«Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Шабаева Анна Николаевна

Цель: формировать знания детей о природе                                           

УГАДАЙ  ПРАВИЛО.

Цель:  Описать  поведение  человека  по  отношению  к  объектам  природы,

объяснить эти действия.             

Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй

гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не

уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев

и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу,

не мусори и др.

Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими

словами  передают  смысл  правила.  После  усвоения  правил  рисунки

используются для обозначения действий на экологической тропе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СВЕТОФОР.

Цель:  Уточнить  экологические  знания  детей,  раскрывающие  взаимосвязь

между объектами природы.

Материал:    3  кружка:  красный,  желтый,  зеленый.  Картинки:  мальчик

выбрасывает  мусор  на  улице,  мальчик  гуляет  с  собакой,  мальчик  ловит

бабочек,  мальчик  белит  дерево,  мальчик  сажает  цветы,  мальчик  делает

кормушку и т.д.

Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.

Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.

Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.

Желтый цвет -будь осторожен!  Не нанеси вреда.

 НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.

Цель:  Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей

связную речь.

Материал:  Картинки изображающие настроение «природы».

Ход игры: Детям предлагается картинка-  «настроение природы», плохая или

хорошая ситуация в природе. Дети должны объяснить настроение природы.

 

МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».

Цель:  Учить  находить,  называть  и  описывать  комнатные  растения  по

характерным признакам.

Материал: Комнатные растения.

Ход  игры:  Выбирается  продавец,  у  которого  магазин  «Цветы»  (на  столе

расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное

растение,  не  называя  его.  Продавец  должен  узнать  растение,  назвать  его  и

выдать покупку. Можно предложить образец описания.

НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.

Цель:   Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.

Материал:  Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой:

липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.

Ход  игры:    Игра  проводится  зимой  на  улице.  Детям  раздаются  семена  и

плоды.  По  сигналу  каждый  бежит к  тому  дереву, семена  которого  у него  в

руках. Дети называют дерево.

  «ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».

Цель:  Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать

связную речь, расширять словарь детей.

Материал:  Большие  карточки  с  изображением  леса,  огорода,  сада,  луга;

маленькие  карточки  с  изображением  овощей,  фруктов,  цветов,  кустов,

деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.

Ход  игры:    Детям  раздать  конверты  с  маленькими  картинками.  Педагог

показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них,

подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в

лесу, огороде, саду …»

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.

Цель:  Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса -

растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о

том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить

друг без друга.

Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.

Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем

питается  и  какое  звено  занимает  в  лесу,  обосновать  выбор.1.Образование

цепей  питания.  2.  Основание  пищевых  цепочек:  а).звено-  это  лес,  со  всем

растит.  миром;  б).  звено-  все,  кто  питается  растениями  (гусеницы,  мыши,

зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…)  д). звено- хищные

( птицы и звери).

 ЗООЛОГИЧЕСКОЕ  ЛОТО.

Цель:  Закреплять  умение  детей  классифицировать  животных:  звери,

насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.

Материал:    Большие  карты  с  изображением  разных  животных,  мелкие

картинки этих же животных.

Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает  по 1 картинке из

коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть

картинкой  на  своей  карте.  Выигрывает  самый  внимательный,  кто  не

ошибается, быстрее других заполнит карту.

«ВЕРШКИ  - КОРЕШКИ».

Цель:  Упражнять  детей  в  классификации  овощей  по  принципу:  что  у  них

съедобно — корень, или плоды на стебле.

Материал: фанты.

Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?»

Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки

или  корешки.  Тот,  кто  ошибается,  платит  фант.  Выигрывает  тот,  у  кого

осталось больше всего фантов.

Второй  вариант.  Педагог  говорит:  «Вершки»,  а  дети  вспоминают  овощи,  у которых съедобны вершки.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек — право хода.

Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает

камешек другому, тот вспоминает другой признак.

«ЖИВОЕ  -  НЕЖИВОЕ».

Цель:  Закрепить  знания  детей  о  свойствах  живых  организмов,  о

принадлежности неживых предметов, их  значении. Развивать связную речь,

умение описывать объекты.

Ход  игры:  Дети  загадывают  предмет.  Ведущий    —  с  помощью  вопросов

должен  угадать  живое  или  неживое  загадали.  Если  живое  —  выяснить  его

свойства.  Если  неживое  —  это  явление  природы  или  предмет,  сделанный

руками человека, как он используется. Ведущим может быть ребенок.

«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ». 

Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке

свой корм».

Материал:  Картинки  птиц,  по  их  числу  картинки  с  кормом  (рябина,

чертополох,  зерно,  хлебные  крошки,  семечки,  лягушка,  рыба,  насекомые,

мышь и др.).

Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают

картинки с кормом, кому что по вкусу.

«ПОДБЕРИ  ЖИВОТНОЕ».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять

знания о классификации животных.

Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.

Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают

только картинки тех животных, которые соответствуют модели.

« ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».

Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их

передвижения.

Материал: Картинки  различных  животных,  большие  карты  по  4  в  каждой

«Летают», «Бегают», «Плавают».

Ход  игры:  Дети  заполняют  большие  карты  картинками  тех  животных,

которые относятся к данной классификации.

«НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО».

Цель:  Систематизировать  знания  об  аквариумных  рыбках:  узнавать  по

внешнему виду и правильно называть.

Материал: Картинки аквариумных рыб.

Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю

«КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».

Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Материал: Картинки  съедобных  и  несъедобных  грибов,  две  нарисованные

корзины с прорезями для грибов.

Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.

«РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»

Цель:  Закреплять  знания  о  животных  Севера,  средней  полосы,  пустынь,

экваториальных  тропических  лесов,  об  условиях,  необходимых  для  их

жизнедеятельности. Развивать связную речь.

Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика,

Африка,  тундра,  тропические  леса,  пустыня,  леса  средней  полосы  и  др.;

мелкие картинки с изображением животных.

Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания

и объясняют свой выбор.

Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.

«ЧТО  ЛИШНЕЕ?».

Цель:  Развивать  умение  детей  сравнивать,  обобщать,  классифицировать,

аргументировать свой выбор.

Материал:  Картинки  с  изображением  овощей,  фруктов,  зверей,  птиц,

насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.

 Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен

найти его и объяснить свой выбор.

 «КРУГЛЫЙ  ГОД».

Цель: Закреплять умение  видеть  признаки сезонных изменений  в  погоде, у

растений, в поведении животных, жизни людей.

Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4  сектора разного

цвета (белый — зима, зеленый — весна, розовый — лето, желтый — осень),

серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и

др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное

время года; труд людей; развлечения детей).

Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету

сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.

«СОСТАВЬ  БУКЕТ».

Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные

цветы, называть их, составлять из них букеты.

Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением

разных цветов.

Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в

них, назвать их и определить, к какому виду относятся.

Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.

«КАКАЯ  СЕГОДНЯ  ПОГОДА».

Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о

ней.

Материал:  Рисунки-символы:  дождь,  снег,  солнце,  пасмурно,  ветер,  град,

гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска

Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему

из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня,

а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нари Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Волшебный круг»

Цель:

Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.

Материал:

Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.

Правила игры:

Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.

Дидактическая игра «Чудо-дерево»

Цель:

Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Материал:

Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.

Правила игры:

Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

Цель:

Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.

Материал:

Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.

Правила игры:

Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.

Вариант:

У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.

 

Дидактическая игра «Птицы в природе»

Цель:

Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).

Материал:

Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.

Правила игры:

Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?

( Предлагаются соответствующие опорные картинки).

Найдите кубики с изображением деревьев.

• Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).

• Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).

• Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)

• Где находит себе корм?

В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы.

Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).

Дидактическая игра «Березка»

Цель:

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

Материал:

Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств), ребенок, ломающий веточки дерева.

Правила игры: предлагаем ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему.

Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает насекомых-вредителей, живущих в коре и под корой березки».

«Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».

 

          

 

Грустная березка                 Веселая березка

 

«Лягушка – путешественница»

Цель:

Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.

Материал:

Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие животные, животные севера и жарких стран, птицы, насекомые; растения: ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь…), схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима…), кубик, пуговицы - лягушки, фишки - насекомые.

1 вариант: «Лягушечьи загадки»

Цель:

Учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.

Ход игры:

Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например: на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти», на правой - «копыта». Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные»)

2 вариант: «Любопытная лягушка»

Цель:

Выявить взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы.

Ход игры:

Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например: Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т.д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса»), тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например: лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.)

3 вариант: «Маленькие хитрости»

Цель:

Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.

Ход игры:

Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например: У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)

4 вариант «Лягушка ищет друзей»

Цель:

Развивать ассоциативное мышление на основе выделения общих свойств и признаков объектов природы.

Ход игры:

Забрасывая 2 раза пуговицу - лягушку на игровое поле, ребенок определяет связь между выпавшими объектами, ориентируясь на их общие признаки (Например: Лягушка и снег – холодные, щука и тигр – хищники…)

5 вариант «Лягушка – болтушка»

Цель:

Развивать связную речь на основе использования имеющейся у детей экологической информации.

Ход игры:

Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок составляет сложные предложения о выпавшем объекте (Например: Пчела - это насекомое, которое живет в улье. Слон - это животное, у которого есть хобот…) Играя с перевернутыми вниз изображениями карточками, ребенок может описывать выпавший объект, не называя его. Загадывать объект ребенок может используя только средства пантомимы. Во всех игровых вариантах за правильные ответы дети получают фишки с изображением жучков и червячков. Выигрывает тот, у чьей лягушки больше всего насекомых.

 

Дидактическая игра «Кто дружит с деревом?»

Цель:

Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал:

Пано с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры:

На столе стоит пано и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.

Например:

Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.

Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»

Цель:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал:

Пано-схема, карточки с изображением: снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.

Вариант сказки:

Дети садятся вокруг пано. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе».

Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что

капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками.

Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она

решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа.

По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.

• Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т.д.) – выставляются карточки.

• Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) – выставляются карточки.

• Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)

• Какую пользу приносит капелька?

• Что будет, если капелька исчезнет

совать

 

 

 

                                                   

 

Карточка №1

«Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

 

                                                     Карточка №2

«Вершки – корешки».

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

 

                                           Карточка№3

 

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Дид. задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

 

 

Карточка №4

«Угадай, что в мешочке?».

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

 

 

Карточка №5

«Природа и человек»

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход

 

Карточка№6

«Выбери нужное».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

 

Карточка№7

 

«Где снежинки?»

Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

 

Карточка№8

«С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

 

 

Карточка№9

«Прилетели птицы».

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

 

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стриж

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

 

 

Карточка №10

«Когда это бывает?»

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Карточка№11     Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

 

Карточка№12

«Угадай, что где растет».

Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 

Карточка№13

«Весной, летом, осенью».

Дид. задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

 

Карточка№14

«Сложи животное».

Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца

 

Карточка№15

«Что из чего сделано?»

Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

 

Карточка№16

«Угадай – ка».

Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

 

 

Карточка№17

«Съедобное – несъедобное».

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

 

 

Карточка№18

«Назови три предмета».

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

 

 

Карточка№19

«Цветочный магазин».Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 

Карточка№20

«Четвертый лишний».

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

 

Карточка№21

«Чудесный мешочек».

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

 

Карточка№22

«Полезные – неполезные».

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

 

 

 

Карточка№23

«Узнай и назови».

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник(собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

 

 

 

Карточка№24

«Что я за зверь?»

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

 

 

Карточка№25

«Назовите растение».

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

− На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

 

Карточка№26

Кто где живёт

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

 

Карточка№27

«Летает, плавает, бегает».

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

 

 

Карточка№28

«Береги природу».

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 

 

Карточка№29

«Цепочка».

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

 

 

Карточка№30

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

 

 

Карточка№31

«Ходят капельки по кругу»

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке  прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

 

 

Карточка№32

«Я знаю».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный

интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

 

 

Карточка№33

 

                                                      «Что это такое?»

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

 

 

 

Карточка№34

«Узнай птицу по силуэту».

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

 

 

Карточка№35

Живое – неживое.

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация.Картотека игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предложенная подборка игр может использоваться в период адаптации в детском саду или начальной школе,при формировании новых классов и групп.Цель игр: знакомство с новой территорией,новыми людьми,знако...

Картотека стихотворений о Великой Отечественной войне для детей дошкольного и младшего школьного возраста

В предверии 70- летии Победы ВОВ воспитателям, учителям приходится искать много материала для проведения тематической недели, посвященной 70-летию Победы в ВОВ, надеюсь картотека пригодится вам в ваше...

Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов

Закладывание основ экологического сознания и поведения  в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе....

КАРТОТЕКА НОВОГОДНИХ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рекомендуемые стихи для использования в работе в детском саду и начальной школе....

Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...