малоподвижные игры
картотека по физкультуре (младшая группа)

картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malopodvizhnye_igry.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека малоподвижных игр во второй младшей группе

1.   «Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

2.    «Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

3.  «Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:

Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь ,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

4.     «Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.

Воспитатель:

Надувайся пузырь.

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».

Игра повторяется 2-4 раза

Источник :О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

 

5.     «Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.

Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:

"Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянула ножки,

Увидала, комара, Закричала...

"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.

Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.

Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры

1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.

2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.

3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".

4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.

Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

 

6.     «Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм, ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) .

Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого , под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

7.     «Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай

Сидел на стене.

Шалтай- болтай .

Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

8. «Холодно-тепло»

Задачи: развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник :О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

9.«Найди пару»

Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры

1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)

2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.

3. Ребенка сажают за стол.

4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или

ребенок выбирает предмет самостоятельно).

5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.

6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.

7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание

Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.

Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

10. «Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.

Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:

1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать

2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

11. «Молчанка»

Задачи: игра развивает речь и память с помощью стишков.

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Источник :М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» Москва «Просвещение»1986г

12. «Девочки и мальчики»

Задачи: развивать у детей раскрепощенность, фантазию.

Описание игры

Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Правила игры

1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.

2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек

3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.

4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Источник:К.К.Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников»Москва изд. Гном и Д.2003 г

 

13. «Парк аттракционов»

Задачи: учить детей действовать по плану; развивать внимание.

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст: Движения:

Мы на карусели сели , Держась за руки, кружиться.

Завертелись карусели.

Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз ,то вверх летели. другой приседает. Держась за руки,

А теперь мы с тобой вдвоем качаться: вправо-влево, вперед-

Мы на лодочке плывем. назад.

Мы на берег выйдем с лодки.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах.

Источник: К.К.Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников»

Москва изд. Гном и Д .2003

14. «Парк аттракционов»

Задачи: развивать память ,мышление.

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц зверей насекомых цветы и т.д.

При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии не летающего предмета или же не поднимет при названии летающего –платит фант.

Источник: М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры». Москва 1986 год

15. «Море волнуется»

Задачи: развивать внимание, учить действовать по правилам.

По числу играющий ставится стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»-говорит водящий и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места так как один стул занимает водящий. Тот кто прозевал идет водить.

Правила 1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2.Занимать свободное место можно только после слов «Море утихло».

Источник: М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

«Солнце, дождик, ветер»

Группа детей становится в круг, ведущий располагается в центре. Когда воспитатель говорит: «Солнце!» — дети идут на носочках, вытягивая руки вверх. По команде: «Дождик» — останавливают движение, прячась в «домике» из сложенных над головой рук. Когда слышат: «Ветер!» — медленно идут по кругу.

«Летает – не летает»

Дошкольники становятся в круг, лицом к ведущему, стоящему в центре. Когда воспитатель называет существительное, относящееся к полетам, дети разводят руки в сторону, имитируя крылья. Если названный ведущим объект не летает, группа садится на корточки. Например, ворона, лебедь, самолет, ракета — летают, а дом, светофор, яблоко, мышь — не летают.

«Ручки-ножки»

Дети хаотично расставлены по залу, ведущий медленно читает стихотворение и показывает движения для повторения.

Все захлопали в ладоши,

Дружнее, веселее! (дети громко хлопают);

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее! (топают ногами);

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише! (бьют ладонями по коленкам);

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше! (тянутся и поднимают руки);

Завертелись наши ручки (поворачивают кисти рук вправо-влево);

Снова опустились.

Покружились, покружились,

И остановились (опускают руки).

«Жили-были зайчики»

Расположение детей и воспитателя аналогично предыдущей игре.

Жили-были зайчики (Приставляют руки в голове, показывая заячьи уши.)

На лесной опушке, (Разводят руки в стороны.)

Жили-были зайчики (показывают уши)

В маленькой избушке, (приседают на корточки, руки над головой на подобие крыши)

Мыли свои ушки, (трут ушки.)

Мыли свои лапочки (трут ладонью о ладонь)

Наряжались зайчики, (руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (по очереди ставят ногу на пятку.)

Классификация малоподвижных игровых занятий

Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет в детском саду может включать классификацию:

игры без словестного сопровождения. Такая деятельность включает небольшое количество движений, мотивацией к которым является конкретное простое задание.

«Найди игрушку»

Ведущий прячет мягкую игрушку, а дети по команде начинают поиски. Первый нашедший ребенок тихо сообщает воспитателю о завершении задания. Когда большинство воспитанников справились, игрушку достают из укрытия.

Игра «Запрещенное движение»

Вначале взрослый оговаривает условия, подразумевающие выход из игры в случае использования какого-либо движения. Например, хлопок руками или поднятие рук вверх. В ходе игры ведущий демонстрирует разные движения, в том числе запрещенное. Повторивший запрещенное движение ребенок выбывает. Последние двое признаются победителями.

Игры, сопровождаемые стихами и песнями. Большинство малоподвижных игр подразумевает подсказку, какое движение будет следующим, в стихотворной форме. Дошкольники лучше усваивают информацию в такой форме.

«Мы погреемся немножко

Взрослый показывает движения и читает текст, дети стараются повторять за воспитателем.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (прыгают на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (громко топают ногами.)

«Чтобы сильным, ловким быть»

Дошкольники становятся в круг, ведущий читает стихотворение. Когда воспитатель в кругу произносит слова, все хлопают в ладоши.

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить,

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

Воспитатель показывает движение, имитирующее занятие каким-либо видом спорта. Например, движение руками как в плавании, удар ногой по мячу. Группа повторяет за ним. Выигрывает тот, у кого получилось повторить максимально точно.

Картотека игр малой подвижности отличается разнообразием, что позволяет поддерживать интерес дошкольников к разным видам активности продолжительное время. Не смотря на общую схожесть, занятия отличаются интенсивностью. Малоподвижные игры дают возможность заложить фундамент полезных привычек у детей, прививают желание двигаться и изучать новое, пополнять знания об окружающем мире. Важно учитывать некоторый соревновательный элемент в занятиях, помогающий ребенку определить свое место  группе. Также игра выступает как средство социальной и физиологической адаптации.

«Тишина» 

Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте малыши.

Дети идут в колонне по одному.

После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.

Интерактивные технологии: работа в парах, хоровод, цепочка.

 

«Раки» 

Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества.

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед, 
ищут раки в речке брод,

Стали раки воду пить —

Выходи, тебе водить!

Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

Интерактивные технологии: работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

 

«Медведь» 

Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве  при  выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Как под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

А под снегом спит медведь

-Тише, тише, не шуметь!

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.

На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.

Интерактивные технологии: «хоровод», «интервью», «цепочка».

 

"Зайка серый умывается"

Цель: Формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

работа в малых группах (тройках).

 

"Узнай по голосу" 

Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: "А - у!"

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

 

"У ребят порядок строгий" 

Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра - та - та, тра - та - та!

дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.

Интерактивные технологии: «хоровод», «карусель».

 

"Воздушный шар" 

Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся!"

дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,

По сигналу воспитателя:

"шарик лопнул!" дети приседают

или медленно идут к центру  круга и

произносят: "ш - ш - ш - ш "

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

 

"Солнышко и дождик" 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши

очень рады солнышку.

Топ, топ, топ, топ / 2р.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.

дети идут по кругу

дети хлопают в ладоши

дети ритмично топают

дети ритмично хлопают

На сигнал воспитателя "дождь идет" дети приседают - "прячутся".

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«работа в парах», «работа в малых группах».

 

«Тепики» 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.

Тепики-тепики,

По водице хлопики,

Хлопики ладошками

Да босыми ножками.

Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.

На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах», «работа в малых группах».

 

"Волк - волчок" 

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.

Волк - волчок, шерстяной бочок

Через ельник бежал,

В можжевельник упал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.

Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

 

«Лето»

Цель: Развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

По лужайке

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке,

Полежало на песке,

Загорело,

Пролетело

И исчезло вдалеке.

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук ("мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель»,

«работа в парах», «работа в малых группах».

 

"Флажок" 

Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве  при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Дети стали в кружок, 
Увидали флажок,

Кому дать, кому дать, 
Кому флаг передать?

Выйди, Оля, в кружок,

Возьми, Оля, флажок!

Выйди, выйди, возьми,

Выше флаг подними!

Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка».

 

«Составь загадку»

Цель: Развивать речь, воображение, память.

Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки?

Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах.

 Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель».

 

«Докажи»

Цель: Развивать память, речь, умению анализировать, приводить и отстаивать доводы.

Продолжайте игру помогая делать ему определенный вывод.

Игра начинается так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.д.»

Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель»,«работа в малых группах»,«Интервью», «Аквариум».

 

 «Большой круг»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы ОРУ, подвижные игры и малоподвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Комплексыобщеразвивающих упражненийдля детей старшей  группы (Анютины глазки, ромашка)Общеразвивающие упражнения без предметов...

Комплексы ОРУ, подвижные игры и малоподвижные игры для детей подготовительной к школе группы

Комплексыобщеразвивающих упражненийдля детей подготовительной к школе  группы (Рябинка, клубничка) Общеразвивающие упражнения без предметов...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...

«Игры для хорошего настроения» (малоподвижные игры для дошкольников )

Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Такой вариант игр и развлечений подходит, например, в качеств...

малоподвижные игры #играем дома

Консультация для родителей.Мы предлагаем в дни самоизоляции поиграть вместе с детьми в малоподвижные игры, с целью удовлетворения двигательной активности ребенка....

Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"

Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....

Консультация для родителей Детей 6- 7 лет « Нужны ли малоподвижные игры и игры-заводилки в развитии ребёнка?

Уважаемые коллеги! сегодня Вашему вниманию я предлагаю материал- консультацию для родителей. Так же можно этот материал применять в своей практике и педагогам. воспитателям. В консультации говорится о...