Программа "АБВГДейка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Бердникова Татьяна Николаевна

Программа для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с элементами обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdeyka_berdnikova_t.n.docx81.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 г. Благовещенска»

Дополнительная образовательная программа

по подготовке детей к обучению грамоте

 

                                                          "АБВГДейка"

 

 

Программа предназначена для детей 5-7 лет.

 

  Автор - составитель: Бердникова Т.Н.

г. Благовещенск 2022 г

Содержание программы:

 

1.Целевой раздел программы.

 

• Пояснительная записка (цели и задачи программы,  принципы и подходы к формированию программы,  актуальность, особенности и назначение программы)

 

• Характеристика особенностей развития старшего дошкольного возраста

 

• Планируемые результаты освоения программы

 

2. Содержательный раздел  программы  (описание образовательной деятельности: содержаниеметодические приёмы, средства обучения;  формы организации,  педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми, взаимодействие  с семьями воспитанников).

 

 

3.Организационный раздел образовательной программы.

 

       организация образовательного процесса

       учебно-методическое обеспечение

       наглядно - демонстрационный и раздаточный материал

        особенности реализации программы

 

4.Краткая презентация программы.  

5. Литература.

 


1.Целевой раздел

Пояснительная записка

 

       Программа по дополнительному образованию МАДОУ « Детского сада № 40 «Светлячок» по подготовке детей к обучению грамоте  – это образовательная программа, рассчитанная на два года обучения: в старшей  и подготовительной группах.

 

        Программа составлена  с учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с ориентировкой на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  направлена на выработку  у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Программа  направлена на речевое и познавательное развитие дошкольников.

 

    Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

 

Программа по дополнительному образованию МАДОУ «Детского сада №40» «Светлячок» по подготовке детей к обучению грамоте  разработана  на основе  программы «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г. с дополнениями и изменениями руководителя дополнительного образования с  учётом региональных и демографических компонентов: учёт контингента детей ДОО, их возрастных и индивидуальных особенностей, состава групп.

 

   Цель  программы:

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты, ознакомление детей со звуковым  анализом и развитие интереса и способности к чтению,  подготовка детей к школе.

 

Задачи программы:

 

Образовательные

        Формирование и развитие фонематического слуха.

        Овладение звуковой стороной речи – темпом, интонацией.

        Знакомство со слоговой структурой слова (деление слова  на слоги,  составление слова из слогов).

        Развитие связанной речи.

        Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги,  пользоваться схемой предложения.

        Расширение словарного запаса детей.

        Формирование и развитие звуко- буквенного анализа (выделять последовательность звуков в простых словах;  различать на слух  и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;  соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью).

 

Развивающие

      Подготовка руки  ребёнка к письму (развитие графических навыков, мелкой моторики.

     Развитие слухового восприятия,  внимания.

     Формирование организованности и самостоятельности при выполнении заданий.

     Формирование   интереса  к  изучению букв.

 

Воспитательные

     Приобщение детей к художественной литературе (как искусству и средству развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

      Формирование умения слушать педагога и друг друга.

-        Воспитание культуры речи.

-        Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

-        Формирование умения работать в парах и подгруппах.

 

    Актуальность программы.

 

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет развитие.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях по обучению грамоте. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов, показали, что пятый и шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольника в звуковую систему родного языка необходимо уже во время предшкольной подготовки.

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические – и на их основе – развитие связной речи.

 

 

Особенности программы.

 

     При разработке программы использована  парциальная образовательная программа  Е.В.Колесниковой  «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин). А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

 

Программа строится на основании следующих принципов:

 

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (объединение различных видов детских деятельностей вокруг единой темы)

4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

Основное назначение программы:

     •  способствовать речевому развитию детей,  подготовить их к обучению в школе;

•  формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

•  способствовать овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

•  формировать умения понимать,  планировать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

•  формированию самоконтроль и самооценку;

•  способствовать развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

•  развить мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

 

 

Обучение по программе  носит общеразвивающий характер, способствует  развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, волевых и физических качеств личности ребенка. В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка. Материал изучается с учетом  индивидуальных особенностей детей.

 

Особенности речевого развития детей 5 – 6 лет.

 

      В 5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас  составляет около 2000слов.  Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.

       Вместе с тем дошкольники 5-6 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

У дошкольников 5-6 лет формируется  осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу- развитию звуко-буквенного анализа.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход  от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Словарь  ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются  индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.

Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа;  образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов  педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при  составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие  глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют  предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

 

 

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

 

        Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются  синонимы  и  антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

        Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

        Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

        Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова  с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

        Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

        В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

        Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения  различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

        Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов   о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется  умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач  остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

        В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в  звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.

        

Целевые ориентиры к концу обучения по программе:

 

 

Дети будут знать и уметь:

 

-       знать буквы русского алфавита;

-       писать буквы русского алфавита в клетке;

-       понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

-       определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;

-       различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-       пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);

       соотносить звук и букву;

-       писать слова, предложения условными обозначениями;

-       определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-       проводить звуковой анализ слова;

-       правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-      составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

-       читать слова, короткие предложения, понимать прочитанное;

-       писать слова буквами;

-       проводить фонетический разбор слов;

-       разгадывать кроссворды, ребусы;

-       ориентироваться в тетради в линейку.

      За время обучения у детей формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

 

 


2. Содержательный раздел

 

 

  Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

 

1- ый год обучения (5-6 лет)- развитие звуковой культуры и фонематического слуха, подготовка к  звуко-буквенному анализу;

 

2-ой год обучения  (6-7 лет)- развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

 

  На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.

Основная задача этого этапа – овладение звуковой и знаковой системой языка, подготовка  детей к чтению и письму.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей  звуковому, звуко-буквенному анализу, подготовке к чтению и руки к письму.  

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем.

 В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи: подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги, составлению из слогов слов, из слов – предложений, знакомство с понятиями «слово» и предложение».

         В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

-        произношение,

-        звукобуквенный анализ,

-       словарь, грамматический строй и т. д.

 Дети знакомятся со словом, овладевают способами интонационного выделения звука в слове; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. У детей формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и  как они строятся. Решение этих задач подготавливают детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам.

        Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, орфографии, формированию знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения грамоте и письму в школе, что в итоге поможет предупредить нарушения письма и чтения.  

 

 

 

 

Методические приемы

 

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Особое внимание уделяется игровым приемам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их введение дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач.

 

Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки  ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.

 Программа предполагает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения,  создающие эмоциональный фон. Для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики.

               Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают сформировать самоконтроль и самооценку ребенка.

              Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и закрепляют представления о нем. Развивают мышление.

             При прочтении произведений детских писателей дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения, которые способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире. Важно воспитывать любовь к художественному слову, обогащать словарь ребенка, использовать в речи выразительные средства языка.

 

Средства обучения

 

1.     Наглядные: картинки с изображением различных предметов на разные звуки, алфавит магнитный демонстрационный,  доска магнитная, компьютер, проектор, магнитофон.

2.     Дидактические игры: «На что похожа буква?», «Буквы - домики», «Кто в домике живет?», «Развиваем речь», «Расшифруй слова», кассы букв, фишки – модели звуков и слов.

3.     Настольно-печатные игры: кубики «Азбука», «По дорожке слов», «Слоги, слова, фигуры» и др..

4.     Тетради по количеству детей, простые и цветные  карандаши, ручки, пластилин, наборы счётных палочек.

 

 

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой и по подгруппам с использованием игровых технологий, а также индивидуально с учётом уровня развития детей.

 

Занятие подразделяется на этапы:

 

1.     Артикуляционная / речевая гимнастика

2.     Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

3.     Новый материал:

-        звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

-        буква, её образ и графическое написание

-        составление и чтение слогов с данной буквой, чтение

-        составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения

-       дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

4.     Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

5.     Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

 

Основные применяемые технологии:

 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова

 Здоровьесберегающие технологии

 Компьютерные (новые информационные) технологии

 Личностно-ориентированное обучение

 Социоигровые технологии

 


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

 

Задачи программы:

♦     Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.

♦    Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

♦     Закреплять умение делить слова на слоги.

♦    Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).

♦    Формировать умение различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

♦    Формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

♦    Продолжать знакомить с графическим изображением слова – прямоугольник (моделирование).

♦    Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат (моделирование).

♦    Формировать умение на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков.

♦    Формировать умение  писать слова с помощью графических изображений.

♦      Формировать умение писать печатные буквы в клетке, используя образец.

♦      Формировать умение соотносить звук и букву.

♦     Формировать умение писать слова  печатными буквами,

♦     Формировать умение проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

♦     Способствовать развитию фонематического восприятия.

♦     Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

♦   Познакомить с термином «предложение».

♦     Развивать умение правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение".

