Проект "Закаливание - первый шаг на пути к здоровью"
проект по физкультуре (старшая группа)
Основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего детского сада.
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению “простудных” заболеваний. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур.
Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, тренирует безболезненное восприятие организмом переменам холода и тепла, но и укрепляет сердце, легкие, улучшает обмен веществ, то есть улучшает работу всех органов и систем.
Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Поэтому проект «Здоровье – первый шаг на пути к здоровью!» направлен на решение вопросов оздоровления детей с участием всех представителей образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zakalivanie.docx | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы Дубровиной Т.А. и Симоновой О.В - воспитателей МАДОУ Лицей №10 по теме: «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»
Паспорт проекта:
Название и адрес организации | МБОУ Лицей №10 |
Название проекта | Проект по теме: «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» |
По содержанию | практико-ориентированный |
По времени | долгосрочный (год) |
Участники проекта | дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Основные цели и задачи проекта |
Формирование представлений у родителей и воспитанников о здоровом образе жизни и закаливании дошкольников.
|
Сроки и этапы реализации проекта | Этапы реализации проекта: Сентябрь: I этап – подготовительный. Изучение методической литературы по данной теме. Составление оздоровительного плана работы с родителями. Разработка картотеки по бодрящей гимнастике после дневного сна. Создание условия для проведения закаливающих мероприятий в группе. Октябрь – апрель: II этап - основной (практический) - Это использование традиционных видов закаливания детей. 1.утренний прием на свежем воздухе (в летнее время) 2.гимнастика 3.оздоровительная прогулка 4.воздушные ванны 5.сон без маек 6.умывание в течение дня прохладной водой 7.хождение босиком до и после дневного сна 8.полоскание горла водой комнатной температуры. 9.хождение босиком по «дорожке здоровья» 10. подвижные игры - Использование нетрадиционных видов закаливания сухой варежкой и массажными мячиками . - Информация в уголке для родителей (папки – передвижки, консультации) - Проведение семейного клуба «Закаливание в ДОУ» - Выходы за пределы детского сада: «Покормим птиц зимой» (Участие в акции «Кормушка для пичужки», изготовление кормушек), катание с горки в парке с чаепитием на свежем воздухе. - Изготовление снежных построек на детской площадке детского сада. - Участие в конкурсе детского сада «Лучший физкультурный уголок», пополнение физкультурного уголка нетрадиционным оборудованием вместе с родителями для активизации двигательной активности детей. - Создание картотеки по ЗОЖ, дидактическим играм зимой на свежем воздухе -Участие в квест – игре ко Дню Матери, спортивном празднике к 23 февраля. - Проведение Дня Самоуправления с проведением занятия по физическому развитию мамой Саши С. Май: III этап – заключительный: Трансляция опыта по закаливанию детей; фото отчет на сайте детского сада; анализ посещаемости и заболеваемости. |
Ожидаемые результаты проекта | Ожидаемые результаты: 1.Снижение количества респираторных заболеваний детей старшей группы. 2.Повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья дошкольников. 3. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья. 4.Применение родителями полученных знаний о закаливании в семье. |
Дальнейшее развитие проекта. | возможность транслировать свой опыт, обновление форм взаимодействия всех участников проекта, возможно продолжение проекта на следующий год, расширение различных форм закаливания. |
Пояснительная записка:
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум».
Геродот.
Основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего детского сада.
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению “простудных” заболеваний. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур.
Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, тренирует безболезненное восприятие организмом переменам холода и тепла, но и укрепляет сердце, легкие, улучшает обмен веществ, то есть улучшает работу всех органов и систем.
Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Поэтому проект «Здоровье – первый шаг на пути к здоровью!» направлен на решение вопросов оздоровления детей с участием всех представителей образовательного процесса.
Актуальность
проблема | цель |
| Формирование представлений у родителей и воспитанников о здоровом образе жизни и закаливании дошкольников. |
причины | задачи |
|
|
Задачи:
Воспитатели:
- подобрать материал
- создать картотеку по бодрящей гимнастике после дневного сна
- организовать родительские клубы, день самоуправления, спортивный праздник, квест – игру, конкурс физкультурного уголка, выходы за пределы детского сада, прогулки на свежем воздухе и т. д.
