Подвижные игры с фитболом
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Жиздан Татьяна Романовна

Яркий, красивый, мягкий, веселый, лечебный – такие определения   дети дают о фитболе. И на самом деле фитбол - это многофункциональное, нестандартное спортивное оборудование, с помощью которого можно разнообразить любое занятие с дошкольниками и,  конечно же, оздоровить их.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие игр с фитболом,  делают этот вид двигательной деятельности интересным для детей, позволяет фантазировать, импровизировать, получать массу ярких впечатлений, что способствует раскрепощению детей, стимулирует проявление и реализацию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.podv_._igry_s_fitbolom.doc651 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ФИТБОЛОМ.

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фитбол — это большой упругий мяч, выдерживающий вес до 300 килограммов. Игры с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

Игра «Гусеница».

Дети ложатся на спину в положение «звезда», друг за другом. Первому игроку дается фитбол , который он зажимает между стоп. Затем поднимает ноги с мячом и передает себе в руки. Руки с мячом поднимает над головой и передает следующему участнику (который лежит следующим ) в ноги и т.д.

Игра «Горячий мяч»

Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

1.        По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2.        При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

Игра «Превращение».

Фитболы разложить свободно или по кругу.
И.п- сед на мяче, руки на пояс. Выполнять движения в соответствии с текстом:
Бегай, прыгай, покружись (свободно по залу, вокруг мячей)
И в медведя (название животного) превратись!
Дети изображают названное животное на мяче или с мячом. Далее выполнять упражнение фитбол-гимнастики(«медведь» и т.д)

Игра «Цветные автомобили».

Дети с фитболами стоят свободно или по кругу и выполняют действия с мячом по зрительному сигналу. Ведущий поочерёдно показывает круги трёх цветов («светофор»):

зелёный- катание мяча по залу; жёлтый - отбивание мяча на месте; красный - Игроки, нарушившие правила (сталкивание мячей, неверное действие по сигналам), отходят в сторону- «в гараж на ремонт».

Игра «Воробышки и автомобиль». 

Дети- «воробышки» располагаются на «деревьях» (снаряды для лазания), 1-2-3 ребёнка- «автомобили»- сидят на фитболах по сторонам зала в обручах –

« гаражах».
Под музыку «воробышки» прыгают и бегают-«летают» по залу, дети на мячах выполняют покачивания. По окончании музыки «выезжают автомобили» - дети катят мячи по залу, а «воробышки летят на деревья». Начало музыки-«автомобили возвращаются в свои гаражи».

Игра «Охотники и утки». 

Дети делятся на две команды-«утки» и «охотники». «Охотники» с фитболом встают по кругу в обручи, «утки» в середине круга свободно. «Охотники», прокатывая мяч друг другу, стараются запятнать мячом «уток».
Варианты:-«охотники» прокатывают мяч по кругу и толкают мяч в «утку» только по сигналу(хлопок, свисток, «хоп!» и т.д);
-«охотники ловят уток» за определённое время (пока играет музыка, до сигнала). Кто больше? Определяется самая быстрая и ловкая команда «охотников» и «уток».
Пойманные «утки» выходят из круга. Отмечаются самые ловкие «утки».

Игра «Дорожное движение».

Дети-«автомобили» делятся на команды - «грузовые» (с фитболами) и «легковые» (с теннисными мячами). Дети катают мячи и действуют по словесным сигналам «стоп!» и «движение» (зрительный сигнал:красный и зелёный кружки; звуковой сигнал:остановка и звучание музыки). «Грузовые автомобили» - катание мячей руками, «легковые автомобили» - катание мячей ногами. Не сталкиваться!

Игра «Усатый кот».

Фитболы разложить свободно по залу. Дети-«мышата» и водящий-«кот» передвигаются шагом (или бегом; ползают) вокруг мячей:

Если в доме есть мышата, то зовут меня ребята,
Если в доме есть сметана, меня гонят из чулана.
«Лучше бы наоборот» - проворчал усатый…Кот!

«Мышата» убегают и садятся на мяч, руки перед грудью - «лапки», не шевелятся. «Кот» ходит вокруг и ищет «мышку», которая пошевелится или сидит не с правильной осанкой и «съедает её».

Игра «Шаловливые котята».

Дети с фитболами выполняют действия: прокатывают вперёд при ходьбе , стоя на коленях, ложатся на мяч  животом и прокатываются вперед-назад и т.д-

Шаловливые котята, словно малые ребята,
Любят в мячики играть, любят мячики катать,
А как только слышат: «Гав!» - убегают, хвост подняв.