♦     Формировать умение составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

♦     Развивать умение записывать предложение условными обозначениями.

♦     Способствовать развитию графических навыков.

 

 

 

Основные этапы и содержание работы

 

1.     Подготовительный:

        закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

        интонационное выделение заданного звука в слове

        графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

        деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2.     Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

        знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

        понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

        определение места звука / буквы в слове

        обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3.     Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

        алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

        понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

        гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

        чтение слогов с изученными звуками и буквами

        составление и чтение слов из знакомых букв

        работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

4.     Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

        гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

        графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат

5.     Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

        звуковой (фонетический) анализ слова

        понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

        переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов

6.     Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями

        закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

        переход к чтению несложных текстов

 

7.      Повторение и закрепление пройденного материала

 

               Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и  дидактические игры на расширение словарного запаса.

 

Уровень развития речевых навыков и умений детей к концу учебного года характеризуется следующими показателями:

 

- сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения;

- наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные); о выразительных средствах речи;

- проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

- владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

 

 

 

2-й год обучения  (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: звуко-буквенный анализ, развитие интереса и способностей к чтению.

 

         Основной материал изучения – звуки, буквы, слова и предложения.

 

Основные задачи:

♦    Расширять знания об окружающем мире.

♦     Закреплять умение делить слова на слоги.

♦    Закреплять умение различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

♦    Закреплять умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

♦    Закреплять умение пользоваться  графическим изображением слова, предложения, звуков (моделирование).

♦      Закреплять умение соотносить звук и букву.

♦     Формировать умение писать слова, предложения печатными буквами,

♦     Закреплять умение проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

♦     Способствовать развитию фонематического восприятия.

♦     Формировать умение читать слова, предложения.

♦     Продолжать знакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

♦   Развивать умение правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение".

♦     Формировать умение составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

♦     Способствовать развитию графических навыков.

♦     Формировать умение пользоваться условными обозначениями.

♦     Формировать умение разгадывать ребусы, кроссворды.

♦     Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

♦      Способствовать  развитию моторики.

♦      Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

♦     Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

                    Основные этапы и содержание работы

 

1.Раздел «Звуковой анализ слов» является продолжением раздела «Звуки и буквы» Дети продолжают учиться различать понятия «Звук» и «Буква», выделять среди звуков согласные и гласные, согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Также детей знакомятся с буквами, которые не обозначают звуков. Немаловажное значение для дальнейшего обучения играет фонетический анализ простых слов, умение определять ударный слог, ударную гласную, графическим изображением звуков, слогов, слов и предложений. Составление модели слова. Звуковой анализ слова.

 

2. Раздел «Подготовка к обучение чтению» предусматривает:

Обучение словоизменению. Выкладывание и чтение слогов. Формирование навыков слогового чтения. Выкладывание и чтение слов. Чтение простых предложений.

На этом этапе обучения  широко применяются дидактические  игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками.

Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

 

             3. Повторение и закрепление пройденного материала.

 

Уровень развития речевых навыков и умений детей к концу учебного года характеризуется следующими показателями:

 

 

 

Ребёнок к концу года должен:

                   проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

                   ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

                   понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;

                   записывать слова печатными буквами;

                   разгадывать ребусы, кроссворды;

                   читать слоги, слова,  понимать прочитанный текст;

 

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

 

          Без помощи родителей невозможно решение всех этих задач. Поэтому необходимо  привлекать родителей к совместному освоению детьми программы, а также проводить просветительскую работу среди них в ДОУ: выступления на родительских собраниях - «Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты» (сентябрь), «Наши результаты» ( май), консультации на сайте детского сада в течение года, памятки ( ноябрь, март), индивидуальные беседы в течение года.


3.Организационный раздел 

 

Организация образовательного процесса (Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год):

 

- образовательный период  по дополнительному образованию с 01.10.2022г. по 31.05.2023г.

 

- начало дополнительной образовательной деятельности во второй половине дня с 15.40.;

- занятия по дополнительному образованию  для детей в возрасте от 5 до 7 лет организуются 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.;

 

       занятия проводятся: в старшей группе – понедельник, в подготовительной группе -  среда;

       таким образом, количество учебных часов составляет: 33 ч. в год, 66 ч. за период обучения

       распределение обучающихся по группам производится в соответствии с их возрастом, уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и их родителей.

 

№п/п

Дополнительная образовательная деятельность

 

 

 

 

группа

Длительность одного мероприятия

Максимальный объём образовательной нагрузки в неделю

Количество часов в  неделю/год

1.                  

