Баскетбол
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Для правильного и последовательного обучения школьников технике и тактике игры в баскетбол приводим последовательность обучения основным техническим приемам. Учитель в соответствии с программным материалом сам может подобрать упражнения – задания с учетом предложенной последовательности года обучения.
Последовательность обучения:
техника передвижения в защитной стойке:
- передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и
назад;
- передвижения в защитной стойке по заданию;
- передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);
- выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных
передвижений;
- выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной
стойке;
техника остановки в два шага:
- изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в
медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением
направления);
- внезапная остановка по сигналу;
- остановка после ловли мяча;
- остановка после ведения мяча;
техника поворотов:
- выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;
- то же, но с мячом;
- выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;
- то же, но против активно действующего защитника;
- выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным
способом.
техника передач мяча:
- передача и ловля мяча, стоя на месте;
- то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;
- передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной
передачи;
- передача мяча с последующим движением игрока в ту же сторону, в
противоположную, затем – в других направлениях;
- передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу
по прямой; под углом; между игроками, двигающимся навстречу друг другу;
параллельно;
- передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным
противодействием.
-подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:
- ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча,
снизу; выполнять у стены или с партнером;
-из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад
двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером.
- удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук
назад послать мяч в стену или партнеру;
- вести мяч правой рукой назад и одновременно с махом правой ногой вправо
послать его вперед в стену или партнеру ударом о пол; затем повторить
упражнение с левой стороны;
передачи двух мячей в стену (партнеру); ловить мяч только левой рукой перекладывать его в правую руку и выполнять передачи; затем упражнение выполнять в противоположной последовательности передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах:
характерные ошибки при ловле:
игроки останавливаются;
подпрыгивают, стараясь уменьшить удар мяча о руки;
бегут с мячом лишний шаг;
не двигаются навстречу мячу, а стараются отойти в сторону от него.
характерные ошибки при ловле:
игроки передают мяч не на грудь, а слишком высоко или низко;
передают мяч близкому игроку слишком сильно.
- бросок мяча после ведения:
базовым элементом на начальном этапе обучения является приведение мяча к плечу после ведения и ловли;
двух-шаговый ритм разучивается в подготовительной части: прыжки на
правую ногу удлиненным шагом, выпрыгивая вверх поочередно на правой и
левой ноге, сочетание двух шагов.
- бросок мяча в движении после ловли:
базовым элементом является согласование двух-шагового ритма и
приведение мяча в исходное положение для броска;
если мяч ловить в движении на вытянутые руки, то время приведения мяча и двух шагов будет, равным и руки не будут выполнять размахиваний.
- характерные ошибки при броске в прыжке одной рукой с места:
во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие; мышцы, не
участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не
достигает цели;
в и.п. локоть руки, выполняющий бросок, отведен в сторону, в результате чего
бросок не достигает цели – мяч летит в сторону от кольца.
- вырывание и выбивание мяча:
базовым элементом является активный поворот туловища для вырывания и
короткий удар ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу, вверх для
выбивания мяча;
для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий
мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и
добиться успеха.
- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости
нужно приступить к ведению мяча с меняющейся высотой отскока – оно применяется при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:
начинать обучение с разучивания перехода от среднего ведения к низкому в положении стоя на месте, при ходьбе;
задание следует давать на количество ударов, на зрительные ориентиры,
после чего преодолевать сопротивление пассивного, а затем и активного
защитника.
- упражнения для совершенствования техники броска в прыжке:
1. Броски в прыжке с 4-5м.
2. Броски в прыжке после финтов на передачу, дальний бросок, проход, а
затем бросок в прыжке т.д.
3. То же, но с пассивным и активным защитниками.
- индивидуальные защитные действия – передвижения защитника:
1. Перемещения в защитной стойке в стороны, вперед, назад.
2. То же по заданию.
3. То же, повторяя действия партнера.
4. Выполнение других действий до и после движения в защитной стойке.
- ловля катящегося мяча:
надо с опущенными руками наклониться вниз и поставить ладонь одной руки на пути мяча; как только мяч коснется ладони, надо наложить на него вторую руку
при ловле во время бега – игрок, двигаясь на встречу мячу, должен отойти в сторону от пули движения; наклоняясь поставить вперед и немного в сторону по направлению к мячу одноименную ногу и перенести на неё вес тела, при этом вторая нога отрывается от земли и готова сделать шаг после ловли мяча.
