ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ «В ЦАРСТВЕ РУСАЛОЧКИ И ВОДЯНОГО» (групповые занятия)
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по обучению детей 4-7 лет плаванию «В царстве Русалочки и Водяного».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ
«В ЦАРСТВЕ РУСАЛОЧКИ И ВОДЯНОГО»
(групповые занятия)
г. Муравленко, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Информационно-методическое обеспечение программы
5. Литература
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности по обучению детей плаванию «В царстве Русалочки и Водяного» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155; санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196; Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ладушки»; Санитарно-эпидемиологическими требованиями «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СаНПиН 2.4.3648-20; санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2).
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плаванье является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно0двигательного аппарата. Плавание - одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как, только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.
Актуальность программы
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве.
Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другими нормативными документами.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.
Сегодня, следуя моде времени, родители всё больше внимания обращают на умственное развития своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.
Плавание благотворно не только на физическое развитие, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины.
Психологами установлено, что главная опасность на воде-не действие в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как, целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.
Цель программы: создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников в процессе обучения плаванию, обучение детей элементарным видам плавания.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Оздоровительные:
- укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
- содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма, повышению его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку.
Образовательные:
- формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
- освоить технические элементы плавания;
- обучить основному способу плавания «Кроль»;
- учить плавательным навыкам и умениям, умению владеть своим телом в непривычной среде;
- развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила и др.).
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
- формировать стойкие гигиенические навыки;
- формировать потребность к здоровому образу жизни, устойчивый интерес к занятиям по плаванию;
- способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движений в воде.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она- модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Предназначена для детей всех групп дошкольного возраста, а так же различного уровня физического развития. Она направлена на воспитание у ребёнка желания регулярно заниматься физическими упражнениями, чувствовать себя уверенно в водной среде, вести здоровый образ жизни. В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-7 лет.
Срок реализации программы: октябрь-апрель.
Планируемые ожидаемые результаты освоения программы
Дети должны знать:
-основные правила безопасности поведения на воде;
-правила личной гигиены;
-основы здорового образа жизни. Дети должны иметь представление:
-о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин);
-о водных видах спорта. Дети должны уметь:
-погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
-выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
-плавать способом «кроль», «брасс» - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движения.
Формы и режим занятий
Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 6 до 10 человек.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предметно-развивающая среда
В дошкольном учреждении имеются условия для реализации программы. Материально-техническая база позволяет в системе проводить работу с воспитанниками. Помещение бассейна имеет в наличии комнату для переодевания, душевую, туалет, эвакуационные выходы, зал с чашей.
Помещение бассейна оборудовано необходимыми приборами, позволяющими контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.
Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, имеется соответствующий инвентарь и оборудование:
-доски,
-мячи разного размера,
-плавательный инвентарь (круги разных размеров, жилет, нарукавники, нудлы, надувные игрушки разных размеров);
-мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение воду с головой и открывание глаз в воде;
-обручи для упражнений в воде.
Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам. В то же время плавание на груди с помощью доски (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогает освоить скольжение.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия по плаванию должна проходить не ранее, чем через 40 мин после еды.
Занятия проводятся в первой половине дня.
Обучение плаванию непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, количество часов варьируется от возраста детей.
Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах в течение года (занятия проводятся по подгруппам).
