Физкультурно-развивающий проект "Ладошки"
проект по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Многим детям сложно действовать с мелкими предметами, даже в старшем дошкольном возрасте - они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов достичь ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.
Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковая гимнастика. Именно она помогжет малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковая гимнастика является важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
- Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
- Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
- Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
- Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
- Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.
Постановка проблемы.
Наблюдая за детьми в старшей группе детского сада, можно заметить, что у многих недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать карандаш, другие - собрать конструктор, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, а также пуговицы и шнурки.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Цель проекта: по отношению к детям разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий.
Задачи проекта:
- Подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
- Разработать план график мероприятий по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми старшей группы;
- Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук;
- Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.
Тип проекта: Средней продолжительности.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Ожидаемый результат:
Дети:
- К концу реализации моего проекта пальцы детей станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- Повысится интерес детей к пальчиковой гимнастике, и они начнут овладевать более сложными упражнениями;
Родители:
- Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
- Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей;
- Родители будут проводить дома с детьми пальчиковую гимнастику;
Участники проекта:
- воспитатель старшей группы
- дети старшей группы
- родители детей старшей группы
Методы реализации проекта:
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный;
II этап – основной;
III этап – заключительный.
План – график мероприятий по реализации проекта.
Сроки | Содержание | Оборудование для пальчиковой гимнастики | Участники |
Подготовительный этап | |||
Март | Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Изучение методической литературы по данной теме; Подготовка наглядного материала: консультация для родителей по теме «Так правильно! Пальчиковая гимнастика.» (См. Приложение №1); Выставка для родителей «Пособия и оборудования по развитию мелкой моторики у детей»; Оформление картотеки пальчиковой гимнастики для старшей группы (Приложение №2); Подбор оборудования для проведения пальчиковой гимнастики. | Интернет-ресурсы, методическая литература. | Воспитатель, родители |
Основной этап | |||
Пальчиковая гимнастика «Футбол» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Два ореха» (См. Приложение №2) | Два грецких ореха | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Посев пшеницы» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Горошек» (См. Приложение №2) | Горошины,бусины | Воспитатель, дети старшей группы | |
Апрель | Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы |
Пальчиковая гимнастика «Пальцы-братцы» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Каша» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Карандаш» (См. Приложение №2) | Карандаш | Воспитатель, дети старшей группы | |
Май | Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы |
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Сон» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Пальчиковая гимнастика «Пятеро котят» (См. Приложение №2) | Без оборудования | Воспитатель, дети старшей группы | |
Заключительный этап | |||
Проведение мастер-класса для родителей на тему «Развиваем мелкую моторику детей с помощью природного материала»; Подготовить для каждого родителя памятку с рекомендациями о проведении пальчиковой гимнастики «Пальчиковая страна» | Методические пособия | Воспитатель, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно - развивающий досуг для детей: «Джунгли зовут» (для воспитанников 5-7 лет)
Цель: через воображаемый образ направлять детей на выполнение движений, и на приобретение разнообразных двигательных навыков.Задачи: 1.Закреплять знания детей о диких животных, живущих в д...
Физкультурно-развивающее занятие "Корабль дружбы"
Цель: Обобщить знания детей о дружбе. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.Задачи: Познакомить детей с правилами дружеских отношений. формировать умение понимать и оценивать ч...