Методическая разработка "Герои Нартского Эпоса"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Спортивный праздник с использованием национально-регионального компонента
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, творческая.
Цель: воспитывать уважение к адыгскому народу, к его культуре, быту, обычаям; развивать желание участвовать в соревнованиях и сопереживать за друга; развивать силу и выносливость, умение преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
Материал: гимнастические скамейки; тоннель 2шт.; национальные костюмы; деревянные мячи; платочки по количеству детей; лесенки 2ш; дуги; кувшины 2ш.; папахи 12 шт. диски Кабардинских мелодий; наряд сказочного персонажа «Иныж».
Игровая мотивация: Сказочные герои ( Сатаней, Иныж, Сосруко, Бадыноко, Ашамаз)ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: «Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, по следам героев Нартского эпоса. Ребята, а вы знаете, что такое эпос? Это сказание или сказка о происхождении и подвигах героев богатырей «Нартов». Мы пронесемся над полями над лесами стаей журавлей и попадем в сказочный мир. А поможет нам в этом сказочная мелодия»
Народная игра «Кыру - Кыру» (Журавли)
В народной игре дети выполняют следующие движения:
- Ходьба на носочках,
- На пятках;
- Приставной шаг;
- Ходьба подскоками;
- Боковой галоп;
- Ходьба парами.
Ведущий: Я чувствую сказочный запах, вдохните его ребята.
(Упражнения на восстановление дыхания).
Путь был не близким, давайте ребята сядем под деревом и отдохнем, и поиграем в игру «пыIэ къуэдзэ». ( Подбрось папаху)
Ведущий: Вам понравилась игра?
Ответы детей.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как переводится слово «Нарты?» «Дети солнца». Нарты были сильными, смелыми и владели оружием. Учили Нартов, на Хассе старейшины рода, заповедям:
- «Первым не бей, ударившего не прощай!»
- «Убегая от врага, ты можешь спастись от смерти, но не спасешься от позора!»;
- «Мир – дом мужчины, дом – мир женщины!».
Женщин почитали как источник света и мудрости, красоты и радости.
Звучит музыка, появляется девочка в национальном костюме.
Ведущий: Ребята, вы узнали прекрасную героиню? Поприветствуйте её.
Дети:
1 ребенок:
Сатаней гуаща нартов.
Кто тебя умней и краше?
Лик твой, солнцем озаренный
Твой наряд золототканый
Славится в отчизне нашей.
2 ребенок:
Ты добро излучаешь.
Ты сверкаешь и поныне.
Красотой девичьей.
3 ребенок:
Возвестит Нартским людям
Что удачливы будем
Что мы счастье добудем.
Ведущий: Вы конечно, узнали прекрасную Сатаней, героиню многих нартских легенд. А каким же образом легенды и сказания дошли до наших дней? Может быть из книг?
Сатаней: Нет, книг не было. Нартские сказания исполнялись певцами «»ДжагуакIуэ».
Они воспевали:
Кто силой, кто мечом разрушил горы,
Кто познал просторы мира,
Кто прошел моря и сушу,
Закаляя душу в битвах.
Кто за подвиг величавый
Песни славы удостоен.
Эти песни передавались из поколения в поколение.
Ведущий: А кто эти нарты которые пришли с тобой?
Сатаней: Вот, те самые герои нартских легенд.
Бадыноко: Я, Бадыноко, борец за справедливость. Это меня боятся чинты как огня.
Никогда я не стремился
К угощениям богатым,
И доспехи боевые
Я надел для дел высоких:
Мой удел – защита правды.
Ведущий: Бадыноко, покажи нашим мальчикам, что нужно делать, чтобы быть такими же сильными и отважными как ты.
Мальчики выполняют танец с саблями, под национальную музыку.
Ашамез: А, я нарт Ашамез, у меня есть волшебная свирель, которая помогает нартам вырастить большой урожай.
Звучит свирель, девочки исполняют танец национальный танец.
Сосруко: Я, нарт Сосруко, рожденный камнем. Возвратил огонь нартам.
Ведущий : Очень красива и необычна легенда о рождении Сосруко. Сатаней приносит домой камень и кладет его в свой очаг. Ровно через 8 месяцев раскаленный камень разламывается и из него выпадает пылающий огнем мальчик. Сатаней относит его к кузнецу, тот окунает его в воду семь раз. Благодаря ему, Сосруко стал сильным, а тело его булатным. Если и вы будете закаляться ребята, то и вы будете сильными и здоровыми. А как звали этого кузнеца?
Дети: Тлепш.
Ведущий: Ребята, давайте, и мы померяемся силами.
Дети выполняют силовые упражнения.
Эстафета: «Удержи папаху».
Ребята должны пролезть через тоннель и не потерять папаху.
Эстафета: «Не разлей воду».
Девочки идет по мостику с кувшином в руке и передают эстафету.
Ведущий: Ребята, вы слышите, что это за звуки? Вам не страшно?
Появляется Иныж. – Уэ-уэу мыгъуэ, сыкъэвгъэущащ! Псори фыкъэзубыдынурэ сидеж фысхьынущ! (Вы, меня разбудили, поймаю всех и заберу!)
Ведущий: Ребята, Это Иныж! Он хочет нас поймать. Иныж, а ты попробуй нас догнать!
Дети играют в догонялки. (По типу ловишка).
Иныж. Ух, какие вы быстрые, ловкие. Зачем разбудили, что хотели?
Сосруко: Верни волшебный огонь детям, чтобы он освещал их путь домой.
Иныж: Тогда ответьте на мой вопрос. Что такое Нартский эпос?
Ответы детей.
Иныж: А кого вы еще знаете из героев нартского эпоса?
Ответы детей.
Иныж отдает огонь детям и убегает.
Ведущий: Ну что ж, добро побеждает зло. И теперь мы можем отдохнуть и потанцевать.
Девочки с платочками становятся в круг, мальчики идут по кругу под музыку. С окончанием музыки мальчики останавливаются и перед кем они остановились, является их парой. Дети танцуют национальный танец.
Сатаней: Ребята, вам пора отправляться в обратный путь и помните о заповедях Нартов, гордитесь своими предками, а это наши кабардинские угощения. В добрый путь, дети!! Дети уходят под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по теме «Якутский эпос ОЛОНХО»
Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Консультация для родителей "Русский героический эпос".
Русский героический эпос(консультация для родителей) ...
Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».
Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....
нартский эпос. Путешествие по земле нартов
Воспитатель ГКУ Республиканского реабилитационного центра "Намыс" Гугова З.Х.Путешествие по земле нартов Цели: Расширение, углубление и систематизация знаний детей о нартском эпосе....
"Нартские игры"
продолжат знакомить детей с национальными обрядами и сказаниями через игры. Расширение, углубление и систематизация знаний детей о Нартском эпосе. Привитие любви, уважения к истории родной земли через...