Методическая разработка "Герои Нартского Эпоса"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Хамукова Елена Валерьевна

 

Спортивный праздник с использованием национально-регионального компонента

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Виды детской деятельности: коммуникативная,  познавательная, двигательная, игровая, творческая.

 Цель: воспитывать уважение к адыгскому народу, к его культуре, быту, обычаям; развивать желание участвовать в соревнованиях и сопереживать за друга; развивать силу и выносливость, умение преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

 Материал: гимнастические скамейки; тоннель 2шт.; национальные костюмы; деревянные мячи; платочки по количеству детей; лесенки 2ш; дуги; кувшины 2ш.; папахи 12 шт. диски  Кабардинских мелодий; наряд сказочного персонажа «Иныж».

Игровая мотивация:  Сказочные герои ( Сатаней, Иныж, Сосруко, Бадыноко, Ашамаз)ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: «Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, по следам героев Нартского эпоса. Ребята, а вы знаете, что такое эпос? Это сказание или сказка о происхождении и подвигах героев богатырей «Нартов».  Мы пронесемся над полями над лесами стаей журавлей и попадем в сказочный мир. А поможет нам в этом сказочная мелодия»

Народная игра «Кыру - Кыру» (Журавли)

В народной игре дети  выполняют следующие движения:

  • Ходьба на носочках,
  • На пятках;
  • Приставной шаг;
  • Ходьба подскоками;
  • Боковой галоп;
  • Ходьба парами.

Ведущий: Я чувствую  сказочный запах, вдохните его ребята.

(Упражнения на восстановление дыхания).

Путь был не близким, давайте ребята сядем под деревом и отдохнем, и поиграем в игру «пыIэ къуэдзэ». ( Подбрось папаху)

Ведущий: Вам понравилась игра?

Ответы детей.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как переводится слово «Нарты?» «Дети солнца». Нарты были сильными, смелыми и владели оружием. Учили Нартов, на Хассе старейшины рода,  заповедям:

  •  «Первым не бей, ударившего не прощай!»
  • «Убегая от врага,  ты можешь спастись от смерти, но не спасешься от позора!»;
  • «Мир – дом мужчины, дом – мир женщины!».

Женщин почитали как источник света и мудрости, красоты и радости.

Звучит музыка, появляется девочка в национальном костюме.

Ведущий: Ребята, вы узнали  прекрасную героиню? Поприветствуйте её.

Дети:

1 ребенок:

Сатаней гуаща  нартов.

Кто тебя умней и краше?

Лик твой, солнцем озаренный

Твой наряд золототканый

Славится в отчизне нашей.

2 ребенок:

Ты добро излучаешь.

Ты сверкаешь и поныне.

Красотой девичьей.

3 ребенок:

Возвестит Нартским людям

Что удачливы  будем

Что мы счастье добудем.

Ведущий: Вы конечно, узнали прекрасную Сатаней, героиню многих нартских легенд.  А каким же образом легенды и сказания дошли до наших дней? Может быть из книг?

Сатаней: Нет, книг не было. Нартские сказания исполнялись певцами «»ДжагуакIуэ».

Они воспевали:

Кто силой, кто мечом разрушил горы,

Кто познал просторы мира,

Кто прошел моря и сушу,

Закаляя душу в битвах.

Кто за подвиг величавый

Песни славы удостоен.

Эти песни передавались из поколения в поколение.

Ведущий: А кто эти нарты которые пришли с тобой?

 Сатаней: Вот, те самые герои нартских легенд.

Бадыноко: Я, Бадыноко, борец за справедливость. Это меня боятся чинты как огня.

Никогда я не стремился

К угощениям богатым,

И доспехи боевые

Я надел  для дел высоких:

Мой удел – защита правды.

Ведущий: Бадыноко,  покажи нашим  мальчикам, что нужно делать, чтобы быть такими же сильными   и отважными как ты.

Мальчики выполняют танец с саблями, под национальную музыку.

Ашамез: А, я нарт Ашамез, у меня есть волшебная свирель, которая помогает нартам вырастить большой урожай.

Звучит свирель, девочки исполняют танец национальный танец.

Сосруко: Я, нарт Сосруко, рожденный камнем. Возвратил огонь нартам.

Ведущий : Очень красива и необычна легенда о рождении Сосруко. Сатаней приносит домой камень и кладет его  в свой очаг. Ровно через 8 месяцев раскаленный камень разламывается и из него выпадает пылающий огнем мальчик. Сатаней относит его к кузнецу, тот окунает его в воду семь раз. Благодаря ему,  Сосруко стал сильным, а тело его булатным. Если и вы будете закаляться ребята, то и вы будете сильными и здоровыми. А как звали этого кузнеца?

Дети: Тлепш.

Ведущий: Ребята, давайте,  и мы померяемся силами.

Дети выполняют силовые упражнения.

Эстафета: «Удержи  папаху».

Ребята  должны пролезть через тоннель и не потерять папаху.

Эстафета: «Не разлей воду».

Девочки идет по мостику с кувшином в руке и передают эстафету.

Ведущий:   Ребята, вы слышите, что это за звуки? Вам не страшно?

Появляется Иныж. – Уэ-уэу  мыгъуэ, сыкъэвгъэущащ! Псори фыкъэзубыдынурэ сидеж фысхьынущ! (Вы, меня разбудили, поймаю всех и заберу!)

Ведущий: Ребята, Это Иныж! Он хочет нас поймать. Иныж, а ты попробуй нас догнать!

Дети играют в догонялки. (По типу ловишка).

Иныж. Ух, какие вы быстрые, ловкие. Зачем разбудили, что хотели?

Сосруко: Верни  волшебный огонь детям, чтобы  он освещал их путь домой.

Иныж: Тогда ответьте на мой вопрос. Что такое Нартский эпос?

Ответы детей.

Иныж: А кого вы еще знаете из героев нартского эпоса?

Ответы детей.

Иныж отдает огонь детям и убегает.

Ведущий: Ну что ж, добро побеждает зло. И теперь мы можем отдохнуть и потанцевать.

Девочки с платочками становятся в круг, мальчики идут по кругу под музыку. С окончанием музыки мальчики останавливаются и перед кем они остановились,  является их парой. Дети танцуют национальный танец.

Сатаней:  Ребята, вам пора отправляться в обратный путь и помните о заповедях Нартов, гордитесь своими предками,  а  это наши кабардинские угощения. В добрый путь, дети!! Дети уходят под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по теме «Якутский эпос ОЛОНХО»

Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро...

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...

Консультация для родителей "Русский героический эпос".

Русский героический эпос(консультация  для родителей) ...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

нартский эпос. Путешествие по земле нартов

Воспитатель ГКУ Республиканского реабилитационного центра "Намыс" Гугова З.Х.Путешествие по земле нартов Цели:   Расширение, углубление и систематизация знаний детей о нартском эпосе....

"Нартские игры"

продолжат знакомить детей с национальными обрядами и сказаниями через игры. Расширение, углубление и систематизация знаний детей о Нартском эпосе. Привитие любви, уважения к истории родной земли через...