Консультация для родителей на тему "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье"
консультация по физкультуре

Богданова Лариса Федоровна

В данной методической разработке рассмотрены проблемы профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста посредством системы игровых упражнений. Предлагаемая методическая разработка предназначена для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ. Предложенный материал может быть также полезен родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_ploskostopiya-_referat.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье»

        

Иструктор по физической культуре

Богданова Л.Ф

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию.

Мы предлагаем  три степени продольного плоскостопия.

Труднее всего определить первую степень плоскостопия, из-за того, что внешних изменений пока нет  и свод стопы еще не уплощается. Симптомом того, что у вас  развиваеться первая степень плоскостопия, будут болезненность в ступнях после того, как вы прошлись на большое расстояние или долго постояли на ногах. Естественно, точно здесь не определишь, но сравнивая как было «раньше» и стало «сейчас», можно заподозрить развитие болезни.

При второй степени плоскостопия симптомы более выражены, и могут сопровождаться отеками стоп. Вам становиться тяжелее ходить из-за того, что ноги быстро устают. При касании ступни отмечается болезненность.

Третью степень плоскостопия заметить уже просто невозможно. Свод стопы распрямляется, отпечаток ступни уже не имеет  характерного изгиба с внутренней стороны. При третьей степени плоскостопия ходьба превращается в мучение, из-за того, что боль захватывает не только ступню, но и распространяется до колена.Самая страшная и мучительная, это конечно 3 степень плоскостопия. Обычная ходьба для человека становиться почти недоступной. Уже болят не только ноги, но и спина, а также появляется головная боль из-за травмирующих ударов, которые уже не гасятся ступнями, а передаются напрямую через позвоночник в мозг.

10 факторов развития плоскостопия

  • Недоразвитость мышц стоп,
  • Слабость мышечно – связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита,
  • Ношение неправильно подобранной обуви,
  • Косолапость,
  • Х – образная форма ножек,
  • Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки,
  • Наследственная предрасположенность
  • Большие физические нагрузки,
  • Излишний вес,
  • Длительное пребывание в постели (в результате болезни).

Признаки плоскостопия

  • Страдающие плоскостопием дети ходят широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях,
  • Быстрая утомляемость ног,
  • Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии,
  • К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь,
  • Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы,
  • Стопа становится шире.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей,

которые можно выполнять в детском саду и дома

1. Исходное положение (ИП) – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

  • поднять носки вверх,
  • опустить в ИП.

2. ИП – то же.

  • поднять пятки вверх (встать на носки),
  • опустить пятки на пол, вернуться в ИП.

3. ИП – то же.

  • развести носки в стороны, стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
  • соединить носки,  вернуться в ИП.

4. ИП - то же.

  • развести пятки в стороны стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
  • соединить пятки, вернуться в ИП.

  5. ИП – то же.

  • одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой ноги,
  •  вернуться в ИП.,
  • одновременно поднять носок левой ноги и пятку правой ноги,
  • вернуться в ИП

 6. ИП – то же.

  • Не отрывая стопы от пола, одновременно развести в стороны носки, затем развести пятки, снова носки, и снова пятки, передвигая таким образом ноги под счет в стороны,
  •  возвращаемся  в ИП – соединить пятки, носки, пятки и снова носки.

7. ИП – то же, под сводом стоп гимнастическая или любая другая палка (диаметр зависит от возраста ребенка).

  • Прокатить палку вперед от пятки к носку,
  •  прокатить обратно от носка к пятке, вернуться в ИП.

     стараться,  чтобы палка была плотно прижата подошвами к полу.

8. ИП – то же.

  • Развести стопы в стороны, скользя ими по палке,
  • соединить стопы, стараясь не отрывать их от палки, вернуться в ИП.

9. ИП – то же, под сводом стоп резиновый мяч.

  • Прокатить мяч от носков к пятке, стараться катить мяч прямо,
  • прокатить мяч от пятки к носкам, вернуться в ИП,

стопы должны плотно прижимать мяч к полу.

10. ИП – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

  • поджать пальцы вниз и, не отрывая стоп от пола, передвинуть пятки вперед,
  • разжать пальцы ног, выпрямить стопу,
  • затем снова поджать вниз, придвинуть пятки,
  • разжать, выпрямить стопу. Ноги передвигаются как «червячок» под счет.

11. ИП – левая нога согнута в колене под прямым углом, правая нога лежит на левом колене.