Возрастная группа | Максимальная численность в подгруппе | Длительность занятия в воде (мин.) |
младшая | 6 | 15 |
средняя | 6 | 20 |
старшая | 6 | 25 |
подготовительная | 6 | 30 |
Учебный план по плаванию в разных возрастных группах на учебный год
Возрастная группа | Количество занятий | |
В неделю | В год | |
младшая | 1 | 28 |
средняя | 1 | 28 |
старшая | 1 | 28 |
подготовительная | 1 | 28 |
Календарный учебный график
Младшая группа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Техника безопасности | 1 | 1 | |
2. | Ознакомление с водой. Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней | 1 | 1 | |
3. | Умывание в воде бассейна. Плескание | 1 | 1 | |
4. | Отработка движения рук в воде | 1 | 1 | |
5. | Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней | 2 | 2 | |
6. | Передвижения по дну бассейна шагом | 1 | 1 | |
7. | Передвижение по дну бассейна бегом | 1 | 1 | |
8. | Передвижение по дну бассейна прыжками | 1 | 1 | |
9. | Опускание лица в воду, стоя на дне | 2 | 2 | |
10. | Приседания в воде | 2 | 2 | |
11. | Погружение в воду с опорой | 2 | 2 | |
12. | Погружение в воду без опоры | 2 | 2 | |
13 | Погружение с рассматриванием предметов | 2 | 2 | |
14 | Скольжение на груди с опорой | 2 | 2 | |
15 | Игры на освоения навыка скольжения | 2 | 2 | |
16. | Закрепление пройдённого материала | 2 | 2 | |
17. | Игры, связанные с погружением в воду, передвижением и ориентированием под водой | 2 | 2 | |
18. | Контрольное занятие (тестирование) | 1 | 1 | |
Итого: | 28 |
Средняя группа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Правила поведения бассейна, меры безопасности в бассейне | 1 | 1 | |
2. | Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами | 1 | 1 | |
3. | Выдох перед собой в воздух | 1 | 1 | |
4. | Выдох в-на воду | 1 | 1 | |
5. | Игры, с использованием выдоха в воду | 1 | 1 | |
6. | Упражнение на всплывание | 2 | 2 | |
7. | Лежание на груди | 2 | 2 | |
8. | Лежание на спине | 2 | 2 | |
9. | Игры, связанные с лежанием на груди и спине с помощью инструктора | 2 | 2 | |
10. | Упражнение на скольжение в воде с вспомогательными снарядами | 2 | 2 | |
11. | Выполнять скольжение на груди, отталкиваясь от дна | 2 | 2 | |
12. | Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду. | 2 | 2 | |
13. | Выполнение скольжения в сочетании с движениями рук | 2 | 2 | |
14 | Скольжение на спине, отталкиваясь от дна. | 2 | 2 | |
15 | Отработка движений ног в воде | 2 | 2 | |
16 | Закрепление пройдённого материала | 1 | 1 | |
17 | Контрольное занятие (тестирование) | 2 | 2 | |
Итого | 28 |
Старшая группа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в бассейне | 1 | 1 | |
2. | Скольжение на спине в сочетании с дыханием | 1 | 1 | |
3. | Скольжение на спине с движением рук | 1 | 1 | |
4. | Игры, связанные со скольжением на груди и спине | 1 | 1 | |
5. | Движение ног, опираясь на руки | 1 | 1 | |
6. | Движение ног, лежа на груди с опорой | 2 | 2 | |
7. | Движение ног, лежа на спине | 2 | 2 | |
8. | Движения ног в скольжении на груди (по типу кроля) | 2 | 2 | |
9. | Движение ног в скольжении на спине (по типу кроля) | 2 | 2 | |
10. | Игры с использованием скольжения | 1 | 1 | |
11. | Выполнение гребковых движений рук в скольжении | 1 | 2 | |
12. | Выполнение гребковых движений рук в скольжении, в сочетании с выдохом | 2 | 2 | |
13. | Выполнение спрыгивания с бортика различными способами | 2 | 2 | |
14 | Игры с использованием скольжения в воде с движениями рук | 2 | 2 | |
15 | Выполнение упражнений с выдохом при повороте головы | 2 | 2 | |
16 | Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с выдохом в воду | 2 | 2 | |
17 | Закрепление пройдённого материала | 1 | 1 | |
18 | Контрольное занятие (тестирование) | 2 | 2 | |
Итого: | 28 |
Подготовительная группа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в бассейне | 1 | 1 | |
2. | Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с выдохом в воду | 1 | 1 | |
3. | Передвижение по дну различными способами с движением рук | 1 | 1 | |
4. | Плавание за счет движения рук | 2 | 2 | |
5. | Плавание с предметами | 2 | 2 | |
6. | Освоение плавания на боку | 2 | 2 | |
7. | Плавание на боку с поддерживающими средствами | 1 | 1 | |
8. | Ныряние в длину | 2 | 2 | |
9. | Совершенствовать движение ногами при нырянии в глубину | 2 | 2 | |
10. | Плавание за счет движения ног и рук на боку и способом «кроль» | 2 | 2 | |
11. | Плавание за счет движения ногами на груди и спине способом «кроль» в сочетании с выдохом | 2 | 2 | |
12. | Повороты тела в воде | 1 | 1 | |
13. | Совершенствование задержки дыхания | 2 | 2 | |
14 | Совершенствование плавания на груди | 1 | 1 | |
15 | Совершенствование плавания на спине | 1 | 1 | |
16 | Транспортировка предмета | 2 | 2 | |
17 | Закрепление пройдённого материала | 1 | 1 | |
18 | Контрольное занятие (тестирование) | 2 | 2 | |
Итого: | 28 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Младший возраст
№ занятия | Цель занятия |
1. | Техника безопасности. Экскурсия в бассейн. |
2. | Входить в воду самостоятельно, плескаться. |
3. | Учить детей не бояться воды, заинтересовать к дальнейшему обучению плаванию |
4. | Входить в воду самостоятельно, действовать по сигналу. Передвигаться по бассейну, энергично загребая воду руками. |
5 | Поддерживать положительный настрой, интерес к занятиям. |
6 | Передвигаться в парах, действовать по сигналу. |
7 | Передвигаться по бассейну прыжками по сигналу |
8 | Упражнения ОФП, дыхательные упражнения |
9 | Делать плавный выдох в воду, действовать по сигналу. Тренироваться в погружении лица в воду. |
10 | Делать энергичные движения руками, передвигаясь в воде поперек бассейна. |
11 | Работать ногами как при плавании способом «кроль», закреплять умение опускать лицо в воду. |
12 | Продолжать делать движения ногами как при плавании способом «кроль», опускать лицо в обруч, играть с мячом. |
13 | Открывать глаза в воде. Познакомить с играми для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Лодочки», «Волны на море» |
14 | Воспитывать в детях чувство сопереживания за товарища. («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок» и др.) |
15 | Закрепить знание цвета. Обучать технике выполнения упражнения («медуза», «Звездочка на груди», «Поплавок»), движений ног как при плавании способом «кроль» |
16 | Ориентироваться в водном пространстве. («Звездочка на груди», «Поплавок», «Медуза», «Стрела» |
17 | Учить движению ног способом кроль, держась за поручень. |
18 | Пролезать в обруч, погружая голову в воду. Работать ногами как при плавании способом «кроль» (из исходного положения, сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан». |
19 | Ходить с наклоном туловища вперед. Скольжение на груди, держась за руки инструктора, за поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль» |
20 | Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут, «Стрела», «Смелые ребята» |
21 | Выпрыгивание из воды. |
22 | Окунаться с головой под воду. Достать предмет со дна. |
23 | Познакомить детей с понятием «всплывания», и «лежания» на воде. |
24 | Делать круговые движения руками. Наклон туловища над водой. |
25 | Закрепить игровое упражнение «На буксире» |
26 | Развивать силу и выносливость |
27 | Закрепить умение принимать горизонтальное положение в оде (на спине, на груди) |
28 | Тестирование (контрольное упражнение) |
Средняя группа
№ занятия | Цель занятия |
1. | Беседа о правилах поведения в бассейне, личная гигиена, о пользе плавания. Диагностика. |
2. | Лежать на воде на груди. |
3. | Продолжать делать плавный выдох в воду. |
4. | Передвигаться в воде. |
5 | Поддерживать положительный настрой, интерес к занятиям. |
6 | Работать руками и ногами как при плавании «кроль». |
7 | Проходить в обруч, не держась за него руками. |
8 | Проверить навыки усвоения материала. |
9 | Работать руками как при плавании способом «кроль». |
10 | Принимать безопорное положение на воде, делать плавный выдох. |
11 | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
12 | Познакомить со стилем плавания «Дельфин». |
13 | Лежать на воде без поддержки взрослого. |
14 | Принимать безопорное положение на воде, работать руками и ногами как при плавании «кроль». Погружать лицо в воду. |
15 | Принимать безопорное положение. Согласовывать слово с движением, закрепить понятие «вправо-влево». |
16 | Закрепление пройденного материала. |
17 | Принимать безопорное положение на воде, работать руками и ногами как при способе «брасс». |
18 | Закрепить умение передвигаться по дну бассейна на руках, работать ногами с продвижением вперед. |