Дети:
- Разучивание стихов
- Разучивание комплексов упражнений по закаливанию, по бодрящей гимнастике после дневного сна
- Разучивание игр.
Родители:
-Проявлять активное участие в жизни группы
-Обеспечить своего ребенка варежками, мячиками для закаливания
-Использовать полученные знания дома с ребенком.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
Реализация мероприятий Проекта на всех этапах направлена на решение поставленных целей и задач.
№ п/п | Программные мероприятия | Ответственный исполнитель | Сроки реализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Изучение методической литературы по данной теме. Составление оздоровительного плана работы с родителями. Разработка картотеки по бодрящей гимнастике после дневного сна. Создание условия для проведения закаливающих мероприятий в группе. | воспитатели | I этап Сентябрь 2022 |
2 | Формы работы с детьми. | воспитатели | II этап Сентябрь 2022 – май 2023 |
Прогулки (Приложение 12) | воспитатели | Ежедневно 1-2 раза в день не менее 1 часа | |
Проведение закаливающих процедур (обтирание сухой варежкой, само массаж с помощью массажных мячиков, ходьба босиком по массажным дорожкам до и после дневного сна). (Приложение 3,4) | воспитатели | Ежедневно в ходе режимных моментов | |
Физкультурные занятия | Физкультурный инструктор, воспитатели 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз на улице | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз на улице | |
Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика по методике Лазарева (Приложение 2) , гимнастика после сна | воспитатели | Ежедневно в ходе режимных моментов | |
Оздоровительные мероприятия (полоскание горла, обеззараживание воздуха кварцевой лампой) | Воспитатели, помощник воспитателя) | ежедневно | |
Спортивные праздники, развлечения | Воспитатели, физ. инструктор, родители | 1 раз в неделю | |
Пальчиковая гимнастика | Воспитатели, физ. инструктор | В ходе режимных моментов (занятия, перед обедом, в конце утренней гимнастики, физкультурного занятия, после сна) | |
Влажная уборка группы (мытье игрушек, соблюдение режимных проветриваний). | Воспитатели, помощник воспитателя | ежедневно | |
3 | Трансляция опыта по закаливанию детей; фото отчет на сайте детского сада; анализ посещаемости и заболеваемости. | Воспитатель, медсестра | III этап Май 2023 |
Перспективное планирование работы с родителями по закаливанию
в старшей группе № 11 2018 – 2019 учебный год.
Месяц | Мероприятия | Консультации, беседы | Информация родительского уголка. | Ответственные |
Сентябрь | Знакомство родителей с проектом «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью!» | -Единые требования в воспитании ребенка в детском саду и семье. | -Режим в детском саду. -Календарь прививок. -Папка - передвижка: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» (Приложение 7) | Воспитатели Психолог мед.сестра: |
Октябрь | Пополнение физкультурного уголка варежками для сухого растирания и мячиками – ёжиками. | -Консультация с родителями часто болеющих детей. | -Папка-передвижка «Растирание сухой варежкой» «Самомассаж с мячиком «Ёжик» (Приложение 3,4) | Воспитатели Медсестра |
Ноябрь | - Квест «День матери». - Родительский клуб: «Закаливание в ДОУ» | -Папка -передвижка « Закаливание в ДОУ» | -Аншлаг: «Осторожно: Грипп!» - Папка – передвижка «Прогулки зимой» (Приложение 12) | Воспитатель мед.сестра: |
Декабрь | - Акция «Покормите птиц!» выход за пределы детского сада, организация прогулки в парк. (Диплом за участие в акции) -«День открытых дверей»: Проведение занятия по физической культуре мамой Саши С. Проведение занятия по познавательной деятельности с участием мамы Вари Х. стоматолога. | -Консультация «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» - Консультация «Зимние забавы» (Приложение 11) | - Папка – передвижка «Покормите птиц зимой!» - Папка-передвижка «Собираем ребенка на зимнюю прогулку» (Приложение 8) | Воспитатель Родители. |
Январь | -Снежные постройки на площадке ДОУ -Мастер – класс на тему: «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений» (Приложение 5) | - Памятка «Дыхательные упражнения» (Приложение 2) | -Папка - передвижка: «Активный отдых детей зимой». -Папка - передвижка: «Зимние подвижные игры» (Приложение 13) | Воспитатели |
