. После укладывания детей открывают фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5-7 минут. В течение всего времени сна, для поддержания нужной температуры, оставляют открытыми с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20-30 минут до подъема детей. Дети при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна в помещении при температуре воздуха 16-18°С, получая при этом воздушные ванны.
Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.
Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусах).
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-3 минут до 10-12 минут и при более низких температурах воздуха, до 22-20°С. Затем приучают детей ходить босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кроватки босиком. Для детей 5-7 лет можно рекомендовать проведение сначала в носках, а потом и босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале с паркетным, пластиковым полом или ковровым покрытием).
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.
Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе для детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. Но дети, имеющие хронические заболевания, должны приступать к ним в летнее время, при обеспечении индивидуального подхода в дозировании им мышечной нагрузки по назначению врача.
После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1-2 занятия; дети, ранее не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия; дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний, допускаются к занятиям только после разрешения врача.
Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды (которая рекомендована для местного воздействия) при умывании и для завершающего ополаскивания при мытье ног.
Дети до 3 лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом и по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия: моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.
Такой комплексный подход может помочь решить основные задачи воспитательно-оздоровительной работы по укреплению соматического (физического), психического, оптимального физического развития детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Система закаливания летом»
тема выступления
«Методы, приемы, способы проведения закаливающих процедуры»
Подготовила: Мозгина А.В., воспитатель МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» |
г. Рубцовск
2018 г.
Основными принципами реализации системы эффективного закаливания являются:
- использование контрастных температурных воздействий (контрастные воздушные ванны и контрастный душ), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, недостаточно функционирующей в первые годы жизни;
- применение циклических упражнений (лучше на открытом воздухе);
- постепенное приучение детей к хождению босиком;
- адекватная погоде на открытом воздухе и температуре в помещении одежда детей (ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости).
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Воздушные и водные методы закаливания в традиционном температурном режиме, хотя они и менее эффективны по сравнению с методами в контрастном режиме, также можно применять, в первую очередь - в качестве начальных процедур.
Издавна известны как средства закаливания воздушные ванны при температуре воздуха в помещениях в пределах +19...+22 °С. Постепенно температуру понижают путем проветривания до +17. ..+18 °С для детей в возрасте 1-2 лет и до +15...+16 °С - для детей 2-3 лет. Начальную продолжительность ванн, равную 2-5 минутам, увеличивают через 2-3 дня на 1-2 минуты и доводят до 10-15 минут. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался: при появлении «гусиной кожи» принятие воздушной ванны прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны.
При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе, но время приема ванн сокращается, если температура воздуха ниже +18 °С и скорость ветра больше 5 м/с. Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). Недопустимо принимать воздушные ванны, лежа на земле, даже в теплую погоду (при температуре воздуха +22 °С), так как земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.
Дети в возрасте 4-6 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в более охлажденных условиях, начиная с температуры воздуха +17...+18 °С с постепенным снижением и доведением ее до +12. ..+13 °С. При условии хорошей переносимости детьми охлаждения продолжительность первой ванны равна 5 минутам, затем она увеличивается до 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног. Надо постоянно воспитывать у детей спокойное отношение к этим процедурам, стимулировать появление положительных эмоциональных ощущений.
Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в формировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Ноги (нижняя треть голени) опускают в сосуд с водой при температуре +33 °С (для детей 2-3 лет) летом, зимой - +36 °С; для детей 4-6 лет — соответственно +32 °С и +33 °С. Продолжительность ванн составляет от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводится до +18 °С и ниже.
Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста +37...+38 °С до +30...+31 °С и трех-, четырехкратной смены воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 °С при шести-, восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем - сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.
К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой. Данный вид закаливания применяется только после консультации врача и санации носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее двух раз, каждый раз сплевывая. Затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Температура воды - +40...+42 °С.
Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать горло, начинают эти процедуры при температуре воды +36...+37 °С, каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1 °С и доводится до комнатной температуры.
Лечебным действием обладает раствор с добавлением на стакан воды 1 г поваренной соли и 0,5 г питьевой соды, отвары лекарственных трав, минеральная вода и др. Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду.
Хождение босиком - действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания, к сожалению, мало используется в дошкольных учреждениях.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже + 18 °С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты. Время процедуры ежедневно увеличивается на 1-2 минуты и постепенно доводится до 15-20 минут. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная с группы раннего возраста. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми. С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т. д.
Главный смысл хождения босиком - закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом - пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств о влиянии других компонентов в научной литературе нет.
Хождение босиком является хорошим, необременительным для персонала способом закаливания детей в дошкольном учреждении на фоне выполнения других общережимных мероприятий.
Более интенсивными закаливающими компонентами воздействия являются водные контрастные процедуры, так как теплопроводность воды в 28 раз выше, чем воздуха.
Введение в режим дня детей подвижных игр и упражнений, развивающих координацию движений, силу, ловкость, выносливость, повышает двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, совершенствует физическое развитие, вписываясь тем самым в общий комплекс оздоровления.
При проведении местных закаливающих процедур следует учитывать состояние вегетативной нервной системы детей. Закаливающего эффекта можно не достичь при некоторых вегетодистонических состояниях, что следует принимать во внимание врачу и среднему медицинскому персоналу.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Система закаливания летом»
тема выступления
«Требования к организации закаливания, ограничения для проведения данных процедур»
Подготовила: Емельянова К.О., воспитатель МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» |
г. Рубцовск
2018 г.
Для реализации оздоровительных режимов в дошкольных учреждениях необходимо создание специальных условий, которые разрабатываются в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля детей, включающего такие компоненты, как физическая и умственная работоспособность, а также эмоциональная реактивность в динамике дня. В режиме дня предусматривается стереотипное повторение режимных моментов: время приема пищи (четырехразовое питание), дневной и ночной сон, достаточная по времени общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении. Остальные моменты режима дня могут меняться с учетом четырех сезонов года, с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в дошкольном учреждении и в семье закаливающие мероприятия в качестве составной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта. Кроме того, введение и систематическая реализация комплексного закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивают основу нормального физического и психического развития, закладывают фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию.
У детей дошкольного возраста физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке мероприятий закаливания. Для профилактики срыва адаптации необходимо дозировать интенсивность закаливающих процедур. Срыв адаптации опасен для ребенка, т. к. это может проявляться в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка, отрицательном отношении к физическому воспитанию. Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо соблюдать ряд принципов:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- увеличивать интенсивность закаливающих процедур нужно постепенно, в соответствии с возрастающими в процессе закаливающей тренировки компенсаторными возможностями растущего организма;
- соблюдать систематичность и последовательность закаливания, которое только при этих условиях будет эффективным.
Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма ребенка к простудным факторам. Поэтому необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может привести к невротическим расстройствам.
Закаливание детей в дошкольных учреждениях, помимо специальных закаливающих процедур, предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.
Процедуры закаливания должны дополняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая устраняет риск перегревания ребенка и обеспечивает тонизирующее влияние изменений температуры окружающей среды. Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температуры воздушной среды в помещениях, где находятся дети. При часто рекомендуемой «комфортной» температуре окружающего воздуха (+24...+25 °С) механизмы терморегуляции не испытывают какого-либо заметного напряжения и не тренируются. Количество вырабатываемого организмом тепла в этих условиях, особенно при ограниченной подвижности ребенка, оказывается эквивалентным или несколько превышающим теплоотдачу, т. е. нет стимула для тренировки механизмов, поддерживающих температурный гомеостаз.
Возможность стабилизировать температурный гомеостаз возникает при температурах вне зоны «комфорта».
Температуру воздуха следует постоянно контролировать по находящемуся в помещении термометру и поддерживать на нужном уровне (+20 °С - в группах детей ясельного и младшего дошкольного возраста, +18 °С - в группах среднего и старшего возраста), что обеспечивается регулярным односторонним проветриванием (открытие фрамуг) и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы.
Сквозное проветривание в течение 5-6 минут проводят 4-5 раз в отсутствие детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20-30 мин. Детей укладывают спать в проветренной спальне; после засыпания фрамуги вновь открывают, снижая температуру на 2-4 °С.
Следующим обязательным условием эффективного закаливания является наличие у детей одежды, которая должна соответствовать погоде на данное время дня. Практика показывает, что следует неукоснительно и постоянно бороться с распространенным и стойким предрассудком о пользе значительно утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. В такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижаются теплообмен и теплоизоляционные свойства одежды, т. е. создаются условия для развития респираторного заболевания. Чем больше ребенок перегревается из-за лишней одежды, тем выше риск возникновения острого респираторного заболевания.
Физиологическими исследованиями доказано, что излишняя одежда формирует большой градиент температур между кожей и внешней средой. При этом не возникают необходимые сосудосуживающие реакции. Кроме того, в условиях перегрева, вследствие сохраняющегося интенсивного кровотока в коже и подкожной клетчатке, понижаются их теплоизолирующие свойства. В то же время в теплой одежде теплоотдача во внешнюю среду постепенно увеличивается и неизбежно (без ощущения холода) развивается охлаждение организма, которое может быть весьма выраженным. При этом компенсация таких усиленных теплопотерь за счет мобилизации термогенеза запаздывает. В таких случаях выделение тепла начинается лишь при значительном снижении температуры тела (внутренних сред организма) до 35,5 °С и ниже, т. е. тогда, когда возбуждаются глубокие терморецепторы.
Дети при закаливании должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы), фланелевое платье или рубашка, на ногах — колготки, носки, гольфы и тапочки. По мере закаливания все чаще используется одежда в один слой.
Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки с продолжительностью до 4-5 часов в день. Их обязательной составной частью является подвижная игра с повышенным двигательным режимом при преобладании упражнений циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игра с мячом). Интенсивность нагрузок средняя. Допускается легкая испарина у детей. Прогулки необходимы в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя (при наличии веранды прогулки проводятся и в такую погоду).
Детей до 3 лет выводят на прогулки при температуре до -15 °С. Дети более старшего возраста могут гулять и при температуре до -20...-22 °С. Во время прогулки персонал внимательно наблюдает за детьми во избежание переохлаждения или перегревания. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей, тем самым поддерживая активный двигательный режим. Важно не допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей. Поэтому при охлаждениях в мокрой среде возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую дыхательных путей в виде кашля, насморка, чихания и т. д. Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как пеленание, переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.
В целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильном их выполнении могут дать определенный закаливающий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.
Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....
Иследователиский проект«Влияние газированного напитка «Кока-Кола» на детский организм»
Исследовательский проект о вредном влиянии напитка Кока-Колы на детский организм. В проекте описаны методы исследовния и описана эксперементальная деятельность....
Презентация "О вредном влиянии газированного напитка Кока-Кола на детский организм"
Презентация к исследователскому проекту "О вредном влиянии газированного напитка Кока-Кола на детский организм"...
"ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА"
Плавание содействует разностороннему физическому развитию ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой систем детского организма, значительно расширяет возможности опорно-двигательно...
Плавание и его влияние на детский организм
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм ...
Консультация для родителей "Фитбол-гимнастика и ее влияние на детский организм"
Консультация для родителей...
«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»
Семинар-практикум «Система закаливания летом»тема выступления: «Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»...