Физкультурно-развивающий проект "Ладошки"
проект по физкультуре (старшая группа)

Марина Кукушкина

Использование пальчиковой гимнастики в режиме дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka2.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

    Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Многим детям сложно действовать с мелкими предметами, даже в старшем дошкольном возрасте - они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов достичь ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковая гимнастика. Именно она помогжет малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

      Пальчиковая гимнастика – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковая гимнастика является важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  4. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. 

     

Постановка проблемы.

Наблюдая за детьми в старшей группе детского сада, можно заметить, что у многих недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать карандаш, другие - собрать конструктор, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, а также пуговицы и шнурки.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.

Цель проекта: по отношению к детям разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий.

Задачи проекта:

  • Подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
  • Разработать план график мероприятий по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми старшей группы;
  • Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук;
  • Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.

 

Тип проекта: Средней продолжительности.

Вид проекта: Практико-ориентированный.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • К концу реализации моего проекта пальцы детей станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
  • Повысится интерес детей к пальчиковой гимнастике, и они начнут овладевать более сложными упражнениями;

Родители:

  • Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
  • Расширится  кругозор родителей о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие мелкой  моторики  детей;
  • Родители будут проводить дома с детьми пальчиковую гимнастику;

Участники проекта:

  • воспитатель старшей группы
  • дети старшей группы
  • родители детей старшей группы

Методы реализации проекта:

1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).

Этапы реализации проекта: 

I этап – подготовительный;

II этап – основной;

III этап – заключительный.

План – график мероприятий по реализации проекта.

Сроки

Содержание

Оборудование для пальчиковой гимнастики

Участники

Подготовительный этап

Март

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме;

Подготовка наглядного материала: консультация для родителей по теме «Так правильно! Пальчиковая гимнастика.» (См. Приложение №1);

Выставка для родителей «Пособия и оборудования по развитию мелкой моторики у детей»;

Оформление картотеки пальчиковой гимнастики для старшей группы (Приложение №2);

Подбор оборудования для проведения пальчиковой гимнастики.

Интернет-ресурсы, методическая литература.

Воспитатель, родители

Основной этап

Пальчиковая гимнастика «Футбол»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Два ореха»

(См. Приложение №2)

Два грецких ореха

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Посев пшеницы»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Горошек»

(См. Приложение №2)

Горошины,бусины

Воспитатель, дети старшей группы

Апрель

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Пальцы-братцы»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Каша»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Карандаш»

(См. Приложение №2)

Карандаш

Воспитатель, дети старшей группы

Май

Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

 (См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Сон»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Пальчиковая гимнастика «Пятеро котят»

(См. Приложение №2)

Без оборудования

Воспитатель, дети старшей группы

Заключительный этап

Проведение мастер-класса для родителей на тему «Развиваем мелкую моторику детей с помощью природного материала»;

Подготовить для каждого родителя памятку с рекомендациями о проведении пальчиковой гимнастики «Пальчиковая страна»

Методические пособия

Воспитатель, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно - развивающий досуг для детей: «Джунгли зовут» (для воспитанников 5-7 лет)

Цель: через воображаемый образ направлять детей на выполнение движений, и на приобретение  разнообразных двигательных навыков.Задачи:  1.Закреплять знания детей о диких животных, живущих в д...

Физкультурно-развивающее занятие "Корабль дружбы"

Цель: Обобщить знания детей о дружбе. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.Задачи: Познакомить детей с правилами дружеских отношений. формировать умение понимать и оценивать ч...