Актуальность адаптивной физической культуры в рамках проекта «Золотой час для спасения»
материал по физкультуре (подготовительная группа)
Актуальность адаптивной физической культуры
в рамках проекта «Золотой час для спасения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fiz_ra.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность адаптивной физической культуры
в рамках проекта «Золотой час для спасения»
Бесшапочникова Л.Н.
В настоящее время особую актуальность и социальную значимость приобрела проблема состояния здоровья и физического развития детей.
Необходимо отметить, что в последнее десятилетие вопросы здорового, защищенного и благополучного детства решаются на государственном уровне. В Российской Федерации реализуются национальные проекты, позволяющие повысить эффективность государственной политики в области детства. Это и «Национальная стратегия действий в интересах детей», национальные проекты «Образование», «Здоровье», Федеральные целевые программы.
Но, несмотря на все эти положительные сдвиги, по официальной статистике, среди всех школьников абсолютно здоровы только 20,7 %. Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно ниже, чем среди сверстников конца прошлого века: абсолютно здоровых детей всего 4,3 % против 8Б7% в конце 90 годов. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития.
Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, особенностями образа жизни.
Не стоит забывать о том, что отклонения в психическом развитии, как правило сочетаются с недостатками физического развития.
Двигательный анализатор как сложная нейрофизиологическая система, формирующаяся по принципу динамического стереотипа и обеспечивающая деятельность двигательной сферы человека, достигает в своем развитии весьма высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.
Формирование двигательной функциональной системы имеет важное значение в развитии механизма интеграции, т.е. взаимосвязи различных функциональных систем, составляющих основу нервнопсихической деятельности.
Моторная деятельность ребенка с периода рождения усложняется очень быстро (лавинообразно), приобретая новые качества. Развитие двигательных функций продолжается до 5-6 лет, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы.
Работы ведущих физиологов, психологов, педагогов указывают на тесную связь двигательного и психического развития ребенка.
Физическая культура во всех ее проявлениях стимулирет позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.
У РЕБЕНКА с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- осознанное отношение к своим силам;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Задачи АФК
Образовательная
заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое
Развивающая
заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации
Воспитательная
направлена на воспитание личностных качеств учащихся
- Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. [83]. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими
Основные педагогические принципы работы с детьми,
имеющими нарушения в развитии
- Единство диагностики и коррекции.
- Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек)
- Принцип учета возрастных особенностей
- Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов)
- Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)
- Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния)
- Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями
Формы организации
адаптивной физической культуры с детьми
Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми.
Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие —общественными организациями, третьи — родителями, волонтерами, студентами. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.
Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.
Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.
Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
- наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость;
- остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
- травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
- опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
- выраженном нарушении носового дыхания;
- выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.
При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей (Приложение № 2).
При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья (Приложение № 3).
Физические упражнения, выполнение которых оказывает
потенциально опасное воздействие на здоровье детей
Кувырки через голову вперед и назад |
Упражнение «мостик» |
Стойка на голове, на руках. Упражнение «березка», «плуг» – из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову |
Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад |
Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели) |
Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения «качалка», «лодочка», «лук». |
Висы без опоры, подтягивание на перекладине и др. спортивных снарядах. Лазанье по канату |
Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти |
Многократно повторяющееся в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине |
Многократно повторяющийся в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад |
Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола |
Упражнения: - «удержать угол» - «ножницы» |
Глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, сед в «полушпагат» |
Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции |
Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность |
Прыжки через спортивные снаряды (через коня, козла) |
На каждом ЗАНЯТИИ адаптивной физкультуры выполняются комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз.
Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:
- общеразвивающие упражнения – 50 %;
- упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %;
- упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %;
- дыхательные упражнения – 10 %.
Физическая нагрузка регулируется специалистом соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью. В разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания.
- Упражнения для укрепления кистей рук способствуют успешному овладению письмом.
- Упражнения для осанки -помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя , стоя, при ходьбе и беге.
- В связи с затруднениями в пространственно-временной, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами).
- Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании.
- Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..)
- Особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.
Работа с целевыми группами в рамках проекта «Золотой час для спасения»
В проекте принимают участие три целевые группы дети плюс родители.
Каждая целевая группа занимается три месяца с расчетом по 8 занятий в месяц. В комплекс занятий включены: различные виды коррегирующих гимнастик для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...
Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста являет...
Совместная работа детского сада «Золотой петушок» и спортивной школы «Олимпия» отдел адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Здоровье человека является значимым фенонемом по уровню и состоянию которое судят о благополучии общества....
Сценарий игрового тематического занятия по физической культуре в рамках проекта знакомство с профессией космонавтов для старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей представлений о космосе, освоении космоса людьми, приобщение к здоровому образу жизни.Использование: игровых технологий, здоровьесберегающих технологий, информационных ...