«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОО»
консультация по физкультуре

Стенякина Елена Викторовна

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОО»

Существует много народных игр, основанных на целенаправленном развитии интеллекта, воспитании различных физических качеств, на передаче важных сведений, информации о мире игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.

Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.

Народная игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры-наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. Речевого (словесного) общения.

2. Ритмического или мелодического выражения.

3. Совместных движениях и действиях.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Народные игры как средство физического воспитания дошкольников, прежде всего, решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах.

Использование народных игр в образовательном процессе позволяет реализовать двигательный компонент, представленный в физическом воспитании, познавательный компонент, основанный на знаниях о русской народной культуре и эмоциональный компонент, связанный с сюжетной основой русских народных игр.

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп.

Популярность таких народных игр, как «лапта», «городки», «салки», «чижик», «кашевары», «народный мяч», «невод», «охотники и утки», «бабки», «перетягивание каната», «кошки-мышки», «горелки», «хоровод», должна использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, предста...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Методические рекомендации  по приобщению детей к народной игровой культуре....

Методические рекомендации "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Одной из приоритетных направлений в работе нашего ДОУ, является духовно-нравственное становление дошкольника, направленное на дальнейшее совершенствование личности посредствам приобщения к право...

Народная игровая культура

      «Ребёнка вырастить - что церковь построить»,- говорит пословица. Пусть этим строительным материалом будет детская народная игровая культура....

Приобщение детей к народной игровой культуре.

Возраждать интерес детей к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового практ...

Приобщение детей к народной игровой культуре.

Возраждать интерес к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового прпактикума...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....