Баскетбол
учебно-методический материал по физкультуре

Методические рекомендации

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_metodicheskie_rekomy.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Для правильного и последовательного обучения школьников технике и тактике игры в баскетбол приводим последовательность обучения основным техническим приемам. Учитель в соответствии с программным материалом сам может подобрать упражнения – задания с учетом предложенной последовательности года обучения.

Последовательность обучения:

 техника передвижения в защитной стойке:

- передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и

назад;

- передвижения в защитной стойке по заданию;

- передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);

- выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных

передвижений;

- выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной

стойке;

техника остановки в два шага:

- изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в

медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением

направления);

- внезапная остановка по сигналу;

- остановка после ловли мяча;

- остановка после ведения мяча;

 техника поворотов:

- выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;

- то же, но с мячом;

- выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;

- то же, но против активно действующего защитника;

- выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным

способом.

 техника передач мяча:

- передача и ловля мяча, стоя на месте;

- то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;

- передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной

передачи;

- передача мяча с последующим движением игрока в ту же сторону, в

противоположную, затем – в других направлениях;

- передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу

по прямой; под углом; между игроками, двигающимся навстречу друг другу;

параллельно;

- передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным

противодействием.

-подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:

- ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча,

снизу; выполнять у стены или с партнером;

-из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад

двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером.

- удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук

назад послать мяч в стену или партнеру;

- вести мяч правой рукой назад и одновременно с махом правой ногой вправо

послать его вперед в стену или партнеру ударом о пол; затем повторить

упражнение с левой стороны;

 передачи двух мячей в стену (партнеру); ловить мяч только левой рукой перекладывать его в правую руку и выполнять передачи; затем упражнение выполнять в противоположной последовательности передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах:

характерные ошибки при ловле:

 игроки останавливаются;

 подпрыгивают, стараясь уменьшить удар мяча о руки;

 бегут с мячом лишний шаг;

 не двигаются навстречу мячу, а стараются отойти в сторону от него.

характерные ошибки при ловле:

 игроки передают мяч не на грудь, а слишком высоко или низко;

 передают мяч близкому игроку слишком сильно.

- бросок мяча после ведения:

 базовым элементом на начальном этапе обучения является приведение мяча к плечу после ведения и ловли;

 двух-шаговый ритм разучивается в подготовительной части: прыжки на

правую ногу удлиненным шагом, выпрыгивая вверх поочередно на правой и

левой ноге, сочетание двух шагов.

- бросок мяча в движении после ловли:

 базовым элементом является согласование двух-шагового ритма и

приведение мяча в исходное положение для броска;

 если мяч ловить в движении на вытянутые руки, то время приведения мяча и двух шагов будет, равным и руки не будут выполнять размахиваний.

- характерные ошибки при броске в прыжке одной рукой с места:

 во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие; мышцы, не

участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не

достигает цели;

 в и.п. локоть руки, выполняющий бросок, отведен в сторону, в результате чего

бросок не достигает цели – мяч летит в сторону от кольца.

- вырывание и выбивание мяча:

 базовым элементом является активный поворот туловища для вырывания и

короткий удар ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу, вверх для

выбивания мяча;

 для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий

мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и

добиться успеха.

- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости

нужно приступить к ведению мяча с меняющейся высотой отскока – оно применяется при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:

 начинать обучение с разучивания перехода от среднего ведения к низкому в положении стоя на месте, при ходьбе;

 задание следует давать на количество ударов, на зрительные ориентиры,

после чего преодолевать сопротивление пассивного, а затем и активного

защитника.

- упражнения для совершенствования техники броска в прыжке:

1. Броски в прыжке с 4-5м.

2. Броски в прыжке после финтов на передачу, дальний бросок, проход, а

затем бросок в прыжке т.д.

3. То же, но с пассивным и активным защитниками.

- индивидуальные защитные действия – передвижения защитника:

1. Перемещения в защитной стойке в стороны, вперед, назад.

2. То же по заданию.

3. То же, повторяя действия партнера.

4. Выполнение других действий до и после движения в защитной стойке.