Дети-«котята» убегают в положении упора на кисти и стопы, залезают на «деревья»(снаряды для лазания) или прячутся за «брёвнышко»(скамейка, модули-цилиндры).

Варианты: играть можно без водящего (кто быстрее спрячется?) и с водящим (кого не поймает «собака»?). С водящим «котята» и «собака» бегут обычным бегом.

Вышли мыши как-то раз…

Дети сидят на фитболах, ноги вместе, руки на мяче сзади (и.п), выбирается водящий-«кот». Все игроки выполняют упражнения:
Вышли мыши как-то раз посмотреть который час (упражнения для стоп: разведение-сведение, поднимание и опускание пяток и носков одновременно и поочерёдно, «гармошка», ходьба сидя),
Раз, два, три, четыре (стукнуть 3 раза правой пяткой по мячу, и.п),
Мыши дёрнули за гири (стукнуть 3 раза левой пяткой по мячу, и.п),
Вдруг раздался страшный звон (на покачиваниях 4 хлопка над головой и по мячу поочерёдно),
Разбегайтесь мыши вон! (встать, обежать мяч, спрятаться).

«Кот» старается поймать «мышку». «Мышки» могут перебегать от мяча к мячу, но так, чтобы «кот не поймал». «Мышку» нельзя пятнать, если она присела за мяч и сидит тихо. Пойманные «мыши» садятся на мячи.

Игра «Прятки с овощами».

Фитболы расположить по кругу. Дети идут в колонне за ведущим вокруг мячей и повторяют за ним движения (например, руки вперёд, в стороны; подскоки и т.д). Ведущий говорит слова: «Ай, ду-ду, ай ду-ду,
В огород сейчас пойду,
Соберу овощей
Для зелёных свежих щей.
Где вы, овощи, ау!
Прячьтесь лучше, я иду!»
По окончании слов ведущий оборачивается, а дети-«овощи» прячутся за мячи-приседают. Ведущий: «Эй, капуста, покажись, в платье белом покружись!»
Дети выполняют упражнение «Капуста»: и.п -сед на мяче, руки на пояс. Повороты туловища вправо-влево или обойти мяч приставными шагами в одну и в другую сторону.
«Эй, пузатый кабачок, покажи нам свой бочок!»: и.п -сед на мяче, руки на пояс. Наклоны туловища вправо-влево.
«Эй, морковка, не сиди, красный носик покажи!»: и.п -сед на мяче, руки на пояс:1-руки вверх, ладони вместе; 2-наклон вперёд, коснуться пола; 3-повторить 2; 4-и.п.
«Эй, огурчик, где-же ты, какой вырос ты длины?»: и.п -лёжа на мяче на животе. Прокаты в положение упора на кисти и бёдра.
«Эй, лучок, не зевай, к нам в корзинку полезай!»: подбрасывание и ловля мяча.

Упражнения чередовать с движениями в колонне за ведущим.

Игра «Снежный ком».

Дети делятся на две команды, у одной команды- фитболы. Команды выстраиваются в две шеренги на противоположных сторонах зала за линиями (верёвками). Команда без мячей- «ловишки» поворачиваются спиной к команде с мячами. Дети с мячами шагают и катят мячи к «ловишкам»: «Катим, катим снежный ком,
Станет он большой, как дом,
Я качу, а ты постой –

Поиграем мы с тобой
Посчитаю 1, 2, 3 – я бегу, а ты – лови!
Дети с мячами останавливаются за «ловишками», оставляют мячи и убегают за свою линию; «ловишки» поворачиваются и катят мячи(стоя на месте)вслед убегающим. Игрок считается пойманным, если мяч коснулся его до линии. После смены ролей определяется самая ловкая и самая меткая команда.

Игра «Мышата».

Дети – «мышата», фитболы – «норки». Мячи стоят свободно по залу. И.п для «мышат»:
- сидя на мяче, руки «лапки» согнуты перед грудью;
- лёжа на мяче на животе с опорой на кисти и стопы;
- присед за мячом, руки на мяче сверху;
- сед за мячом, ноги врозь, руки сбоку или сверху на мяче.
Ведущий говорит слова, а «мышата скребутся, шуршат»(постукивать по мячу, «бегать»пальцами, гладить мяч, растирать мяч ладонями и стопами со всех сторон):
Тише, тише, тише, тише,
Поселились в доме мыши.
И теперь звучит в тиши:
«Ши-ши-ши, ши-ши-ши…»

Мышки ночью выбегают,
Мышки пляски затевают («мышата» бегают вокруг «норок»)
Мыши носиком вдохнут,
(остановиться, вдох-выдох-2-3 раза)
Вкусный сыр они найдут.
(погладить живот и облизнуться)
Очень мышку напугаем,
Если мышку мы поймаем!
«Мышата» бегут в свои «норки» и принимают неподвижное и.п.

