Подвижные игры с учетом гендерного подхода в воспитании дошкольников
материал по физкультуре

Оксана Анатольевна Литвин

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полового поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Мы убеждены, что подвижные игры должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет поло- ролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Подвижные игры с учетом гендерного подхода в воспитании дошкольников.

Аннотация: возникновение и становление опыта работы связанно с требованиями, которые нам диктует современное общество. Модернизированный мир, доступность новых технологий, приобщение детей к современным условиям жизни диктует педагогам новый стиль работы с детьми.

Ключевые слова: дошкольный возраст, половое поведение, мальчик, девочка, дошкольник, физическое развитие, двигательная активность.

   Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полового поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Мы убеждены, что подвижные игры должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет поло- ролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

   Мы предлагаем вас подвижные игры с учетом гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

                                      «Рыцарский турнир»

                              (подвижная игра для детей 4-5лет)

Цель: воспитать у мальчиков силу, ловкость, быстроту, выносливость, стремление к победе. Сформировать морально-волевые качества.

Оборудование: мячи различной формы, кегли, обручи и прочий спортивный инвентарь.

Ход игры: Педагог объясняет детям, такие «рыцари» и что значит «турнир» (соревнование).

   Педагог сможет проводить игру вместе с детьми в спортивном зале. Девочки выступают в роли судей. Соревнующие мальчики – рыцари выполняют следующие задания:

- «Самый меткий» (попадание в цель);

- «Самый цепкий» (лазание по шведской стенке);

- «Самый ловкий» (прохождение по лабиринту (кегли расставляются различными фигурами));

- «Кто дальше прыгнет» (прыжки на небольшое расстояние с мячом, зажатым между ног). И прочие задания с использованием спортивного инвентаря.

   Девочки – судьи награждают медалями участников «турнира».

                             «Лужа»

               (Подвижная игра для детей 3-4 лет)

Цель: воспитать у мальчиков желание помогать девочкам, а девочек благодарить мальчиков за их помощь.

Ход игры: Педагог рассаживает детей на стульчики. Переходит от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду дружка себе найду.» Затем останавливается перед одним из детей и говорит: «Хочешь играть со мной?» - спрашивает он.

«Тогда пойдем со мной».

Педагог берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем».

Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановиться, не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Педагог объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит детей повторить за ним движения.

«Ай, гугу, гугу, гугу

Не кружится на лугу.»

 (Дети ведут хоровод вправо и с последними словами слегка приседают, затем держась за руки идут влево и с последними словами приседают).

«На лугу – то лужица

Голова закружиться.

Ой вода, ой вода! Вот беда так беда!»

(Дети опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают ею. С последними словами поворачиваются к луже.)

 «Прыг – скок, прыг – скок!

(Дети делают несколько прыжков от центра и останавливаются).

Прыгал, прыгал и скакал,

 Прямо в лужицу попал!»

(С последними словами дети приседают «попадают в лужу»). После последних слов мальчики быстро вскакивают с пола, подбегают к девочкам, берут их за руки и помогают выскочить из лужи. Девочки грациозно приседают, благодарят своих спасителей. Педагог наблюдает со стороны за действиями детей и хвалит мальчиков за их помощь девочкам, а девочек за умение поблагодарить мальчиков. Игра начинается с начала и может быть повторена 3-4 раза.      

                                              «Надень и попляши»

                                      (Хороводная игра для детей 4-5лет)  

Цель: научить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию, подбирать обувь для мальчиков и девочек.

Оборудование: детская обувь для мальчиков и девочек.

Ход игры: Все дети ходят по кругу, а одна девочка находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

«По дорожке Маша шла,

Маша тапочки нашла.

(Дети держатся за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь в кругу – влево).

Маша тапочки примеряла,

Чуть надела – захромала.
(Маша изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну ногу, то другую, а затем прыгает с одной ноги на другую, будто хромает).

Стала Маша выбирать,

Кому тапочки - отдать.

Коли тапки хороши,

Надень и попляши!

(Хоровод останавливается. Все смотрят на Машу. Маша выбирает одного из мальчиков, который выходит на середину круга).

 Дети ведут хоровод вправо и с последними словами слегка приседают, держась за руки, а затем идут влево и с последними словами приседают.

На лугу – то лужица,

Голова – закружится!

Ой вода! ой вода!

Вот беда, так беда!

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Саша свободно пляшут внутри круга. Затем, Маша возвращается в круг, а Саша, выбранный ею, остается в кругу, и игра начинается с начала.  (В круг можно поставить тапочки для мальчиков и для девочек).

В игре используются настоящие имена детей, для чего текст можно изменить, например:

«По дорожке Саша шел,

Саша тапочки нашел….  т.д.

Это доставит радость детям, а особенно тем, кто исполняет главные роли. Входе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

Список литературы:

1. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Н.Ефименко;-Москва: 1999.-235-250с.

2.  Курдюкова И.М., Кондратенко Ю.Н., Литвин О.А. Гендерный  подход как средство реализации двигательной активности дошкольников на прогулке/ Педагогический совет:опыт, исследования, рекомендации ;- Чебоксары:2020.-143-146с.

3. Батурина Е.Г. Сборник игр к Программе воспитания в детском саду/ Е.Г.Батурина - М.- 1972- 20-115с.

4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира /В.Д.Еремеева, Т.П. Хризман – Минск Пресс.- 1998.

8. Кукулите Т.Г. Половое воспитание дошкольников в детском саду и в семье/ Т.Г. Кукулите.-СПБ.-Детство: Педагогический альманах.№1: Акцидент.-1998.- 3-16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

          Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...

Гендерный подход в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Подвижные игры с учетом гендерных особенностей.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие н...

Подвижные игры с учетом гендерных особенностей

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активн...