- ловля катящегося мяча:

 надо с опущенными руками наклониться вниз и поставить ладонь одной руки на пути мяча; как только мяч коснется ладони, надо наложить на него вторую руку

 при ловле во время бега – игрок, двигаясь на встречу мячу, должен отойти в сторону от пули движения; наклоняясь поставить вперед и немного в сторону по направлению к мячу одноименную ногу и перенести на неё вес тела, при этом вторая нога отрывается от земли и готова сделать шаг после ловли мяча.

- нападение быстрым прорывом:

 базовым элементом является своевременная передача свободному игроку;

 обыгрывание с численным превосходством 2 или 3 игроками выполняется

нападающим, свободным от защитников;

 передачи выполняются без ведения или в сочетании с ведением.

- перехват мяча:

 перехват передачи, выполняемой поперек поля, неподвижно стоящими

защитниками;

 перехват передачи, выполняемой вдоль поля, неподвижно стоящими

нападающими;

 то же, но передающие шагом в сторону препятствуют выходу на перехват;

 то же, но передающие препятствуют перехвату выпадом в сторону мяча;

 перехват мяча у двигающегося нападающего.

- обучение борьбе за мяч, не попавший в корзину:

 ловля мяча, отскочившего от щита, игроком, бросившим мяч в корзину;

 то же, но ловля мяча, брошенного в корзину другим игроком;

 пассивное сопротивление защитника;

 активное сопротивление защитника;

 в колонне по одному напротив щита или стенки (2-3м) направляющий

бросает мяч в щит, следует за ним, ловит мяч в прыжке и приземляется,

широко расставив ноги в стороны и наклонив туловище вперед; затем делает

поворот плечом вперед и выводит мяч к ближайшей боковой линии, откуда

передает его в колонну заданным способом.

- бросок одной и двумя руками в прыжке:

 базовым элементом является согласование движений ног и рук при броске;

 в зависимости от физической подготовленности бросок может выполняться в

высшей точки прыжка или несколько ранее.

- бросок одной рукой с замахом:

 мяч опускается двумя руками вниз, а потом выносится вверх и

перекладывается на одну руку, после чего следует бросок.

- передачи мяча в движении:

 базовым элементом является разноименная координация действий;

 после ведения правой рукой ученик ловит мяч с шагом левой ноги и передает

его с шагом правой ноги; и наоборот;

 передачи в движении разучиваются сначала в движении приставными

шагами;

 затем разучиваются передачи в движении, когда ученики двигаются лицом

вперед обычным бегом; после этого разучиваются передачи после ведения.

- персональная защита:

 базовым элементом является позиция защитника по отношению к

нападающему, которого он опекает; защитник располагается между

нападающим и своим кольцом со стороны мяча – рука преграждает путь

передаче;

 игра на владение мячом в равных по численности группах; защитники

опекают игроков персонально, противодействуя выходам и передачам;

 игра на один щит 2х2. 3х3, 4х4; защитники опекают игроков персонально.

стремясь оказаться между нападающими и своим кольцом, противодействуя

выходам и передачам.

- позиционное нападение:

 базовым элементом является передача игроку, выходящему на позицию для завершения атаки;

 обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определения

игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих; определяются

направления выходов на другие позиции;

 нападающие добьются успеха, если игрок нападения выполнит выход на

позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет

своевременно направлена передача.

- зонная защита:

 наиболее распространенная зона 2-1-2;

 в защите игроки перемещаются в зоне, активно противодействуя игроку с

мячом и занимая освободившиеся зоны;

 базовым элементом является перемещение защитника в зону, которая

осталась свободной, из которой может быть атакована корзина.

- взаимодействие игроков в нападении и защите:

 взаимодействие игроков в нападении выполняется по системе «передал -

выходи» или системе заслонов;

 в защите игроки применяют взаимодействия с переключением на другого

защитника или проскальзывание, чтобы опекать своего нападающего;

 групповой отбор мяча выполняется после сближения нападающих, один из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Баскетбол в детском саду" Power Point

Из опыта работы. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают элементы спортивных игр - баскетбол. Овладение спортивными упражнениями имеет важное значение для разносторонней физич...

Мэтт Парсель. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. Москва, Издательство «МАК Медиа», 2001год, 48с.

В книге доступгым языком предсталены методы и приёмы обучения баскетболу. Имеется интересная информация о истории развития баскетбола, а так же современный баскетбол. Книга отлично иллюстрирована, и п...

Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"

Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...