ПРЫЖКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ.
учебно-методический материал по физкультуре

Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костномышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. По прыжкам установлены нормы ГТО, к сдаче которых дети готовятся уже в I классе школы. В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryzhki.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЫЖКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ.

Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение - это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега - сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета. Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки.

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуация. Они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.

Первые попытки ребенка выполнить прыжок появляются рано. Сначала это ритмичные приседания, затем подпрыгивания с незначительным отрывом от опоры или только с подниманием на носки, держась за взрослого или за предметы (перила, коляску, спинку кроватки). Овладение ходьбой и бегом значительно укрепляет мышцы ног, свод стопы, развивает координацию, умение сохранять равновесие при движении - и все это облегчает освоение прыжков, в первую очередь в длину с места и в глубину.

Для детей начиная с младшей группы доступны следующие виды прыжков и упражнений в них в порядке нарастающей сложности: подпрыгивание - прыжок вверх, в длину с места, в глубину, прыжки с продвижением вперед, впрыгивание на возвышение, прыжок в длину с разбега, прыжки со скакалкой.

Методика обучения прыжкам

Обучение прыжкам идет целостным методом, т. е. прыжок каждый раз выполняется без выделения составляющих его двигательных действий. Но воспитатель обращает внимание детей на тот элемент, который еще плохо получается, например, отталкивание одновременно обеими ногами или приземление на носки.

Овладению сложными видами прыжков с разбега помогают подводящие упражнения. Так, выработке энергичного отталкивания способствует прыжок вверх с доставанием высоко подвешенного предмета, прыжки через линии, прыжок с разбега на возвышение - впрыгивание.

Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.

На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное - правильно приземлиться, не потерять равновесие. В процессе обучения малышей используется близкий им образ - зайчики, мячик, воробышки. Детям 5-6 лет уже можно объяснить, почему надо приземляться мягко. Впоследствии они убеждаются, что спрыгивать на прямые ноги неудобно. Поэтому старшие дети должны выполнять приземление легко, уверенно, одним слитым движением. Мягко опустившись сначала на носки, перейти затем на всю стопу и выпрямить ноги.

Воспитатель варьирует задания, добиваясь от детей правильного приземления во всех упражнениях: подскоках на месте и в движении, прыжках в высоту и в длину. Важным элементом прыжка является отталкивание от опоры. Оно должно быть достаточно сильным, энергичным, а главное - своевременным, быстрым, иначе даже большая мощность толчка, но в замедленном темпе не приведет к нужному результату - ребенок не перепрыгнет палку, канавку.

Основная ошибка при овладении прыжком с места - отталкивание последовательно одной и другой ногой. Наблюдается также отталкивание одной ногой и подтягивание к ней другой в момент приземления. Не следует сразу добиваться от ребят сильного толчка. Надо прежде повысить физическую подготовку детей, развить силу мышц и умение регулировать мышечное усилие. Частое выполнение упражнений в прыжках убеждает детей, что при спрыгивании оказывается достаточным небольшой толчок, направленный вверх-вперед; перепрыгивание пенька, канавки требует более сильного отталкивания.

В прыжках с разбега главное внимание следует уделять хорошему сочетанию разбега, толчка одной ногой (правой или левой) и приземлению одновременно на обе ноги. Дети должны научиться основам техники прыжка, и только после этого воспитатель может сказать о длине шагов при разбеге, точности отталкивания. Ребенок выполняет прыжок с разбега в привычном для него темпе, с более удобного для себя расстояния при разбеге, свободно взмахивая руками. Если направлять внимание ребят на положение рук при разбеге, то, как правило, качество прыжка ухудшается. Для ребенка создаются дополнительные трудности, он не может сразу овладеть хорошей координацией различных мышечных групп. Только после появления уверенного энергичного отталкивания и мягкого приземления можно напомнить детям о взмахе рук. Однако при показе прыжка даже маленьким детям воспитатель должен выполнить прыжок правильно, со всеми составляющими его элементами: предварительно отвести руки назад, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести их вперед при приземлении и опустить. Движения рук постепенно появляются у детей при систематических упражнениях в прыжках, естественности их выполнения, свободного и непринужденного отталкивания, увеличении длины прыжка.

При выполнении упражнений в прыжках необходимо обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для старших детей, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на участке или физкультурной площадке прыжковую яму, в зале - гимнастический мат, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки. Спрыгивать на траву небезопасно - можно поскользнуться. Желательно использовать и близлежащую школьную спортплощадку.

Хорошо спрыгивать с невысоких пеньков. Надо только убедиться в том, чтобы рядом не было сильно выступающих над землей корней. Детям нравится спрыгивать с лежащего дерева, но оно не должно быть сгнившим, трухлявым (часто бывает под хорошей на первый взгляд корой березы прогнившая древесина). Для спрыгивания, перепрыгивания можно использовать н камни с плоской поверхностью, но предварительно надо проверить их устойчивость. Не рекомендуется прыгать с мокрых камней, особенно в обуви. Любят дети спрыгивать с невысокого бережка в мелкую воду, поднимая брызги. Но при этом надо проверить дно, убедиться в отсутствии острых предметов. В зимнее время полезно спрыгивать со снежных валов, бугорков высотой, соответствующей данной возрастной группе.

Для прыжка в длину необходимы наглядные ориентиры, конкретные препятствия - бумажная полоса, две палочки, небольшая канавка и т. п. Их введение активизирует детей. Постепенное увеличение препятствия в соответствии с возрастающими силами ребенка вызывает у малыша стремление правильно прыгнуть, придает ему уверенность, развивает смелость, решительность.

Прыгать со скакалкой следует на свободном от травы месте. Прыжки с разбега хорошо использовать при перепрыгивании кустика травы, земляного бугорка, снежного кома, канавки, дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теория методики обучения прыжкам

теория методики обучения прыжкам, виды прыжков по возрастам....

Методика обучения прыжкам - подсказки для инструктора

Материал по методике обучения дошкольников прыжкам представлен в таблице...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ НА СКАКАЛКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ НА СКАКАЛКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для педагогов "Методика обучения прыжкам"

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и ...