Сравнительный перечень оборудования для занятий физическими упражнениями с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сравнительный перечень оборудования для занятий физическими упражнениями
с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Классификация оборудования | Оборудование для детей младшего дошкольного возраста | Оборудование для детей старшего дошкольного возраста | Вывод (чем обусловлен выбор оборудования по каждому из видов) | ||
Для ходьбы и бега
| Доска с ребристой поверхностью.
Модуль «Змейка».
Коврик, дорожки массажные со следочками.
Кольцо мягкое.
Обруч большой.
| Длина 200, ширина 20, высота 4 см.
Длина 100, высота 15.
Ø 120 см, высота 30 см, Ø отверстия 60 см
Ø 95 – 100 см. | Коврик массажный со следочками.
Шнур короткий (плетеный).
Куб деревянный малый.
Доска с ребристой поверхностью.
|
Длина 75 см.
Высота 20 см.
Длина 200, ширина 20, высота 4 см.
| Для младшей группы характерна высокая двигательная активность, которая строится преимущественно на основе ходьбы. При этом у детей еще нет согласованности движений рук и ног, при ходьбе ребенок наступает всей ступней. Темп ходьбы неустойчив. Широко используются задания обойти, перешагнуть предметы. Также стоит задача учить детей ориентироваться в пространстве.
В старшем возрасте у детей движения руки и ног согласованны, шаг широкий с обозначенным перекатом, правильное положение тела. Необходимо отрабатывать легкость походки и координацию движений («Полосы препятствий», ходьба с изменением положения тела). Большой уклон делается на корригирующие упражнения для формирования свода стопы. |
Для прыжков
| Куб деревянный.
Мяч-попрыгунчик.
Обруч малый.
Шнур короткий.
Детский батут для прыжков (только при страховке взрослым)
Гимнастический набор: рейки, палки.
Дорожка-мат
| Ребро 20 см.
Ø 50см.
Ø 50 – 55 см.
Длина 75 см.
Ø 100 – 120см.
Длина 180 см
| Обруч малый.
Скакалка короткая.
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы.
Конус с отверстиями.
Мат гимнастический складной.
Мат с разметками.
Дорожка-мат
Баскетбольная стойка с регулируемой высотой.
Батут детский.
| Ø 50 – 65 см.
Длина 100-120 см
Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см
Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м
Длина 180 см
Ø 100-120 см | В младшем возрасте на первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Не сформирована ступня, поэтому прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными. Оборудование для спрыгивания используется высотой 5-10 см, к концу года – 15-20 см. Несмотря на то, что движения недостаточно координированы (при прыжке ребенок приземляется тяжело на всю ступню), уже начинается обучение прыжку в длину с места. Использование гимнастических матов помогает снизить при прыжке нагрузку на ступню.
С 5-6- летнего возраста заметно изменяются пропорции тела ребенка; улучшается устойчивость позы, чувство равновесия, Дети, систематически занимающиеся физическими упражнениями, легче совершают прыжки и мягче приземляются. В старшей группе к освоенным ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину с места – предъявляются большие требования. Также добавляются новые виды прыжков: прыжки в высоту и в длину с разбега.Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см Программой ставится задача –учить детей старшей группы прыжкам через скакалку.
|
Для упражнений в метании
| Кегли (набор).
Мешочек с грузом малый.
Мяч резиновый.
Шар цветной (фибропластиковый).
Кольцеброс.
|
Масса 150-200 г
Ø 10 см.
Ø 20-25 см. | Кегли (набор).
Кольцеброс (набор).
Мешочек с грузом малый.
Мешочек с грузом большой.
Мяч большой.
Мяч для мини- баскетбола.
Мяч утяжеленный (набивной).
Мяч-массажер.
Мяч-фитбол для гимнастики.
Обруч большой.
Серсо (набор).
Мишень для метания навесная или нарисованная на стене. |
Масса 150-200 г
Масса 400 г.
Ø 18 – 20 см.
Масса 0,5 кг
Масса 350 г, 500 г, 1 кг
Ø не менее 55 см
Ø 100 см
Ø 50- 30 см | Для детей 3-4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска. В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы.
В метании у детей старшего возраста отмечается уверенность, ловкость, целенаправленность действий. Разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. Помогает развивать глазомер использование разных видов метания в даль.
|
Для ползанья и лазанья
| Лабиринт игровой.
Полукольцо мягкое.
Туннель для лазанья.
Горка
Стенка гимнастическая деревянная.
Дуга большая.
Стенка гимнастическая деревянная. |
Ø 120 см, высота 30 см, ширина 5-6 см.
Высота 270 см Ширина пролета 75 см
Высота 50 см, Ширина 50 см
Высота не более 150 см. | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов).
Лестница с зацепами (устанавливается наклонно к вертикальной лестнице для лазанья).
Лестница веревочная
Мат гимнастический.
Верёвка для натягивания на разной высоте.
Дуга большая.
Дуга малая.
Канат с узлами.
Канат гладкий.
Стенка гимнастическая деревянная. |
Высота до 150 см, ширина 45- 65 см, расстояние между перекладинами 12-15 см или 16- 18 см.
Длина 270-300 см, ширина 40 см Ø перекладин 3 см
Длина 100 см (150см), высота 7-10 см
Длина от 4м
Высота 50 см, Ширина 50 см
Высота 30-40 см, Ширина 50 см
Длина 230 см Ø 2,6 см Расстояние между узл. 38 см
270-300 см
Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см | Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упражнения малыши усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность. Высота гимнастической стенки не должна превышать 1,5 метром.
Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин. Изменяется высота гимнастической стенки (170-300 см). Ставится задача научить ребенка лазать по веревочной лестнице. |
Для упражнений в равновесии | Бревно гимнастическое напольное.
Валик мягкий.
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов).
Балансиры разного типа.
Скамейка гимнастическая.
| Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см
Длина 150, диаметр 20.
Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25 см | Балансир-волчок
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная).
Дорожка-змейка (канат).
Бревно гимнастическое напольное.
Балансиры разного типа.
Доска гладкая с зацепами.
Скамейка гимнастическая.
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов).
Детские ходули. |
Длина 23 см Ширина 33 см Ø реек 5 см
Длина 200 см Ø 6 см
Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см
Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см
Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 30, 40 см | Детям 3-4 лет трудно дается сохранение равновесия, как в статических позах, так и в динамических упражнениях. Использования для занятий гимнастических валиков, бревна, доски, балансиров помогает воспитывать самообладание, смелость, способствует развитию координации. Высота гимнастической скамьи 25 см.
С 5-6- летнего возраста улучшается устойчивость позы, чувство равновесия, координации движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта. Дети способны удерживать равновесие на большом набивном мяче. Учатся идти по слегка качающемуся пособию. Для тренировки можно применять ходули. Меняется высота гимнастической скамейки (с 25 см в младшей группе на 30-40 см.). Усложняются двигательные задания при ходьбе по скамье (переступание через предметы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение речи
Физическое воспитание в группах заикания имеет свои особенности. В таких группах дети находятся в определенном режиме. Учебный год делится на 6 этапов: режим молчания, режим шепотной речи,...
Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...
Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....
Занятия и упражнения с детьми младшего возраста
Чтобы развитие и обучение были в радость, детям младшего возраста необходимо научиться общаться друг с другом. Познавать мир через окружающую действительность и в игровой форме - вот основная задача ...
Психогимнастика на занятиях физическими упражнения с детьми дошкольного возраста.
Психогимнастика примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, основной задачей которых является сохранение, укрепление психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстрой...
Памятка для воспитателей ДОУ "Перечень оборудования в уголке экспериментальной деятельности для детей младшего, старшего дошкольного возраста"
Примерный перечень оборудования уголков эксперементирования....