«Подготовка к обучению грамоте»

Старшая

(5-6лет)

25 минут

1 раз в неделю 25минут

1/33

2.                  

«Подготовка к обучению грамоте»

Подготови-

тельная к школе группа

(6-7лет)

30 минут

1 раз в неделю 30 минут

1/33

 

Итого

 

55 мин.

2/55мин.

2/66

 

 

 

 


Тематическое планирование

на учебный год в старшей  группе     

 

 

Месяц

 

неделя

(№) занятия, тема

Октябрь

1

Введение в мир звуков. Мониторинг.

2

Звук и буква А

3

Звук и буква О

4

Звук и буква У

5

Звук и буква Ы

Ноябрь

6

Звук и буква Э

7

Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала

8

Звук и буква Л, чтение слогов

9

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение

Декабрь

10

Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов

11

Звук и буква Р, чтение слогов,

знакомство с предложением, чтение предложения

12

Закрепление пройденного материала,

гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов

13

Буква Я, чтение слогов, слов.

Январь

14

Буква Ю, чтение слогов, слов

15

Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений

16

Буква Ё, чтение слогов, слов

17

Звук и буква И, чтение слогов, слов

февраль

18

Закрепление пройденного материала

19

Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К, чтение слогов,

составление и условная запись предложения

20

Звуки Д — ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, слов.

21

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В, Ф, чтение слогов, слов.

март

22

Звуки 3-ЗЬ, С-СЬ, буквы 3, С, чтение слогов, слов.

23

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, слов, слов.

24

Звуки Х-ХЬ, буква X, чтение слогов, слов, слов.

25

Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, слов

Апрель

26

Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, слов.

27

Звук и буква Ц, чтение слогов, слов.

28

Звук и буква Й, чтение слогов, слов.

29

Буква Ь, чтение слов, предложений

Май

30

Буква Ъ, чтение слов, предложений      

31

Закрепление пройденного материала:

чтение слов, слогов, предложений.

32

Закрепление пройденного материала:

чтение слов, составление и запись предложений

33

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение.

Мониторинг.

 


Тематическое планирование

на учебный год в подготовительной  группе     

 

Месяц

 

неделя

(№) занятия, тема

Октябрь

1

Тема – повторение. Мониторинг.

2

 Тема – «Звуки и буквы» – закрепление. Игровое упражнение « Прочитай и допиши». Игры  «Буквы потерялись», «Буквы рассыпались».

3

Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

4

 Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова. Проговаривание пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

5

 Тема - «Предложение, графические навыки» - закрепление. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

Ноябрь

6

Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

7

 Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

8

Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

9

Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Декабрь

10

Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку

11

Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

12

 Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

13

Тема – «Сказки». Чтение пословиц о сказках, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Курочки Рябы в тетради в линейку.

Январь

14

Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

15

Тема – «Новый год» повторение. Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

16

Тема – закрепление. Рисование в тетради в линейку.

февраль

17

 Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

18

Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

19

Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

20

Тема – закрепление. Рисование в тетради в линейку.

март

21

Тема – «8 Марта».  Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

22

Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

23

Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

24

Тема – закрепление. Рисование в тетради в линейку.

Апрель

25

Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

26

Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

27

Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

28

Тема – закрепление. Рисование в тетради в линейку.

29

Тема – «Лето». Повторение. Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Май

30

Тема – «Ребусы». Повторение. Разгадывание ребусов.

31

Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. Повторение. Рисование в тетради в линейку.

32

Тема – «Скоро в школу». Повторение. Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

33

Тема – повторение. Мониторинг.

 

 


Учебно-методическое обеспечение:

 

Для педагога:

 

  1. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической
  2. активности как предпосылки обучения грамоте» и наглядно-методическое обеспечение., Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.

2. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет» Т.А.Ткаченко/ М., Изд. «Ювента», 2008г.

3. А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»  ( обучение грамоте, познавательное развитие, развитие речи)/ ТЦ «Учитель», Воронеж, 2008г.

4. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.

5. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.

6. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

7. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

8. «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.

9.В.С.Смоляная «Картотека игр по обучению грамоте и чтению»./ Мозырь, 2010г.

10. Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

«Запоминаю буквы»;

11.Е.В.Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

 12.Е.В.Колесникова «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

Дополнительная образовательная программа Составитель: Избасарова Н.И. 

 

Для воспитанников:

 

1.     «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.

