Картотека подвижных игр, игровых упражнений, направленных на формирование правильной осанки.
картотека по физкультуре (старшая группа)

Подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр, игровых упражнений

направленных на формирование правильной осанки.

«Совушка»

Цель. Формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение её нарушения; развитие связной устной речи.

Инструкция. Выбирается водящий – «совушка». На площадке обозначается круг диаметром 1,5м – это её гнездо. В круге совушка принимает и.п.: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу идут боком приставным шагом и говорят:

Ах ты, совушка – сова,

Ты большая голова,

Ты на дереве сидишь,

Ночь летаешь, днём ты спишь.

Подаётся команда:

День наступает, всё оживает!

Мышки встают на носки и бегают в разных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:

Ночь наступает, всё засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6 секунд даётся команда «День!» - и игра продолжается. Как только совушка поймает трёх мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а выбывшие игроки, которые ни разу не попадались совушке, и совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.

Методические указания. Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:

- «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.

- «Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперёд, руки на пояс, локти назад.

- «Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперёд, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.

- «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

«Волшебные ёлочки»

Цель. Формирование правильной осанки, воспитание умения действовать по сигналу воспитателя.

Инструкция. Дети встают у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные ёлочки. По сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружась по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит ёлочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Варианты. Ёлочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Методические указания.

«Слушай внимательно!»

Цель. Развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку и равновесие.

Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На команду «Пень» становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На команду «Ёлка!» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На команду «Сноп!» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные команды даются вразбивку. Если кто – то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, затем темп постепенно ускоряется до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

Методические указания. Нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель. Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову лёгкий груз – «шляпу» (мешочек с песком массой 200-500 г). Проверив осанку детей 9голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и кто не нарушил осанки.

Варианты. Детям предлагается: 1) не ходить, а пританцовывать; 2) пройти по извилистой линии, начерченной мелом; 3) пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы, лежащие на полу или площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.д.)

Методические указания. Нагрузка средняя.

«Зайцы в огороде»

Цель. Формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, развитие ловкости.

Инструкция. Игровая площадка разделена на две части шнуром, натянутым на высоте 50 см. На одной её стороне – «зайцы» в домиках (обручах); на другой – «морковки в огороде» (разбросанные по полу кегли). Зайцы должны пробраться в огород за морковкой – на четвереньках подлезть под шнур, прогнув спину. Побеждает тот, кто принесёт в свой домик больше морковок, не задев спиной шнур.

Методические указания. Морковь можно переносить только по одной.

«Тише едешь – дальше будешь!»

Цель. Формирование правильной осанки, воспитание умения действовать по сигналу.

Инструкция. Все дети выстраиваются на одной линии, на голове у них мешочки с песком. Водящий, стоящий спиной к детям, говорит: «Тише едешь – дальше будешь!». Дети начинают шагать вперёд. Как только водящий произнесёт: «Стоп!», они останавливаются и принимают правильную осанку. Водящий оглядывается и вместе с инструктором (воспитателем) отмечает, у кого какая осанка. Тот, у кого во время движения мешочек падает, возвращается на прежнюю позицию. Выигрывает тот, кто первым доберётся до ведущего.

Методические указания.         

«Поменяй местами!»

Цель. Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища; способствовать формированию правильной осанки; осуществлять профилактику плоскостопия; развивать равновесие, выносливость, координационные способности.

Инструкция. Дети строятся в две колонны. По сигналу первые участники команд добегают до первого обруча, берут правой ногой из него платочек и прыжками на левой ноге добираются до следующего обруча. Во втором обруче они оставляют платочек и левой ногой берут шнурок, а затем прыжками на правой ноге добираются до следующего обруча. В нём оставляют шнурок, берут стопами мяч и, передвигаясь в положении сидя на полу, переносят мяч в первый обруч. Выполнив задание, бегом возвращаются к команде и передают эстафету следующему игроку.

Методические указания. Следить за сменой ног, осанкой детей, правильным хватом предметов, мягким приземлением в прыжках.

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

 «Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

«Самолет»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

«Потягивание»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад.

Удерживать позу и произносить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки!

За спиною спрячем вас!

Это нужно для осанки, это точно!

Без прикрас!»

Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

«Карусель»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.

«Птица»

Цели: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.

«Паровозик»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2—3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, не жалея ножки.

«Ножницы»

Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.

Давайте представим, что наши ножки — ножницы.

И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п. — лежа на спине.)

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!

«Великаны и гномики»

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Ходьба по залу. «Великаны» — идти на носочках, руки вверх. «Гномики» — идти в полуприседе, руки на пояс. Спина прямая!

«Походи боком»

Цели: воспитание и формирование навыка правильной осанки, развитие координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышечного аппарата стоп.

И.п. — о.с: принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений для формирования правильной осанки

В целях профилактики нарушения осанки физические упражнения приносят наибольшую  пользу  тогда, когда их  проводят  по группам ,комплектуемым  соответственно  выявленным ...

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения  для правильного  формирования изгибов позвоночника...

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Материал воспитателям ДОУ для работы с детьми по сохранению правильной осанки....

Комплексы игр и игровых упражнений для формирования правильной осанки

Правильная осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе....

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста....

"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."   Консультация содержит ...

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста....