Консультация для родителей на тему "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье"
консультация по физкультуре
В данной методической разработке рассмотрены проблемы профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста посредством системы игровых упражнений. Предлагаемая методическая разработка предназначена для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ. Предложенный материал может быть также полезен родителям дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_ploskostopiya-_referat.docx | 66.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье»
Иструктор по физической культуре
Богданова Л.Ф
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию.
Мы предлагаем три степени продольного плоскостопия.
Труднее всего определить первую степень плоскостопия, из-за того, что внешних изменений пока нет и свод стопы еще не уплощается. Симптомом того, что у вас развиваеться первая степень плоскостопия, будут болезненность в ступнях после того, как вы прошлись на большое расстояние или долго постояли на ногах. Естественно, точно здесь не определишь, но сравнивая как было «раньше» и стало «сейчас», можно заподозрить развитие болезни.
При второй степени плоскостопия симптомы более выражены, и могут сопровождаться отеками стоп. Вам становиться тяжелее ходить из-за того, что ноги быстро устают. При касании ступни отмечается болезненность.
Третью степень плоскостопия заметить уже просто невозможно. Свод стопы распрямляется, отпечаток ступни уже не имеет характерного изгиба с внутренней стороны. При третьей степени плоскостопия ходьба превращается в мучение, из-за того, что боль захватывает не только ступню, но и распространяется до колена.Самая страшная и мучительная, это конечно 3 степень плоскостопия. Обычная ходьба для человека становиться почти недоступной. Уже болят не только ноги, но и спина, а также появляется головная боль из-за травмирующих ударов, которые уже не гасятся ступнями, а передаются напрямую через позвоночник в мозг.
10 факторов развития плоскостопия
- Недоразвитость мышц стоп,
- Слабость мышечно – связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита,
- Ношение неправильно подобранной обуви,
- Косолапость,
- Х – образная форма ножек,
- Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки,
- Наследственная предрасположенность
- Большие физические нагрузки,
- Излишний вес,
- Длительное пребывание в постели (в результате болезни).
Признаки плоскостопия
- Страдающие плоскостопием дети ходят широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях,
- Быстрая утомляемость ног,
- Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии,
- К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь,
- Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы,
- Стопа становится шире.
Упражнения для профилактики плоскостопия у детей,
которые можно выполнять в детском саду и дома
1. Исходное положение (ИП) – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.
- поднять носки вверх,
- опустить в ИП.
2. ИП – то же.
- поднять пятки вверх (встать на носки),
- опустить пятки на пол, вернуться в ИП.
3. ИП – то же.
- развести носки в стороны, стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
- соединить носки, вернуться в ИП.
4. ИП - то же.
- развести пятки в стороны стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
- соединить пятки, вернуться в ИП.
5. ИП – то же.
- одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой ноги,
- вернуться в ИП.,
- одновременно поднять носок левой ноги и пятку правой ноги,
- вернуться в ИП
6. ИП – то же.
- Не отрывая стопы от пола, одновременно развести в стороны носки, затем развести пятки, снова носки, и снова пятки, передвигая таким образом ноги под счет в стороны,
- возвращаемся в ИП – соединить пятки, носки, пятки и снова носки.
7. ИП – то же, под сводом стоп гимнастическая или любая другая палка (диаметр зависит от возраста ребенка).
- Прокатить палку вперед от пятки к носку,
- прокатить обратно от носка к пятке, вернуться в ИП.
стараться, чтобы палка была плотно прижата подошвами к полу.
8. ИП – то же.
- Развести стопы в стороны, скользя ими по палке,
- соединить стопы, стараясь не отрывать их от палки, вернуться в ИП.
9. ИП – то же, под сводом стоп резиновый мяч.
- Прокатить мяч от носков к пятке, стараться катить мяч прямо,
- прокатить мяч от пятки к носкам, вернуться в ИП,
стопы должны плотно прижимать мяч к полу.
10. ИП – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.
- поджать пальцы вниз и, не отрывая стоп от пола, передвинуть пятки вперед,
- разжать пальцы ног, выпрямить стопу,
- затем снова поджать вниз, придвинуть пятки,
- разжать, выпрямить стопу. Ноги передвигаются как «червячок» под счет.
11. ИП – левая нога согнута в колене под прямым углом, правая нога лежит на левом колене.
- Круговые движения правой ногой в голеностопном суставе по часовой стрелке, затем против часовой стрелки,
- поменять ноги, выполнить то же самое другой ногой.
12. ИП – то же. «Ходьба» на месте.
- С поджатыми пальцами,
- с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,
- «ходьба», выпрямив пальцы:
- на пятках,
- на носках,
- «ходьба» с опорой на всю стопу.
13. ИП – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.
Ходьба по залу:
- с поджатыми пальцами,
- с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,
- на пятках,
- на носках,
- с опорой на всю стопу.
Упражнения с использованием специального оборудования
Дети испытывают большое удовольствие, когда делают массаж специальным инвентарем:
- мячиком для массажа,
- ходят по массажной дорожке.
Доказано, что массаж пальцев рук способствует развитию речи ребенка. В процессе массажа стоп и кистей мы «обрабатываем» уменьшенное изображение человека и достигаем целостного воздействия на организм.
Массаж рефлекторных зон, расположенных на ступнях и руках, полезен любому человеку, так как способствует укреплению здоровья, расслаблению, гармонизации жизненной энергии, а также препятствует развитию нарушений в функционировании организма.
Массажный мячик.
1. ИП - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, под ногой массажный мячик.
- Прокатить мячик от носка к пятке,
- затем от пятки к носку, вернуться в ИП,
Сделать то же самое другой ногой.
2. ИП – сесть на пол, руки в упоре на локтях, ноги вытянуты вперед.
- Захватить стопами мяч, поднять повыше,
- опустить мяч вниз, вернуться в ИП.
Коврик массажный
Ортопедическая дорожка повышает комфортность, помогает снизить локальные перегрузки стопы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в опору большей площади подошвенной поверхности. Особенно эффективна для детей первых лет жизни.
Коврик ортопедический с имитацией гальки предназначается для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.
Оптимальный профилактический и лечебный эффект ковриков достигается за счет того, что массажные бугорки на их поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. Благодаря модульной конструкции, размеры ковриков можно увеличивать путем наращивания или же, наоборот, уменьшать – разъединяя элементы изделия. Эластичность материалов, из которых изготавливаются коврики, делает занятия на них удобными
и комфортными. Они могут использоваться как в домашних условиях, так и в детских учреждениях.
Упражнения, выполняемые на коврике
ИП – руки на пояс, спина прямая
- обычная ходьба по коврику,
- ходьба на внешней стороне ступни,
- перекаты с пятки на носок,
- ходьба на носочках,
- ходьба на пятках.
Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно – связочный аппарат нижних конечностей, позволяет полностью удовлетворить.
Дозировка каждого упражнения, то есть количество повторений и подходов, которое необходимо выполнить, различна. Каждой возрастной группе соответствует свое количество повторений,
Дозировка
№ упр | Младшая группа 3 – 4 года | Средняя группа 4 – 5 лет | Старшая группа 5 – 6 лет | Подготовит. Группа 6 – 7 лет |
1 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
2 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
3 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
4 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
5 | - | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
6 | - | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
7 | 10 – 15 сек | 15 – 20 сек | 20 – 25 сек | 25 – 30 сек |
8 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
9 | 10 – 15 сек | 15 – 20 сек | 20 – 25 сек | 25 – 30 сек |
10 | - | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
11 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
12 | - | по 15 сек | по 20 сек | по 25 сек |
13 | по 10 сек | по 15 сек | по 20 сек | по 25 сек |
Массажный мяч | ||||
1 | 10 – 15 сек | 15 – 20 сек | 20 – 25 сек | 25 – 30 сек |
2 | 4 – 6 раз | 6 – 8 раз | 8 – 10 раз | 10 – 12 раз |
Коврик массажный | ||||
1 | по 2 прохода по коврику | по 2 прохода по коврику | по 3 прохода по коврику | по 3 прохода по коврику |
Из приведенных выше упражнений выбираются 4 – 6 , которые включаются в разминку 2 – 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях выполняется весь комплекс упражнений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Летом ребенку обязательно надо ходить по песку. Это можно делать в любом удобном месте: на балконе, лоджии, на даче. Промойте и высушите два ведра песка и добавьте к нему ¾ ведра гальки или мелкой щебенки – все смешайте и рассыпьте дорожкой на 1,5 – 2 м. Ходить по искусственной дорожке надо босиком – по 20 – 30 мин в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...
Консультация для родителей. Тема: "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье"
Плоскостопие - деформация стопы. Основные факторы развития плоскостопия, признаки. Упражнения для профилактики плоскостопия и рекомендации для родителей....
консультация для родителей "Решение проблемы плоскостопия в семье"
Плоскостопие - одно из отклонений чаще встречающееся у слабых и недостаточно развитых детей. Чрезмерные физические нагрузки для них приводят к тому, что мышцы стопы перенапрягаются, растяги...
Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье»
Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье» ...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семьи"
плоскостипие...
Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов....