Игровой стретчинг
статья по физкультуре (старшая группа)

Янчук Марина Владимировна

Из опыта работы по применению инновационной технологии по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И

СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».

Федеральные государственные стандарты определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Одной из инновационных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является стретчинг.

Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг в переводе с английского растяжка. Это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Одним из авторов методики игрового стрейчинга является Елена Владимировна Сулим 

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входит 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых отрывков музыкальных произведений из классической или народной музыки.

Образно подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определённый темп работы, повышается работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребёнка, снимать нервное напряжение.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длиться 20 минут со старшими.

В структуру занятий по игровому стретчингу, как и в структуру любых занятий по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная.

В вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений используются музыкально-ритмические композиции и танцевальные упражнения, повышающие интерес к занятию, поднимающие эмоциональное настроение ребенка.

В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал необходимо распределять на два занятия. На первом происходит знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором — совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. 

Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра — также составляющая основной части занятия.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь широко используются дыхательные упражнения, способствующие быстрому восстановлению организма после физической нагрузки. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме также нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.

Упражнения игрового стретчинга мы также используем во время проведения утренней гимнастики.

Перед началом утренней гимнастики предлагаем детям отправиться в парк или принять участие в цирковом представлении. Разминка- это прогулка до парка или «парад алле».

Подобрав соответствующую музыку, предлагаем пройти с высоким подниманием колена, называем эту ходьбу «Лошадка», ходьба на носках — это «Балерина» или «Гимнастка», включаем фантазию! После разогрева представляем себя кошечками и так же тянемся, напрягаем мышцы и наклоняемся вперед - как куклы; едем на велосипеде, как медведи. В этот период возможно разучивание новых движений.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение.

Подбирая названия упражнениям, дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц. Большинство упражнений выполняются лежа на полу, и это еще одна причина, почему детям нравится игровой стретчинг.

Сюжетную игру или сказку для сопровождения занятия стретчингом несложно придумать самостоятельно. Можно также вписать в сюжет некоторые воспитательные моменты: о дружбе, честности, взаимовыручке.

Существуют основные правила стретчинга:

  1. Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
  2. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  4. Растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).
  5. Динамичные движения должны чередоваться со статическими. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на сходные группы мышц.
  6. Смена упражнений должна происходить достаточно медленно, чтобы дети не чувствовали усталости.
  7. Упражнения выполняются столько раз, сколько ребёнок, в силу своего возраста, может сделать их с удовольствием.
  8. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц, выполняются медленно и плавно.
  9. Нельзя заставлять ребенка заниматься, физические упражнения полезны для здоровья только в том случае, если выполняются добровольно.

Для родителей нами была подготовлена необходимая информация в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед о технологии игрового стретчинга. На родительских собраниях, продемонстрированы видеоролики с физкультурных занятий.

 Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель. После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности. Применяя эту инновационную технологию, мы способствовали лучшему развитию физических качеств своих воспитанников укреплению, стимулированию и сохранению их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...

"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, на­целивают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга

Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...

Игровой стретчинг с дошкольниками

В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....

Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга

Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...

Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"

Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...