- нападение быстрым прорывом:
базовым элементом является своевременная передача свободному игроку;
обыгрывание с численным превосходством 2 или 3 игроками выполняется
нападающим, свободным от защитников;
передачи выполняются без ведения или в сочетании с ведением.
- перехват мяча:
перехват передачи, выполняемой поперек поля, неподвижно стоящими
защитниками;
перехват передачи, выполняемой вдоль поля, неподвижно стоящими
нападающими;
то же, но передающие шагом в сторону препятствуют выходу на перехват;
то же, но передающие препятствуют перехвату выпадом в сторону мяча;
перехват мяча у двигающегося нападающего.
- обучение борьбе за мяч, не попавший в корзину:
ловля мяча, отскочившего от щита, игроком, бросившим мяч в корзину;
то же, но ловля мяча, брошенного в корзину другим игроком;
пассивное сопротивление защитника;
активное сопротивление защитника;
в колонне по одному напротив щита или стенки (2-3м) направляющий
бросает мяч в щит, следует за ним, ловит мяч в прыжке и приземляется,
широко расставив ноги в стороны и наклонив туловище вперед; затем делает
поворот плечом вперед и выводит мяч к ближайшей боковой линии, откуда
передает его в колонну заданным способом.
- бросок одной и двумя руками в прыжке:
базовым элементом является согласование движений ног и рук при броске;
в зависимости от физической подготовленности бросок может выполняться в
высшей точки прыжка или несколько ранее.
- бросок одной рукой с замахом:
мяч опускается двумя руками вниз, а потом выносится вверх и
перекладывается на одну руку, после чего следует бросок.
- передачи мяча в движении:
базовым элементом является разноименная координация действий;
после ведения правой рукой ученик ловит мяч с шагом левой ноги и передает
его с шагом правой ноги; и наоборот;
передачи в движении разучиваются сначала в движении приставными
шагами;
затем разучиваются передачи в движении, когда ученики двигаются лицом
вперед обычным бегом; после этого разучиваются передачи после ведения.
- персональная защита:
базовым элементом является позиция защитника по отношению к
нападающему, которого он опекает; защитник располагается между
нападающим и своим кольцом со стороны мяча – рука преграждает путь
передаче;
игра на владение мячом в равных по численности группах; защитники
опекают игроков персонально, противодействуя выходам и передачам;
игра на один щит 2х2. 3х3, 4х4; защитники опекают игроков персонально.
стремясь оказаться между нападающими и своим кольцом, противодействуя
выходам и передачам.
- позиционное нападение:
базовым элементом является передача игроку, выходящему на позицию для завершения атаки;
обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определения
игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих; определяются
направления выходов на другие позиции;
нападающие добьются успеха, если игрок нападения выполнит выход на
позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет
своевременно направлена передача.
- зонная защита:
наиболее распространенная зона 2-1-2;
в защите игроки перемещаются в зоне, активно противодействуя игроку с
мячом и занимая освободившиеся зоны;
базовым элементом является перемещение защитника в зону, которая
осталась свободной, из которой может быть атакована корзина.
- взаимодействие игроков в нападении и защите:
взаимодействие игроков в нападении выполняется по системе «передал -
выходи» или системе заслонов;
в защите игроки применяют взаимодействия с переключением на другого
защитника или проскальзывание, чтобы опекать своего нападающего;
групповой отбор мяча выполняется после сближения нападающих, один из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Баскетбол в детском саду" Power Point
Из опыта работы. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают элементы спортивных игр - баскетбол. Овладение спортивными упражнениями имеет важное значение для разносторонней физич...
Мэтт Парсель. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. Москва, Издательство «МАК Медиа», 2001год, 48с.
В книге доступгым языком предсталены методы и приёмы обучения баскетболу. Имеется интересная информация о истории развития баскетбола, а так же современный баскетбол. Книга отлично иллюстрирована, и п...
Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"
Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...
Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.
Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....
Программа по развитию спортивной направленности детей 5-7 лет через игру баскетбол «Баскетбол, баскетбол – это очень просто, есть у нас баскетбол для любого роста» Инструктор по физической культуре, высшей квалифик
Программа по развитию спортивной направленности детей 5-7 лет через игру баскетбол «Баскетбол, баскетбол – это очень просто, есть у нас ...
Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...
Конспект занятия по спортивной игре баскетбол "В баскетбол играем с мамами, в баскетбол играем с папами"
Баскетбол для дошкольников....