Поектная деятельность «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности "Физическое развитие" в ДОУ
проект по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frebel.doc | 62 КБ |
planirovanie_zanyatiy._frebel.xls | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Поектная деятельность
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности "Физическое развитие" в ДОУ
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель проекта: развитие у детей культуры движений и оздоровление детей через решение следующих задач:
- психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- создание условий развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сохранение и укреплениефизического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системыорганизма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (хотьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В проекте используются игры в соответствии с содержанием образовательной области "Физическое развитие" и направлены на решение следующих задач.
- Приобщение к физической культуре посредством развивающих подвижных игр, командных игр с правилами и сигналами, общеразвивающих упражнений, упражнений в равновесии, бросках, ловли, метания, совершенствования и автоматизации основных видов движений.
- Развитие двигательных способностей и навыков с помощью выполнения имитационных движений, выпонения упражнений на образное перевоплощение, выполнения статических поз, ориентировки в пространстве.
На занятиях физической культуры в рамках проекта используются командные игры, которые помимо формирования физической культуры детей дошкольного возраста могут помочь детям повысить самооценку, развить координацию и общее визическое состояние, а также создают условия для развития навыка конструктивного общения с другими детьми и взрослыми.
Включение игр с использованием игрового набора "Дары Фребеля" в занятия физической культуры направлено на создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей; ознакомление с правилами подвижных игр, формирование умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость, самостоятельность и самообладание.
Также возможна интеграция в игры мягких модулей, которые являются развитием идей Фридриха Фребеля, дополнением к "дарам". Сочетание разных мягких модулей и игр способствует развитию и обучению основным видам движений, созданию эффекта новизны за счет смены переносного оборудования и внесения нового переносного оборудования, объединениюразных типов оборудования в комплексы, созданию игровых зон. Движение является одним из источников радости ребенка, поэтому оно оказывает большое влияние на его психическое развитие. Ребенок в процессе игры осваивает действия с разными предметами и пособиями. Дети могут самостоятельно различать основные виды движений, частично могут выделять их элементы, пытаются оценивать результаты своих действий, сопоставляя их с образцами. Достаточно высокая двигательная активность проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и тд. У них совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.
Активная игровая деятельность благотворно влияет на душевное благополучие ребенка, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности.
Каждая из игр, решая задачи образовательной области "Физическое развитие", способствует решению задач из других образовательных областей.
Задачи других образовательных областей:
"Познавательное развитие" - усвоение ребенком предметных действий посредством двигательной активности, а также как одно из средств овладения операциональным составом различныз видов детской деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье; формирование представлений о труде людей, профессиях; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях.
"Социально-коммуникативное развитие" - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ и сохранении здоровья; приобщение к ценностям физической культуры; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.
"Художественно-эстетическое развитие" - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области "Физическое развитие"; развитие музыкольно-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств.
"Речевое развитие" - взаимосвязь развития двигательной активности детей, развития мелкой моторики и речевого развития.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей. Фридрих Фребель в своих трудах подчеркивал зависимость здоровья, движения и игры в развитии ребенка. "Изучение окружающего, самостоятельное восприятие внешнего мира и игра, самостоятельное действие, исходящее их внутренних побуждений, проявление своей внутренней жизни являюлся, таким образом, первыми самостоятельными занятиями ребенка, если его телесные потребности удовлетворены и если он чувствует себя здоровым и сильным... Таким образом, мы видим, что человек, благодаря этим трем видам своей деятельности, рано постигает свое назначение. Точно так же в них разрешаются и все явления его будущей жизни, в них заключается как бы триединый относительный и центральный пункт всей жизни". С точки зрения Фребеля, здоровый ребенок всегда чувствует побуждение к деятельности, занятиям. Он хочет реализовать свои желания и стремления в тех видах деятельности, которые ему интересны.
Фребель писал, что "назначение всякого истинного ухода за детьми" есть здоровый дух в здоровом теле. Это подчеркивает важность интеграции образовательной области "Здоровье" в другие образовательные области с целью решения задач дошкольного образования с помощью игры. "Мир и удовольствие, здоровье и полнота жизни только тогда находят себе место в жизни ребенка, когда его игра, как и вообще все его развитие, находится в согласии с общей жизнью Вселенной".
Методы:
- игровой метод: дидактические игры;
- наглядный метод: рассматривание дидактических пособий, предметов;
- практический: показ способов действия с предметами.
Формы организации деятельности:
- групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальная.
Принципы организации работы:
- учет интересов и способностей детей,
- добровольное участие,
- учет психофизических особенностей детей.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированная;
- игровая.
Ожидаемые результаты
- развитие аккуратности в движениях и перемещениях;
- развитие игровой деятельности;
- развитие интереса к совместным подвижным играм;
- развитие мелкой моторики, мышления, воображения;
- развитие основных движений и двигательной активности;
- развитие представлений о себе, своем теле;
- развитие самостоятельности, инициативности;
- развитие умения сотрудничать в совместной деятельности, умения помогать друг другу в выполнении основных движений;
- развитие эмоциональной сферы;
- расширение кругозора детей в области спортивных игр;
- формирование навыков соблюдения двигательной безопасности;
- профилактика психосоматических нарушений;
- формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.
Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики. Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», в настоящее же время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка.
В игры, представленные в проекте, можно играть как в группе, так и в спортивном зале или на улице. Если игра проводится в спортивном зале, то ее можно модифицировать с помощью мягких модулей. Физкультурные минутки подобраны для обогащения содержания предложенных игр, расширения их дидактических и развивающих возможностей. Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Содержание физкультминуток может быть связано или не связано с основным содержанием игры, они могут быть в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепленияразличных рефлексов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...
Мастер - класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками».
Комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации основной программы. комплект лег...
Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация к докладу Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Презентация к докладу...
Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....
Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»
Практическая часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...