Февраль | -Совместное музыкально – спортивное развлечение с участием пап и дедушек. (Приложение 6) | - Папка-передвижка «Дидактические игры для дошкольников зимой» (Приложение 9) | -Папка передвижка «Как воспитать ребенка мужественным». -Папка – передвижка: «Здоровье всему голова или как повысить иммунитет». | Воспитатели Родители. |
Март | - Семейный клуб «Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОУ» - Изготовление нестандартного физкультурного оборудования в физкультурный уголок. -Участие в конкурсе физкультурных уголков в ДОУ. (Благодарность от администрации ДОУ) | - Консультация для родителей «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья». (Приложение 15) | -Месячник по профилактике энтеробиоза. ( аншлаги , информация об энтеробиозе) - Папка – передвижка «Игры по формированию здорового образа жизни» (Приложение 14) | Воспитатели Медсестра
|
Апрель | Выход за пределы ДОУ (прогулка с велосипедами, самокатами на Стефановскую площадь) | Фотоотчет о прогулке на сайте детского сада | -Папка – передвижка «Игры «Здоровье и безопасность» - Справка о посещаемости и заболеваемости за 2022-2023г. | Воспитатели Родители |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ«ЦРР – Д/с № 17» г. Сыктывкара ;
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. - М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. – 3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .
- Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.
- Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с. – 5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.
- http://logo-raduga.ru/all-room-list/massazh-myachikom
- https://infopedia.su/1x1a2c.html
- http://antoshka-fetr.ru/zdorove-i-bezopasnost-kartoteka-igr/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/27/gimnastika-posle-dnevnogo-sna-v-starshey-gruppe
- https://www.babyblog.ru/user/fancy_/15881
- https://golp-ds4.edumsko.ru/conditions/medicine/post/360583
- http://nashideto4ki.ru/16986-papka-peredvizhka-zimnie-zabavy.html
- http://lofhify.cba.pl/kartoteka-progulok-v-starshej-gruppe-po-fgos.html
- http://doshkolnik.ru
Приложения
Памятка для родителей.
Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений по методике Лазарева
Консультация для родителей
Растирание сухой варежкой - мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ.
Эффект закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. Температура воздуха при сухом растирании составляет 16-20 градусов.
Обтирание частей тела начинают до лёгкой красноты кожи сверху вниз в определённой последовательности: шея, грудь, спина, рёбра (по очереди с каждой стороны), руки, ноги.
Каждую часть тела обтирают отдельно. Длительность одной процедуры от 1до 3 мин.
Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание при выполнении упражнений свободное. Можно использовать негромкое музыкальное сопровождение.
Комплексы бодрящей гимнастики с использованием
массажных варежек:
- «Растираем шею» - прямыми движениями рук вверх-вниз растирают себе шею от ключицы до подбородка и обратно (3 раза)
- «Большие и маленькие круги на груди» - кладут руку себе на грудь, круговыми движениями от вилочковой железы по часовой стрелке рисуют «маленькие круги», а затем большие «круги на груди» (3 раза)
- «Большие и маленькие круги на животе» - опускают руку себе на живот, круговыми движениями по часовой стрелке «рисуют маленькие круги»», а затем «большие круги» на животе (3 раза)
- «Гармошка» - кладут руку себе на правый (левый) бок, сверху вниз, снизу вверх проводят себе по рёбрам, играют на гармошке, приговаривая: «Тили, тили, трали-вали» (по 3 раза с каждой стороны)
- «Катаемся с горки» - вытягивают вперёд руку без варежки, кладут руку в варежке на кисть вытянутой руки, от кисти до плеча проводят варежкой вверх и обратно: «поднимаются, катаются с горки» (3 раза)
- «Надеваем браслеты» - проводят варежкой вокруг руки на уровне запястья, локтя, плеча: «надевают браслеты» (3 раза) То же другой рукой.
- «Катаемся с горки» - вытягивают вперёд правую ногу, кладут руку в варежке на стопу вытянутой ноги, проводят варежкой от стопы до бедра и обратно «катаются с горки» (3 раза) Меняют ногу, движения повторяют.
