Индивидуальный творческий план на 2022 - 20023 учебный год «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре

Елена Александровна Рокутова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnyy_tvorcheskiy_plan_.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

Индивидуальный творческий план

 на 2022 – 2023 учебный год

по теме: «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

 

Составила: инструктор по ФЗК

Рокутова Е.А.

высшая кв. категория

Г. Озерск

2022 г.

Актуальность темы

        Анализ научно-методической литературы показывает, что программный материал по физическому воспитанию реализуется часто без должного соответствия возрасту и возможностям детей, без направленности на развитие отдельных мышечных групп. На занятиях недостаточно используются варианты основных видов движений и их комбинации. Средства физической культуры мало ориентированы на развитие координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения движений. При этом вследствие однообразия организации занятий и стимулов при выполнении упражнений, у детей наблюдается отсутствие интереса к выполняемым двигательным действиям. Исходя из этого мы решили разнообразить методику в физическом воспитании, включив гендерный подход.

        Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». В большинстве дошкольных учреждений на физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

        Недостаточная разработанность вопроса учета половых особенностей в процессе занятий физическими упражнениями ставит необходимость разработки специальных методик для общей системы полового воспитания в дошкольном учреждении. Учитывая актуальность и опираясь на теоретические и практические положения ряда авторов (Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, Г.В.Шалыгиной, Э.С.Вильчковского, М.Н.Королевой, В.А.Мануйловой и др.), темой исследования выбрали: «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Цель - повышение своего профессионального уровня по теме, систематизация работы с включением гендерного подхода в физическое воспитание детей в ДОО.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения научной и методической литературы;
  • изучить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения детей старшего дошкольного возраста;
  • изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду в физкультурном зале с учётом половой принадлежности детей;
  • составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
  • способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей (законных представителей) к воспитанию ребёнка в семье с учётом гендерной принадлежности.

Принципы гендерного подхода системы физического воспитания в ДОО

  • Принцип целостности разностороннего развития личности.
  • Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка, при создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи.
  • Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д., сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола.
  • Принцип природосообразности.
  • Принцип дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.
  • Принцип учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Проведение диагностики физического развития детей

Провести консультацию для педагогов на тему: «Гендерное воспитание»

Анкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей

Октябрь

НОД «Страна мальчиков и девочек. В чем разница?»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Воспитание у детей нравственности через гендерные представления»

Родительское собрание «Важность гендерного воспитания»

Ноябрь

Калейдоскоп подвижных игр по гендерному воспитанию

Семинар «Мы воспитываем будущее страны!»

Оформление папки-передвижки по теме: «Гендерное воспитание детей в семье», Привлечение родителей к обогащению развивающей – предметно пространственной среды

Декабрь

Применение гендерного подхода на занятиях по физкультуре: в перестроениях: построение в колонны-шеренги (девочки, мальчики); в общеразвивающих упражнениях: упражнения в парах, гимнастика в двух кругах, с применением отличных атрибутов (мальчики- гантели, девочки- мячи)

Мастер-класс по теме: «Важность гендерного воспитания в современном мире»

Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию

Январь

Формировать уважительное отношение к выполнению социальной роли мужчины и женщины в ходе проведения НОД - развлечения (Задания для ♀ и ♂ на смену их гендерных ролей)

НОД по теме: «Страна мальчиков и девочек. В чем разница?»

Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Февраль

Беседа «Мой папа», игровая программа «Ловкие и смелые, быстрые, умелые»

Консультация для воспитателей «Оформление физкультурного уголка в группе с учетом гендерной дифференциации»

Совместное физкультурное развлечение для пап и мальчиков

Март

Физкультурно - фольклорный праздник "Масленица" с учетом полоролевой принадлежности»

Мастер-класс по теме: «Воспитание у детей равенства через игровую деятельность»

Совместное физкультурное развлечение для мам и девочек

Апрель

День здоровья «Мы — мальчишки, мы – девчонки»

Проект на тему: «Будущее поколение»

Консультации для родителей «Применение гендерного подхода в подвижных играх»

Май

Открытое занятие «Мы-мальчики, мы-девочки»

Отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Анкета по гендерному воспитанию для родителей

Прогнозируемые результаты

1. Повышение интереса к занятиям физической культуры.

2. Осознание важности «специальных» занятий для мальчиков и девочек.

3. Проявление дисциплинированности, выдержки и самостоятельности на физкультурных занятиях при взаимодействии с противоположным полом.

4. Применение детьми полученных знаний на физкультурных занятиях, спортивных праздниках, в повседневной жизни.

 

Результат самообразования:

Проведение открытого занятия «Мы – мальчики, мы – девочки».

 

Литература

1. Асмолов А.Г. В дошкольном образовании экзамены исключены. – [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://ria.ru/society/20130301/925353566.html.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. – ПСб. : «Питер», 2006. – 430 с.

3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.

4. Евтушенко И.Е. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 205 с.

5. Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000. – 180 с.

6. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. – 168 с.

7. Татаринцева Н. Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. – С. 28–33.

8. Терехова Н.Т. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста // Сборник научных трудов. – М.: Издательство АПН СССР, 1989. – С. 142–143.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.).

10. Филиппова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 34–36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....

Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

•Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методи...

Аттестационная работа «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Материал включает в себя дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек  дошкольного возраста, анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ....

Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...