19 | Переворачиваться с груди на спину. Принимать безопорное положение. Работать руками и ногами как при способе кроль на груди и спине. |
20 | Скользить на груди с разным положением рук, задерживать дыхание продолжительное время |
21 | Учить скольжению на спине. |
22 | Учить выдоху во время скольжения на груди, закреплять умение свободно лежать на воде, всплывать. |
23 | Продолжать учить лежанию на груди и спине, всплыванию, переворотам. |
24 | Отработка движений «брасом» |
25 | Закрепить игровое упражнение «На буксире» |
26 | Открытое занятие |
27 | Контрольное занятие |
28 | Тестирование (контрольное упражнение) |
Старшая группа
№ занятия | Цель занятия |
1. | Техника безопасности. Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). |
2. | Проверить плавательные умения детей в соответствии с их возрастом. |
3. | Прыгать солдатиком, всплывать, лежать на воде. |
4. | Скользить на груди с предметами. |
5 | Скользить на спине с предметами. |
6 | Работать в парах. Учить скольжению на груди и спине. |
7 | Прыжки и выпрыгивание из воды. |
8 | Проверить навыки усвоения материала. |
9 | Работать руками стиль «кроль» |
10 | Работать руками стиль «кроль», плавать на груди с помощью движений рук. |
11 | Вспомнить и закрепить игры. |
12 | Спрыгивание с бортика, работа рук способом «брасс» |
13 | Прыжок в воду, руки вытянуты вперед «стрелочка» |
14 | Плавание способом «брасс», совершая движения руками и ногами |
15 | Работать руками стиль «кроль», «брасс», делая выдохи в воду сериями. |
16 | Закрепление пройденного материала. |
17 | Ознакомить детей с входом при повороте головы на плечо, учить плаванию способом «кроль на груди и спине при помощи работы рук |
18 | Делать вдох при повороте головы на плечо, и плавному выдоху в воду, выдохи сериями. |
19 | Учить кратковременному подныриванию, задерживая дыхание на выдохе |
20 | Согласовывать движения рук и дыхания при плавании «кролем» на груди. |
21 | Закрепить скольжение на спине. |
22 | Согласовывать движения рук и дыхания при плавании «кроль» на груди, приспосабливать движения ног к движению рук при плавании «кроль» |
23 | Согласовывать движения рук и дыхания при плавании «кроль» на спине. |
24 | Согласовывать движение рук, ног и дыхание при плавании способом «кроль» на груди, спине |
25 | Совершенствовать задержку дыхания |
26 | Открытое занятие |
27 | Контрольное занятие |
28 | Тестирование (контрольное упражнение) |
Подготовительная группа
№ занятия | Цель занятия |
1. | Техника безопасности. Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые и проблемные ситуации). |
2. | Проверить плавательные умения детей в соответствии с их возрастом. |
3. | Познакомить с видами прикладного плавания: ныряние в длину, глубину, плавание на боку. |
4. | Освоение плавания на боку. |
5 | Скользить на спине с предметами. |
6 | Нырять в длину. Прыжок в горизонтально лежащий обруч. |
7 | Освоить переход с плавания на спине с плавания на боку. |
8 | Прыжки в воду различными способами. |
9 | Учиться работать со спасательным кругом. Буксировка товарища с помощью круга. Работа ногами способом кроль. |
10 | Нырять в длину. Упражнение «Медуза». |
11 | Транспортировка предмета с задержкой дыхания. |
12 | Закрепление техники плавания на боку. |
13 | Плавание на боку с доской, мячом. |
14 | Нырять в длину и глубину. |
15 | Задерживать дыхание. Движение рук при нырянии в глубину. |
16 | Изучить повороты туловища в воде. |
17 | Плавание со спасательным кругом. Плавание на спине и груди. |
18 | Плавание в разном положении тела. |
19 | Познакомить с техникой поворотов. |
20 | Закрепление пройденного материала. |
21 | Делать вдох при повороте головы на плечо и плавный выдох в воду, выдохи сериями. |
22 | Закрепление техники плавания. |
23 | Закрепление пройденного материала. Упражнение «звездочка» |
24 | Согласовывать движение рук и дыхания при плавании «кроль» на груди. |
25 | Согласовывать движение рук, ног и дыхание при плавании способом «кроль» на спине. |
26 | Открытое занятие |
27 | Контрольное занятие |
28 | Тестирование (контрольное упражнение) |
4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Бассейн оборудован согласно современным требованиям и принципам построения предметно-пространственной среды, которые заложены в ФГОС ДО.