  • Круговые движения правой ногой в голеностопном суставе по часовой стрелке, затем против часовой стрелки,
  • поменять ноги, выполнить то же самое другой ногой.

12. ИП – то же. «Ходьба» на месте.

  • С поджатыми пальцами,
  • с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,
  • «ходьба», выпрямив пальцы:
  • на пятках,
  • на носках,
  • «ходьба» с опорой на всю стопу.

13. ИП – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.

Ходьба по залу:

  • с поджатыми пальцами,
  • с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,
  • на пятках,
  • на носках,
  • с опорой на всю стопу.

Упражнения с использованием специального оборудования

Дети испытывают большое удовольствие, когда делают массаж специальным  инвентарем:

  • мячиком для массажа,
  • ходят по массажной дорожке.

 Доказано, что массаж пальцев рук способствует развитию речи ребенка. В процессе массажа стоп и кистей мы «обрабатываем» уменьшенное изображение человека и достигаем целостного воздействия на организм.

Массаж рефлекторных зон, расположенных на ступнях и руках, полезен любому человеку, так как способствует укреплению здоровья, расслаблению, гармонизации жизненной энергии, а также препятствует развитию нарушений в функционировании организма.

Массажный мячик.

1. ИП - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, под ногой массажный мячик.

  • Прокатить мячик от носка к пятке,
  • затем от пятки к носку, вернуться в ИП,

Сделать то же самое другой ногой.

2. ИП – сесть на пол, руки в упоре на локтях, ноги вытянуты вперед.

  • Захватить стопами мяч, поднять повыше,
  • опустить мяч вниз, вернуться в ИП.

Коврик массажный

Ортопедическая дорожка повышает комфортность, помогает снизить локальные перегрузки стопы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в опору большей площади подошвенной поверхности. Особенно эффективна для детей первых лет жизни.

Коврик ортопедический с имитацией гальки предназначается для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.  

Оптимальный профилактический и лечебный эффект ковриков достигается за счет того, что массажные бугорки на их поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. Благодаря модульной конструкции, размеры ковриков можно увеличивать путем наращивания или же, наоборот, уменьшать – разъединяя элементы изделия. Эластичность материалов, из которых изготавливаются коврики, делает занятия на них удобными
и комфортными. Они могут использоваться как в домашних условиях, так и в детских учреждениях.

Упражнения, выполняемые на коврике

ИП – руки на пояс, спина прямая

  • обычная ходьба по коврику,
  • ходьба на внешней стороне ступни,
  • перекаты с пятки на носок,
  • ходьба на носочках,
  • ходьба на пятках.

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно – связочный аппарат нижних конечностей, позволяет полностью удовлетворить.

Дозировка каждого упражнения, то есть количество повторений и подходов, которое необходимо выполнить, различна. Каждой возрастной группе соответствует свое количество повторений,

Дозировка

№ упр

Младшая

группа

3 – 4 года

Средняя группа

4 – 5 лет

Старшая группа

5 – 6 лет

Подготовит. Группа

6 – 7 лет

1

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

2

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

3

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

4

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

5

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

6

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

7

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

8

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

9

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

10

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

11

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

12

-

по 15 сек

по 20 сек

по 25 сек

13

по 10 сек

по 15 сек

по 20 сек

по 25 сек

Массажный мяч

1

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

2

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

Коврик массажный

1

по 2 прохода по коврику

по 2 прохода по коврику

по 3 прохода по коврику

по 3 прохода по коврику

Из приведенных выше упражнений выбираются 4 – 6 , которые включаются в разминку 2 – 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях выполняется весь комплекс упражнений.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Летом ребенку обязательно надо ходить по песку. Это можно делать в любом удобном месте: на балконе, лоджии, на даче. Промойте и высушите два ведра песка и добавьте к нему ¾ ведра гальки или мелкой щебенки – все смешайте и рассыпьте дорожкой на 1,5 – 2 м. Ходить по искусственной дорожке надо босиком – по 20 – 30 мин в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»

Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...

Консультация для родителей. Тема: "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье"

Плоскостопие - деформация стопы. Основные факторы развития плоскостопия, признаки. Упражнения для профилактики плоскостопия и рекомендации для родителей....

консультация для родителей "Решение проблемы плоскостопия в семье"

Плоскостопие  - одно из отклонений чаще встречающееся у слабых и недостаточно развитых детей. Чрезмерные физические нагрузки для них приводят к тому, что мышцы стопы перенапрягаются, растяги...

Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье»

Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье» ...

Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов....