Консультация для воспитателей от инструктора по плаванию в ДОУ "Развитие психологического и физического здоровья через плавание"
консультация по физкультуре
Развитие психики и физики на плавании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_i_fiz_zdorove_cherez_plavanie.docx | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск - Камчатского городского округа
683038, г. Петропавловск – Камчатский, ул. Космический проезд, 6, тел. 27-37-36
Консультация для воспитателей
на тему: «Плавание – психическое и физическое здоровье детей»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ № 39»
(ДОШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Петропавловск-Камчатский, 2020 г.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы и стремится к совершенствованию.
Здоровье по определению ВОЗ - это состояние полного, физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить
Физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов.
Психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.
Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
Известно, что одной из проблем физического развития ребёнка в последнее время стала гиподинамия, проявляющаяся уже в раннем детстве. Основной её показатель – уменьшение спонтанных движений тела, которые, как известно, напрямую связаны с умственным развитием ребёнка.
Такой подход базируется на положении И.М. Сеченова о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни человека по своей структуре и динамике рефлекторны. Любое движение согласовано с чувствованием, которое выполняет в организме сигнальную функцию. «Мышечное чувство», благодаря которому осуществляются активные действия индивида, помогает ему воспроизводить такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение и другие.
С точки зрения В.В. Клименко: «Координация движений – есть зеркало умственных процессов».
Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков.
Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.
Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на:
- сердечнососудистую систему;
- дыхательную систему;
- мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плеч);
- суставы (бедра, руки, шея);
- опорно-двигательный аппарат.
Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины.
Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства.
Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.
В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.
«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».
Например: игра «Волны на море» - помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук.
Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.
Игры, способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.
«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».
Например: игра «Морской бой» - приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.
Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание, нырять.
«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».
Например: игра «Жучок-паучок» - упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова
Жучок-паучок вышел на охоту,
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).
Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.
«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание - «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».
Например: игра «Водолазы» - стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.
В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.
«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».
Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».
Для того чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.
Поэтому на стенде и в группах предлагается материал на различные темы и меняется каждый месяц.
Из всего сказанного можно сделать вывод - плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.
Забота о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагогами дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй это и есть стремление сделать счастливым детство каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей “ Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 « Фиалка компенсирующего вида » п .Биокомбината...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей" 2018г.
Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....
Укрепление психологического и физического здоровья через игровую деятельность
Занятие содержит игры и упражнения способствующие укреплению здоровья...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»Одной из задач, реализуемой педагогиче...
Консультация для воспитателей от инструктора по плаванию в ДОУ "Роль воспитателя на занятиях по плаванию"
Зачем нам воспитатель в бассейне?...
Консультация для воспитателей от инструктора по плаванию в ДОУ "Плавание в ДОУ"
Роль плавания в ДОУ...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Консультация для воспитателей«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»...