Картотека кинезиологических (телесных) упражнений двигательной активности.
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Цель: Укрепление здоровья. Повышение работоспособности и продуктивности, развитие общей моторики, стабилизация психоэмоционального состояния, формирование произвольности действий, развитие пространственных представлений, психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_telesnyh_dvigatelnyh_uprazhneniy.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека кинезиологических (телесных) упражнений двигательной активности.
Цель: Укрепление здоровья. Повышение работоспособности и продуктивности, развитие общей моторики, стабилизация психоэмоционального состояния, формирование произвольности действий, развитие пространственных представлений, психических процессов.
«Маршировка»
Описание: выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
«Перекрестное марширование»
Описание: нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать».
«Приставной шаг»
Описание: Ребенок делает шаг правой ногой, приставляет - левую, потом шаг левой ногой, приставляет - правую. Если ребенку показалось это упражнение легким, и он делает его правильно - упражнение можно усложнить. Выполняем упражнение, сочетая движения рук и ног, а также проговаривая детские стихи или считалки.
«Мельница»
Описание: рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Паровозик»
Описание: правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Зеркало»
Описание: выполнять упражнение необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Затем меняются ролями.
«Робот»
Описание: встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Буратино»
Описание: стоя, поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге. Затем - левая рука вверх и прыжок на правой ноге. Далее - правая рука вверх и прыжок на правой ноге, и левая рука вверх с прыжком на левой ноге. Цикл прыжков повторить несколько раз.
«Колено – локоть»
Описание: Стоя, поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Гусенички»
Описание: исходное положение – наклон вперед, пальцы касаются пола. Пальцами рук продвигаемся вперед, как бы подтаскиваем за собой ноги. Ноги прямые.
«Ёжик»
Описание: исходное положение – стоя на четвереньках. Необходимо ползи, руки ставить крест-накрест.
«Паучки»
Описание: исходное положение - сидя на полу ноги прямые, упор руками в пол вдоль бедер, перебираем руками и ногами одновременно. Движения вперед назад.
«Черепаха»
Описание: инструктор встает у одной стены помещения, играющие - у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
«Руки-ноги».
Описание: исходное положение – основная стойка. Выполняется серия прыжков на месте с одновременными движениями руками и ногами:
Ноги вправо - руки влево.
Ноги влево - руки вправо.
Ноги вправо - руки вправо.
Ноги влево - руки влево.
Серию прыжков повторить несколько раз.
«Парад»
Описание: исходное положение – основная стойка. Выполняется марширование на счет: "Раз-два-три-четыре".
В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз",
во втором - на счет "два",
в третьем - на счет "три",
в четвертом - на счет "четыре".
Раз (хлопок) – два – три - четыре.
Раз-два (хлопок) – три - четыре,
Раз-два-три (хлопок) - четыре.
Раз – два – три - четыре (хлопок). Повторить несколько раз.
«Каратист»
Описание: участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в "каратиста", выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: "Сильнее, еще сильнее...", помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.
«Пчелка»
Описание: все участники превращаются в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу инструктора: "Ночь" - "пчелки" садятся и замирают. По сигналу инструктора: "День" - "пчелки" снова летают и громко "жужжат.
«Дракон»
Описание: участники стоят в колонне друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это "голова дракона", последний - "хвостик". Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.
«Ходьба по фигурам»
Описание: на полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям предлагается пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последовательности, по словесной инструкции или по маршруту, изображенному на карточке. Фигуры можно заменить на спортивный инвентарь, а в условиях группы — на любимые детские игрушки. Упражнение активно тренирует периферическое зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве и память.
«Замыкая круг»
Описание: дети с закрытыми глазами семенящим шагом двигаются по залу. Задача — найти игрока и, взяв его за плечи, продолжить движение. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся в одну «цепочку», и направляющий не замкнет круг, положив руки на плечи замыкающему.
«Звездочка»
Описание: выполняются прыжки с одновременными движениями руками и ногами: ноги врозь – руки вместе; ноги вместе – руки врозь (цикл прыжков повторить несколько раз).
«Прыжки»
Описание: выполняются прыжки, руки на поясе: ноги врозь - ноги вместе; ноги врозь - ноги перекрещены. Поочерёдно правая и левая нога впереди.
«Змейка»
Описание: ходьба, затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде взрослого. Усложнение – ходьба или бег на носках.
«Прыжки по команде ведущего»
Описание: выполняются 4 прыжка вперед - 4 прыжка назад - 4 вправо - 4 влево - пауза «морская качка» — перекат с пятки на носок. Выполняется 2-3 раза.
«Морской бой»
Описание: после тренировок матросам предстоит попасть в «торпеду»; инструктор быстро прокатывает большие мячи из одного конца зала в другой или вдоль стены, а дети катят свои мячи поперек, стараясь попасть в «торпеды». Выполняется 3–4 раза.
«Игра с мячами» (обычными)
Описание: выполняется ведение и подбрасывание мяча на месте:
-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С в левой;
-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;
-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой;
- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;
- Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;
- Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;
-Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему слова;
- С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять - автоматизация звуков, слогов;
- Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);
- Мяч бросаю, диких животных называю;
- Мяч передаю, деревья назову;
- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья и т.д.)
«Передай предмет» (мешочек, малый мяч, кубик)
Описание: упражнение выполняется в парах, дети встают друг против друга, в руках у одного ребенка два мяча (маленьких). Способы действий с мячиками:
-Передают поочередно в руки другому;
-Передают, держа руки крест на крест;
-Передают по одному мячу с хлопком;
-Передают, правая рука сверху, левая рука сверху. Возможны свои вариации.
2-й вариант
Описание: упражнение выполняется в паре. У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый). Способы действий с мячиками:
- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку друг другу;
- мяч в противоположной руке, перекладываем с левой в правую и другому отдаем;
- мяч не в противоположной руке – отдаём другому по диагонали;
3-й вариант (перекладывание предмета)
Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;
- перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);
- перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);
- перекладывание мешочка из исходного положения – лежа на спине, за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).
«Передай по кругу»
Описание: дети стоят в кругу (можно сидя), у каждого в руках мешочек. По сигналу начинают передавать мешочки друг другу по кругу вправо (влево);
Дети сидят по кругу по-турецки, в центре водящий с мешочком в руках, подбрасывая его вверх, называет имя одного из игроков, который должен поймать мешочек. Поймавший - становится водящим.
«Подбрось – поймай»
Описание: выполняются броски и ловля предметов по команде:
- подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;
- подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;
- бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;
- перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.
«Веселое путешествие»
Описание: выполнение заданий начинается на указанной разметке. Педагог сначала знакомит детей с маршрутом, демонстрирует на своем примере, как его пройти. Затем дети самостоятельно проходят маршрут, повторяя технику выполнения (на носках, руки за голову и т.д.).
«Ленивая пятка»
Описание: исходное положение - сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
«Кочерга»
Описание: приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.
«Святоша»
Описание: упражнение можно выполнять из разных исходных положений: сидя, стоя или лежа. Ноги нужно держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
«Крюки»
Описание: упражнение можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, соединив ладони друг с другом, сцепив пальцы в замок. Выверните руки на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
«Велосипед»
Описание: упражнение выполняется в парах. Исходное положение - встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением, 8 движений - пауза. Выполняется 3 раза.
«Чудо-Юдо» (авт. Г.Беляева)
Описание: движения выполняются по тексту под музыкальное сопровождение. По мере освоения движений, музыка и слова ускоряются – выполнение движений тоже.
Жило на свете Чудо-Юдо («Пружинка», руки на поясе)
Никто не знал взялось оно откуда (Руки опущены вниз, плечи вверх-вниз)
Его заметив люди хохотали (Поглаживание живота, прогнуться назад)
Его дразня, за ним все повторяли: (Большой палец правой руки приставлен к носу, остальные пальцы разведены в стороны, большой палец левой руки приставлен к мизинцу правой руки, остальные пальцы разведены в стороны. Выполнять сгибание и разгибание пальцев).
Припев:
Одной рукой оно махало (Движения по тексту)
Другой рукой живот чесало (Движения по тексту)
Одной ногой снежок топтало (Выполняя движения руками, топать одной ногой)
На другой ноге скакало (Выполняя движения руками, прыжки на одной ноге)
Весело хвостом виляло (Руки согнуты в локтях, движение тазом вправо-влево, опускаясь вниз и поднимаясь вверх)
Сильно головой мотало (Руки на пояс, наклон головы вправо-влево)
Всех дразнило и кричало (Большой палец правой руки приставлен к носу, остальные пальцы разведены в стороны, большой палец левой руки приставлен к мизинцу правой руки, остальные пальцы разведены в стороны. Выполнять сгибание и разгибание пальцев).
И всё сначала повторяло... (Повторение припева песни и движений)
«А крокодильчик просто класс!» (авт. И.Чуприк)
Описание: движения выполняются под музыкальное сопровождение с громким проговариванием подражательных звуков животных.
Несколько вопросов я хочу вам всем задать,
Кто будет знать ответы, уж прошу не промолчать (Маршировать на месте)
А как делает собачка? – Гав (Поставить ладони на голову, пальцы сомкнуть вместе, одновременно со словом «Гав», наклонить голову вперед, пальцы согнуть)
А кошка? – Мяу (Руки согнуты перед грудью, локти вниз, сжаты в кулаки. Одновременно со словом «Мяу», сделать присед, пальцы разжать «показать когти» и снова сжать)
А корова? – Му-у (Сжать руки в кулаки, указательные пальцы поднять вверх, поставить кулаки на голову. Одновременно со словами «Му-у», сделать наклон вперед)
А козлик? – Ме-е (Поставить ладонь, выпрямленную вниз, под подбородок, вторую – за спину. Одновременно со словами «Ме-е», наклониться вперед и сгибать-разгибать ладони)
А ослик? – Иа (Поставить ладони на голову, пальцы сомкнуть вместе и согнуть под углом 90*. Одновременно со словом «Иа», сделать присед)
А жаба? – Ква (Стойка: ноги вместе, носки врозь, руки на поясе. Одновременно со словом «Ква», сделать присед, руки и колени развести в стороны)
Припев:
А крокодильчик просто класс (Исходное положение: повернуться влево, пятку левой ноги приставить к носку правой, руки вытянуть влево,левая ладонь лежит на правой. Выполнять одновременно хлопающие движения руками и поднимание и опускание левой ноги)
Научит многому он нас! (Исходное положение: основная стойка, левая рука на поясе. Указательным пальцем правой руки выполнять маховые движения сверху - вниз)
Всегда по распорядку он делает зарядку, (Исходное положение: основная стойка, руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вниз. 1-2 – рывки руками, 3-4 – развести руки в стороны ладонями вверх, 5-6 – рывки руками, правая вверх, левая вниз, 7-8 – левая вверх, правая вниз)
Он плавает, ныряет, на солнце, загорает! (Руками, от груди, развести в стороны - «плыть»; ладони сложить вместе, опустить сверху - вниз «нырнуть», присесть и встать; руки поставить за голову, левую ногу выставить вперед на носок, поднимать и опускать вниз)
И в общем наш дружочек не каких проблем не знает! (Исходное положение: левую руку горизонтально поставить перед животом, локоть правой руки поставить на тыльную сторону ладони левой руки, сжать кулак, указательный палец выставить. Качать правой рукой вправо-влево)
А крокодильчик просто класс, (Исходное положение: повернуться вправо, пятку правой ноги приставить к носку левой, руки вытянуть вправо, правая ладонь лежит на левой. Выполнять одновременно хлопающие движения руками и поднимание и опускание правой ноги).
Научит многому он нас! (Исходное положение: основная стойка, правая рука на поясе. Указательным пальцем левой руки выполнять маховые движения сверху - вниз)
Как маму с папой слушать, (Выпад влево, приставить левую руку к уху)
Как можно больше кушать, (Исходное положение: основная стойка, выполнять круговые движения руками в области живота)
И весело с друзьями отдыхать! (Подскоки вокруг себя)
«Мы играем, не скучаем» (авт. О.Воеводина)
Описание: движения выполняются под музыкальное сопровождение с ускорением.
Мы играем, не скучаем (Поочередные хлопки в ладони и по коленям)
И за мною повторяем:
Ах, какое пианино! (Имитирующие «игру на пианино» движения пальцами в разные стороны)
Это носик Буратино, (Большой палец правой руки приставлен к носу, остальные пальцы разведены в стороны, большой палец левой руки приставлен к мизинцу правой руки, остальные пальцы разведены в стороны. Выполнять сгибание и разгибание пальцев).
Выстригаем мы картинки, (Исходное положение: одна нога поставлена на носок, руки скрещены перед выставленной ногой «как ножницы». 1-2 – скрещивание рук возле правой ноги, 3-4 – возле левой ноги)
Надеваем все ботинки, (1-2 – выставить ногу на пятку, руками показать на носок, 3-4 – поменять ногу)
По тропинке побежали (Бег на месте)
И зайчишку повстречали. («Пружинка», упр. «Зайчик» двумя руками)
А улитка носит домик, («Пружинка», упр. «Улитка» двумя руками)
Тихо радом сидит гномик. (присед, упр. «Дом»)
Рыбка плавает бочком, (Ладони прижать друг к другу, выполнять волнообразные движения)
Мы гуляем босичком. (Ходьба на месте, потереть ладонь о ладонь)
Ели мёд из толстой бочки, (Имитационные движения: «есть ложкой» по два раза каждой рукой)
Рядом выросли цветочки. (упр. «Фонарики»)
1,2,3,4,5 – начинаем всё опять! (упр. «Колечки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с учетом двигательной активности детей дошкольного возраста
Картотека для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений с высоким уровнем двигательной активности.
Картотека игр и упражнений с высоким уровнем двигательной активности ( на развитие внимания, на развитие координации ловкости и точности)...
Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности.
Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности ( на развитите быстроты движений)...
Картотека игр на развитие двигательной активности детей
Игры на развитие двигательных способностей....
Картотека игр на развитие двигательной активности
Картотека игр на развитие двигательной активности...
Картотека игр на развитие двигательной активности
Картотека игр на развитие двигательной активности...