"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
методическая разработка по физкультуре (средняя, старшая группа)

Акиньхова Надежда

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОУ является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.  А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  •  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  •  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

 Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ- технологии.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. 

  • Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  • Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 
    Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: 
    - опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; 
    - коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений. 
  • Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). 
    Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности; самореализации. 
  • Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. 

Изучение особенностей различных профессий невозможен без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. Для реализации поставленных задач, приглашаются социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества, т.к. развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
  6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда....

«Создание максимально благоприятных условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации с ФГОС ДО»

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам реализации ФГОС ДО теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Статья "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Семинар - практикум "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...