Игра «Баба – Яга»

И.п – сед на фитболе, ноги на ширине стопы, руки на поясе. Ведущий – «Баба-Яга» говорит слова, дети выполняют движения с ним вместе:
Баба-Яга-костяная нога (покачивания на мяче или ходьба сидя вокруг мяча)
На метле летела,
(прыжки ноги вместе-ноги врозь)

Зайцев (мишек, волка, жабу…) углядела
(выпады вправо-влево с поворотами направо-налево, руками сделать «очки» или «козырёк» или «подзорную трубу»)
Дальше полетела.
(повторять движения)
Детишек углядела-
Съесть их захотела!
«Баба-Яга» догоняет детей. Дети бегают вокруг мячей и приседают за мяч-«прячутся»

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С МЯЧОМ - ФИТБОЛОМ.

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ

Дети сидят на мячах в кругу, имитирующем аэродром.

Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, ходьбу, поскоки и т. д.), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим.

2. ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ

Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается

3. НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ

Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.

4. БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА

Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

5. ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ

Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зеленые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно

слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю. Мой весёлый, звонкий мяч:.

Перед занятием ребята ходят по корригирующим дорожкам.

Ритмический танец "Танец утят " (французская народная песня.

Движения выполняется сидя на фитболе.

На короткий припев: ходить полным приседом вокруг мяча, в одну и другую сторону.

На длинный прокатывание мячей по диагонали, либо "змейкой" по залу.

"Танец сидя на мячах."

Танец - игра исполняется под музыку любой польки. С каждым разом темп исполнения убыстряется.

Описание.

•  1 -2 - хлопки ладошками по коленям.

3 -4 - хлопки в ладоши перед собой.

5 -6 - "ножницы" (скрестные движения руками) справа.

7- 8 - "ножницы" слева.

•  1 -2 - хлопки в ладоши перед собой.

3- 4 - хлопки в ладоши за спиной.

5 -6 - руки вверх над головой, наклон вправо - хлопок.

7 -8 - наклон влево - хлопок.

•  1 -2 - хлопок под правой ногой.

3 -4 - хлопок под правой ногой.

5 -6 - все встали.

7 -8 все сели.

Игра повторяется несколько раз.

Игра: Что ты придумал? - творческая.

Под музыку дети легко бегают, при остановке музыки придумывают упражнение с использованием мяча, из разнообразных исходных положений.

Основная часть.

Библиография

•  Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.:Т.Ц. Сфера, 2003. - 88с.

•  Дошкольное воспитание. Журнал N6 - 20007.

•  Шефер - Гапп Л., Алльгайер Д., Валин С.

Правильная осанка просто и весело. Пер. с нем. - СПб.:ИД "Весь",

2003. - 128с., ил. (Серия "Библиотека доктора Норбекова").

•  Ермакова И.А.

Мой весёлый звонкий мяч: Упражнения с мячом для самых маленьких. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2006. - 32 с.:ил. - (Серия "готовимся к школе").

•  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.

Гимнастические мячи в психомоторной коррекции дошкольников с речевыми нарушениями. (методические рекомендации) часть II . Санкт - Петербург 2001. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина.

•  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.

Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду. (методические рекомендации) часть III . Санкт - Петербург 2001. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина.

•  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Издательство "Речь", 2002.176с.

•  Управление ДОУ Журнал N1 - 2004г. С.79

•  Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.

•  "СА - ФИ - ДАНСЕ". Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 352с., ил. 2006

•  Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подвижные игры с фитболами"

В работе собраны подвижные игры с фитболами к плану работы кружка по фитболгимнастике. Игры собраны из разных источников, частично составлены мною и детьми в процессе занятий....

Подвижные игры с фитболом для детей дошкольного возраста

В статье представлены подвижные игры с фитболами....

Подвижные игры с фитболами

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств....

Проект подвижной игры с фитболом «Цапля и лягушки»

Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определённые свойства. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Совместная работа дви...

Подвижные игры с фитболом

Фитбол — это большой упругий мяч, выдерживающий вес до 300 килограммов. Игры с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) ...

Подвижные игры с фитболом

Подвижные игры с ФитболомИгры высокой и средней подвижности1.  «Лягушки и цапля» (развитие умения реагировать на сигнал). Выбирается цапля, остальные дети - лягушки. По сигналу «...

Подвижные игры с фитбол-мячами.

Подвижные игры с фитбол-мячами - одно из современных и инновационных средств физического воспитания дошкольников....