1. Содержательно-насыщенный - предусматривает разнообразие материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
2. Полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, а значит должна быть многофункциональной;
3. Трансформируемости - предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации; 19
4. Доступности, позволяющей обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Вариативности: предметно - пространственная среда бассейна должна быть обеспечена многообразием материалов, конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
6. Принцип безопасности, позволяющий при создании предметно развивающей среды обеспечивать безопасность для дошкольников (физическую, экологическую, психофизическую, психологическую, нравственно-духовную). Развивающая предметно-пространственная среда бассейна в нашем детском саду содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Предметно пространственная среда в бассейне делится на развивающую среду сухого зала и чашу бассейна.
Развивающая среда бассейна
Чаша бассейна оснащена стационарным, традиционным и нетрадиционным оборудованием. РППС бассейна укомплектована с учётом реализуемых программ ДОУ, индивидуальных особенностей развития детей (антропометрических, возрастных и гендерных) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной деятельности ребёнка со взрослым и сверстниками. Имеется оборудование для освоения плавательных навыков (передвижения, ныряния, выдоха в воду, горизонтального положения, продвижения и т.д.), для подвижных игр (пластмассовые, надувные, тонущие игрушки), для освоения игры "Пионербол на воде" (Мы играем в мяч), ориентиры на стенках бассейна; схемы-алгоритмы поэтапного освоения каждого плавательного навыка ("звезда", "поплавок", "стрела" и т.д.).
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, представленных в бассейне нашего ДОУ, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Развивающая предметно пространственная среда бассейна соответствует критериям ФГОС ДО и обеспечивает комфортные и безопасные условия для физического развития детей, обучения плаванию, осуществления игровой и двигательной активности.
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Все оборудование физкультурного зала доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН и нормативам, и правилам пожарной безопасности.
Использование имеющегося в физкультурном зале оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи обучающего, развивающего и оздоровительного характера:
1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. «Закон об образовании РФ» (Принят 21 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ)
3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций. СанПиН 2.4.1.2660-10 " (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г № 91.)
4. Булгакова Н.Ж.- Познакомьтесь – плавание. М., АСТ, 2002.
5. Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванию. М., ФиС, 1973.
6. Кардамонова Н.Н. Плавание лечебное и спортивное. Ростов - на - Дону, Феникс, 2001.
7. Козлов А.В. Плавание доступно всем. Л., 1986.
8. Комарова М.К. Воспитание правильной осанки у детей на физкультурных занятиях – М, Просвещение, 1981 г.
9. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста 2008 г.
10. Плавание. Игровой метод обучения Карпенко Е., Коротнова Т. и др. Издательство: Терра-Спорт, 2009 г.
11. Плавание /Под ред. Булгаковой Н.Ж.-М.: Физкультура и спорт, 1999.
12. Родниченко Н. Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего возраста. - СПб.: Здоровье, 1997 – 97 с.
13. Частные методики АФК: Учебное пособие. /Под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Презентация занятий по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности "Леготека"
Кружок по лего-конструированию "Леготека"....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 4-5 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 4-5 лет)....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 5-6 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 5-6 лет)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ «В ЦАРСТВЕ РУСАЛОЧКИ И ВОДЯНОГО» (индивидуальные занятия)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности по обучению детей плаванию для детей 4-7 лет «В царстве Русалочки и Водяного» (индивидуальные заняти...