2.      «От А до  Я» Е.В.Колесникова.  Рабочая тетрадь  для детей 5-6 лет. М., Изд. ЮВЕНТА, 2012 г.

3.       «Я начинаю читать» Е.В.Колесникова.  Рабочая тетрадь  для детей 6-7 лет. М., Изд. ЮВЕНТА, 2012 г

 

 

 

Наглядно- демонстрационный и раздаточный материал:

 

1.Магнитная азбука; проектор.

2. Наглядно- демонстрационный:

Слова, слоги, звуки. Демонстрационный материал. Е.В.Колесникова / М., Изд. ЮВЕНТА, 2012г.

Звуки и буквы.Е.В.Колесникова / М., Изд. ЮВЕНТА, 2012г.

«Ударение»,

«Один- много»,

«Множественные слова»,

«Говори правильно»,

«Словообразование»,

«Антонимы»,

«Многозначные слова».

3.Дидактические настольные игры:

«Азбука»,

 «Учим буквы»,

 «Друзья- буквы» ( парные картинки),

«Подбери слово к рассказу»,

«Слова наоборот»,

«Делим слова на слоги»,

«Чем отличается слово»,

«Одинаковые слова»,

Лото из букв, слов, стихов, загадок,

Логопедическое лото,

«Читаем и составляем слова»,

«Прочитай по первым буквам»,

«По дорожке слов»,

«Слова и слоги»,

«Запоминаю буквы» (разрезная азбука),

«Слоговые кубики»,

«Кубики – буквы»,

«Слоговые домики»,

«Я знаю буквы»

 

 

Развивающее лото Азбука растений

Фонетическое лото Звонкий-глухой

Веёлая азбука

Наглядно-дидактическое пособие «Грамматика в картинках»

Антонимы

Развитие икоррекция речи детей 5-6 лет Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова

Программа Развития

М.А. Жукова Азбука для малышей

Мониторинг дополнительного образовательного процесса

детей старшей группы

 

ОО « Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте

 

ЗУН детей (должны уметь) на начало учебного года

1.

Умеет выделять первый звук в слове

2.

Определять место звука в слове, чисто их произносить

3.

Называть  слова,  начинающие  на  определенный  звук

 

4.

Различать на слух твердые и мягкие согласные

 

5.

Различать понятия «звук», «слог», «слово».

 

6.

Делить слова на слоги, называть их количество

 

7.

Составлять предложения по сюжетным картинкам, без определения термина

        

ОО « Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте

ЗУН детей (должны уметь) на конец учебного года

1.

Умеет выделять первый звук в слове.

2.

Определять место звука в слове, чисто их произносить.

 

3.

Называть  слова,  начинающие  на  определенный  звук.

 

4.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

 

5.

Делить слова на слоги, называть их количество.

6.

Умеет составлять слова из слогов.

7.

Делить предложения на слова, называть их количество.

8.

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

9.

Уметь составлять предложения с заданным количеством слов, называть их последовательность.

10.

Различать гласные и согласные звуки и буквы.

11.

Различать твердые и мягкие  согласные звуки.

12.

Различать звонкие и глухие  согласные звуки.

13.

Различать звуки и буквы.

14.

Выделяет словесное ударение в слове, определяет его место.

 

15.

Производит звуковой анализ слов.

16.

Знает буквы алфавита.

 


Мониторинг дополнительного образовательного процесса

детей подготовительной группы

 

ОО « Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте

 

ЗУН детей (должны уметь) на  начало и конец учебного года

1.

Умеет выделять первый звук в слове.

2.

Определять место звука в слове, чисто их произносить.

3.

Называть  слова,  начинающие  на  определенный  звук.

4.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

5.

Делить слова на слоги, называть их количество.

6.

Умеет составлять слова из слогов.

7.

Делить предложения на слова, называть их количество.

8.

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

9.

Уметь составлять предложения с заданным количеством слов, называть их последовательность.

10.

Различать гласные и согласные звуки и буквы.

11.

Различать твердые и мягкие  согласные звуки.

12.

Различать звонкие и глухие  согласные звуки.

13.

Различать звуки и буквы.

14.

Выделяет словесное ударение в слове, определяет его место.

15.

Производит звуковой анализ слов.

16.

Знает буквы алфавита.

17.

Умеет читать слоги,  простые слова.

 

ОО « Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте

 

ЗУН детей (должны уметь) на  конец учебного года

1.

Умеет выделять первый звук в слове и называть его.

2.

Определять место звука в слове, чисто их произносить.

3.

Называть  слова,  начинающие  на  определенный  звук, букву.

4.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», показывать на схеме.

5.

Делить слова на слоги, называть их количество, называть ударный слог.

6.

Умеет составлять слова из слогов.

7.

Делить предложения на слова, называть их количество.

8.

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

9.

Уметь составлять предложения разной интонации с заданным количеством слов, называть их последовательность.

10.

Различать гласные и согласные звуки и буквы.

11.

Различать твердые и мягкие  согласные звуки.

12.

Различать звонкие и глухие  согласные звуки.

13.

Различать звуки и буквы.

14.

Выделяет словесное ударение в слове, определяет его место.

15.

Производит звуковой анализ слов, имеет представление об йотированных звуках.

16.

Знает буквы алфавита.

17.

Умеет читать слоги, слова, простые предложения.

18.

Умеет работать в тетради, используя специальные обозначения.

19.

Понимает инструкцию и выполняет задание в соответствии с ней.

 

 

 


 4.Краткая презентация программы. 

 

     Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, определённым объёмом знаний, умений, навыков. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

 

     Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи ( связной, звуковой, грамматической).

 

    Программа по дополнительному образованию МАДОУ детского сада № 40 Светлячок» по подготовке детей к обучению грамоте  – это образовательная программа, рассчитанная на два года обучения детей от 5 до 7 лет: в старшей  и подготовительной группах.

 

         Программа составлена  с учетом  возрастных особенностей детей,  требований ФГОС и с ориентировкой образовательный стандарт начального общего образования,  направлена на речевое и познавательное развитие дошкольников, выработку  у них умения проводить в звуко-буквенной анализ слов, развитие интереса и способностей к чтению.

 

   Цель  программы:

 

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты, ознакомление детей со звуковым  анализом и развитие интереса и способности к чтению,  подготовка детей к школе.

 

 Основные задачи программы:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  •  Знакомство со слоговой структурой слова (деление слова  на слоги,  составление слова из слогов).
  •   Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги.
  •  Расширение словарного запаса детей.
  •  Формирование и развитие звуко- буквенного анализа.
  • Подготовка руки  ребёнка к письму (развитие графических навыков, мелкой моторики).
  • Формирование организованности и самостоятельности при выполнении заданий.

 Обучение по программе  носит общеразвивающий характер, способствует  развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, волевых и физических качеств личности ребенка. В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка. Материал изучается с учетом  индивидуальных особенностей детей.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

 

          Подготовка к обучению грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс.

 

    Для полноценного и успешного развития детей необходимо взаимодействие с семьями воспитанниками, а также единство требований и методов в решении поставленных задач. Поэтому необходимо  привлекать родителей к совместному освоению детьми программы, а также проводить просветительскую работу среди них в ДОУ: выступления на родительских собраниях - «Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты» (сентябрь), «Наши результаты» ( май), мастер – классы, приглашение на занятия, консультации на сайте детского сада в течение года, памятки ( ноябрь, март), индивидуальные беседы в течение года.  Для родителей детей, посещающих дополнительное образование, будут  даваться рекомендации по подготовке к обучению грамоте, письму, анализу слов, дидактические игры в форме памяток или на сайте детского сада.

 

 


Литература 

1.     Программа «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.

2.     Е.В. «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет»М, «Ювента» 2006 г.

3.     Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

4.     Маханева МД. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», М. ТЦ «Сфера», 2010.

5.     Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».-М.:Просвещение,1991.

6.     Ушакова О.С. «Придумай слово»М.: Просвещение 1996

7.     Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. 

8.     Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

9.     Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

10. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

11. Синицына Е.И. «Умные слова»М, «Лист», 1997.

12. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М, «Просвещение», 1988.

1.     Программа «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.

2.     Е.В. Колесникова «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» М, «Ювента» 2006 г.

3.     Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

4.     Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.

5.     О.М.Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6 -7 лет».Волгоград. Учитель,2011.

6.     Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «Просвещение»,1999.

7.     Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994 г.

8.     Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».-М.:Просвещение,1991.

9.     Ушакова О.С. «Придумай слово»М.: Просвещение 1996, Дельта, С – П, 1997г.

10. Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома». Академия развития, Ярославль,1998г.

11. Синицына Е.И. «Умные слова»М, «Лист», 1997.

12. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М, «Просвещение», 1988.

13.  Нищеева Н.В. «Конспекты занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности» И. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

14. Лазаренко О.И. «Артикуляционо- пальчиковая гимнастика» И. «Айрис-ПРЕСС», 2011.