Консультация для родителей
«Самомассаж с мячом «Ёжик»
Игольчатая поверхность этих шариков благотворно влияет на нервные окончания, улучшают приток крови, стимулируют кровообращение и нормализует мышечный тонус. Массажными мячиками можно проводить по телу малыша (руки, ноги, получается самомассаж, так и по спинке друг другу. Детям очень нравится такой массаж, они всегда очень довольны, когда в гости к ним приходят «ёжики», так они называют массажные мячики. А сопровождение массажа художественным словом создает благоприятный эмоциональный фон, способствует запоминанию массажных движений.
Гимнастика после дневного сна с массажными мячиками:
1. В гости к ребятам после дневного сна пришла бабушка и принесла лукошко с массажными мячами.
- Ой, ребята, та-ра-ра! Что же я вам принесла? Не картинки, не машинки, это ёжики в корзинке! Хотите с ними поиграть?
- Вот ребятки все проснулись, сладко, сладко потянулись! Чтобы сон ушел - зевнули, головой слегка качнули, носочками подвигали, ножками подрыгали! Не хотим мы больше спать, хотим с ёжиком играть! Просыпаемся, встаем и на стульчики идем (Дети садятся на стульчики, берут мячи "ёжики")
- Тише ёж не торопись по ладошке прокатись (катание мяча в ладошке)
Влево, вправо покатись и обратно воротись (сдавливание мяча в ладонях)
- Ох, устала я, старушка, отдохнуть хочу немножко. Ножки надобно размять "Ёжик" будем помогать!
Правой ножкой покатаем, левой покатаем (прокатывание мяча правой, левой стопой вперед, назад)
А теперь поднимем вверх, выше, выше, выше всех (сжать мяч стопами ног и поднять вверх)
Все прекрасно, хорошо! Покатай еще, еще! (катание мяча круговыми движениями стоп в правую и левую стороны)
Молодец! Катаешь ловко. Тише! Тише! Остановка! Ёжика прижмём слегка и шепнем ему: "Пока!" (взять мяч руками, сдавливание мяча в ладонях)
- Вот и кончилась игра. Завтра встретимся друзья!
2. Упражнение «Ёжик»
И. п. :дети сидят на стульчиках, мячик в руках. Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.
Ёжик.
Ёжика возьмём в ладошки
И потрём его слегка.
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Ёжика в руках кручу,
Поиграть я с ним хочу.
3. Упражнение «Шарик непростой»
И. п. : сидят на стульчиках, мячик прижат стопой к полу. Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой.
Под стопу его кладём,
Им мы стопы разотрём.
Взад-вперёд его катаем,
Свои стопы развиваем.
4. Упражнение «Мячик»
И. п. : дети сидят на стульчиках, мячик прижат стопой к полу
Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.
Мячик.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу ножку,
А потом прижму немножко.
Каждым пальчиком прижму,
И другой ногой начну.
5. Упражнение «Непослушный ёж»
И. п.: дети сидят на стульчиках, мячик в руках.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Дети катают мяч по ножкам, ручкам вниз, вверх.)
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да-да-да!
(Дети катают мяч по спинам друг друга.)
Уходи колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(Левой ладошкой прокатить мяч по правой и наоборот.)
Конспект мастер – класса на тему: «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»
Цель: Обучить родителей оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма.
Задачи:
- Познакомить родителей с содержанием методов и приемов дыхательной гимнастики по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй»;
- Развивать умения и навыки правильного дыхания через упражнения, игры, дидактический материал;
- Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Материалы: мультимедийное сопровождение, памятка для родителей «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений», игровые пособия для дыхательных упражнений.
Ход мастер - класса:
Воспитатель: Как вы думаете. Какая самая главная проблема в работе с детьми сегодня у педагогов? (высокая заболеваемость)
- Да, наши дети, к сожалению, при всех чудесах медицины болеют часто.
- Что мы, педагоги можем сделать? ( Укреплять иммунную систему, развивать физические качества…)
- Может человек прожить без еды? Может… определенное время. Может человек прожить без воды? Может…недолго. А без дыхания? Не может.
Дыхательная функция – очень важная часть в здоровье человека.
Поэтому нам надо учить детей правильно дышать.
- Как вы думаете, что такое правильное дыхание? Как можно научиться правильно дышать?
Вот об этом мы с вами поговорим сегодня!
Я вас ознакомлю с разделом «Дыхание» программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!». М.Л.Лазарев – руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.
Его система дыхательных упражнений разработана на основе:
- системы дыхания йогов,
- различных школ восточных единоборств, которые имеют уже тысячелетнюю историю,
- методике А.Н.Стрельниковой. Её методика успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой.
Воспитатель: Какие виды дыхания вы можете назвать?
Существует семь видов дыхания:
- Полное
- Ритмическое
- Звуковое
- Гипоксическое
- Силовое
- Парадоксальное
- Дренажное
Воспитатель: А теперь мы выйдем в круг и проработаем все упражнения на каждый вид дыхания.
Полное дыхание – это правильное физиологическое дыхание, предполагающее активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, участие всего тела;
Здесь можно использовать такие упражнения: Это – упражнения: «Цветочек», «Гармошка», «Толстопуз».
( воспитатель показывает упражнение «Гармошка»)
Ритмическое дыхание - Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно-сосудистая деятельность, воспитывается чувство ритма и координация движения);
Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей этот вид дыхания:
Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, и наоборот. Выдох всегда в 2 раза дольше вдоха; «Оркестр»; «Дышит паровоз»; (воспитатель выполняет вместе с педагогами)
Песни:
«Дышит паровоз»
Дышит, дышит, дышит паровоз:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Слышит, слышит стук своих колес:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Слышит, что у них ритмичный звук:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух»,
Много крутят их железных рук:
«чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух».
Звуковое дыхание - Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус)
Упражнения, с помощью которых мы будем тренировать у детей этот вид дыхания:
Звук «Н» - макушка (снимает головную боль); Звук «З» - шея (улучшает иммунитет); Звук «Ж» - грудь (выводит мокроту из легких); Звуки «П - Б», «Т - Д», «К – Г»; Звук «В» перед ртом (борьба с насморком); Звук «М» (полезен перед едой); «Комар»; «Жуки»; «Песочные часы»; ( воспитатель показывает упражнение на звуковое дыхание)
Песни:
«Комар»
З-з-з-з комар летит
З-з-з-з комар звенит.
З-з-з, какой он злой!
З-з, гонится за мной!
«Жуки»
Мы жуки, мы жуки,
мы живем у реки.
Жу-жу, жу-жу-жу,
Мы летаем и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Жу-жу, жу-жу-жу,
Мы летаем и жужжим,
Мы здоровьем дорожим.
Жу-жу, жу-жу-жу.
Гипоксическое дыхание – это дыхание при недостаточном количестве кислорода. Его цель – накопление в организме углекислого газа, способствующее расслаблению гладкой мускулатуры бронхов, улучшению микроциркуляции легочной и других тканей;
Упражнения, с помощью которых можно тренировать у детей этот вид дыхания:
«Надувная игрушка»; «Акула»; «Ныряние»
Песни:
«Дыхание»
Раз, два, три, четыре.
Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише, как угодно
Выполню задание - задержу дыхание
Раз, два, три, четыре
И пойму я мудрое сказание
Без дыханья жизни нет
Без дыханья меркнет свет
Дышат птицы и цветы
Дышим он и я, и ты.
Силовое дыхание – увеличение силы и выносливости дыхательных мышц;
Здесь с детьми можно сделать следующие упражнения:
- «Силач»; надувание шариков;
Песни:
«Хобот – труба»
Что за звук там раздается?
С мощным ревом он несется!
Это слон трубит: «па-па-па-па».
Все вокруг дрожит: «па-па-па-па».
Он своей трубой –«па-па-па-па» -
Всех зовет на бой: «па-па-па-па».
Длинный хобот, как труба,
«па-па-па-па, па-па-па-па»..
Пропевает слон слова:
«па-па-па-па».
Парадоксальное дыхание - Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. Эти упражнения используются при лечении астмы, а также, с их помощью можно снизить температуру при ОРЗ.
Для тренировки этого вида, мы будем делать упражнения:
«Нюхаем цветок»; «Маятник»; «Зверек»; Взрослый может сделать 32 вдоха, а ребенок 10 - 12 (воспитатель показывает упражнение)
Дренажное дыхание – механическое очищение дыхательных путей от мокроты, улучшение кровообращения в области бронхолегочного дерева.
Упражнения:
Полностью расслабиться, сделать вдох, на выдох – хлопнуть себя по бокам - «ХА»; «Дровосек»; «Паровозик».
Заключение: Все эти виды дыхания мы используем в режимных моментах, на занятиях, физкультурных паузах, на прогулках, перед сном, в индивидуальной работе с детьми. Если вы заметили, что ребенок начинает недомогать (ОРВИ), надо сразу начать выполнять звуко – дыхательные упражнения. Это поможет восстановиться ребенку. Здесь очень важна совместная работа с родителями.
Таким образом мы с вами сегодня поработали над семью видами дыхания:
- Полное
- Ритмическое
- Звуковое
- Гипоксическое
- Силовое
- Парадоксальное
- Дренажное
Пройдите, пожалуйста на свои места и напишите свой отзыв по сегодняшней теме и какие виды дыхания вы запомнили, а я прочитав ваши отзывы поставлю себе оценку.
Спасибо за участие! Чтобы ваши дети были здоровыми, я вам подарю памятки «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений». Желаю всем здоровья!
Памятка для родителей.
Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений по методике Лазарева
Школа Дыхания | Упражнения | Песни | Дыхательные тесты | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 полное Дыхание полной грудью (живот, диафрагма, раскрываем плечи – вдох. Плечи, диафрагма, живот – выдох) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 ритмическое Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно-сосудистая деятельность, воспитывается чувство ритма и координация движения) |
| «Дышит паровоз» Дышит, дышит, дышит паровоз: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, слышит стук своих колес: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, что у них ритмичный звук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Много крутят их железных рук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух». | Тренировка не меньше 3 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 Звуковое Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус) |
| «Комар» З-з-з-з комар летит З-з-з-з комар звенит. З-з-з, какой он злой! З-з, гонится за мной! «Жуки» Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Соблюдаем свой режим. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Мы здоровьем дорожим. Жу-жу, жу-жу-жу. | Звуко-дыхательная проба
| ||||||||||||||||||||||||||||||
4 Гипоксическое Направлено на накопление углекислого газа в организме и улучшение обменных процессов |
| «Дыхание» Раз, два, три, четыре. Носиком дышу, дышу свободно, Громче или тише, как угодно Выполню задание - задержу дыхание Раз, два, три, четыре И пойму я мудрое сказание Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы Дышим он и я, и ты. | Ныряние на полном выдохе.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
5 Силовое Развивает силу дыхательных мышц |
| «Хобот – труба» Что за звук там раздается? С мощным ревом он несется! Это слон трубит: «па-па-па-па». Все вокруг дрожит: «па-па-па-па». Он своей трубой –«па-па-па-па» - Всех зовет на бой: «па-па-па-па». Длинный хобот, как труба, «па-па-па-па, па-па-па-па».. Пропевает слон слова: «па-па-па-па». | Использование измерительного прибора «Манометр» Ивановича. Игра шариком: «Кто одним выдохом надует самый большой шарик» Стрельба из трубочки:
«Спинометр» (бокал с водой – измеряет объем легких) | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 Парадоксальное (Вдох после вдоха) по Стрельниковой. Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. С помощью этих упражнения можно вылечить астму, снизить температуру при ОРЗ. За 15 дней можно увеличить дыхательную емкость легких. |
Взрослый может сделать 32 вдоха. | Дыхательный тест «Выносливость к кислороду»
| |||||||||||||||||||||||||||||||
7 дренажное Полезно при болезни, т.к. выводит мокроту из легких |
| Использование измерительного прибора «Пикфлометр» |
Используемая литература:
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. - М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. – 3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .
- Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.
- Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с. – 5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
«ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»
Консультация для родителей «ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»...
Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"
В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....
Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"
В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....
Закаливание или первый шаг на пути к здоровью
Рекомендации по закаливанию детей...
Буклет для родителей «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью»
Рекомендации для родителей по закаливанию детей....
консультация для родителей "закаливание детей-первый шаг на пути к здоровью"
Закаливание – первый шаг на пути к здоровью. Процедуры закаливания нужно проводить ежедневно – утром после сна и на ночь перед сном....