Игровой стретчинг
статья по физкультуре (старшая группа)
Из опыта работы по применению инновационной технологии по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_stretching.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».
Федеральные государственные стандарты определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Одной из инновационных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является стретчинг.
Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.
Стретчинг в переводе с английского растяжка. Это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Одним из авторов методики игрового стрейчинга является Елена Владимировна Сулим
Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входит 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых отрывков музыкальных произведений из классической или народной музыки.
Образно подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определённый темп работы, повышается работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребёнка, снимать нервное напряжение.
Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длиться 20 минут со старшими.
В структуру занятий по игровому стретчингу, как и в структуру любых занятий по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная.
В вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений используются музыкально-ритмические композиции и танцевальные упражнения, повышающие интерес к занятию, поднимающие эмоциональное настроение ребенка.
В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал необходимо распределять на два занятия. На первом происходит знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором — совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов.
Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра — также составляющая основной части занятия.
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь широко используются дыхательные упражнения, способствующие быстрому восстановлению организма после физической нагрузки. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме также нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.
Упражнения игрового стретчинга мы также используем во время проведения утренней гимнастики.
Перед началом утренней гимнастики предлагаем детям отправиться в парк или принять участие в цирковом представлении. Разминка- это прогулка до парка или «парад алле».
Подобрав соответствующую музыку, предлагаем пройти с высоким подниманием колена, называем эту ходьбу «Лошадка», ходьба на носках — это «Балерина» или «Гимнастка», включаем фантазию! После разогрева представляем себя кошечками и так же тянемся, напрягаем мышцы и наклоняемся вперед - как куклы; едем на велосипеде, как медведи. В этот период возможно разучивание новых движений.
Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение.
Подбирая названия упражнениям, дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц. Большинство упражнений выполняются лежа на полу, и это еще одна причина, почему детям нравится игровой стретчинг.
Сюжетную игру или сказку для сопровождения занятия стретчингом несложно придумать самостоятельно. Можно также вписать в сюжет некоторые воспитательные моменты: о дружбе, честности, взаимовыручке.
Существуют основные правила стретчинга:
- Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
- Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
- Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
- Растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).
- Динамичные движения должны чередоваться со статическими. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на сходные группы мышц.
- Смена упражнений должна происходить достаточно медленно, чтобы дети не чувствовали усталости.
- Упражнения выполняются столько раз, сколько ребёнок, в силу своего возраста, может сделать их с удовольствием.
- Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц, выполняются медленно и плавно.
- Нельзя заставлять ребенка заниматься, физические упражнения полезны для здоровья только в том случае, если выполняются добровольно.
Для родителей нами была подготовлена необходимая информация в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед о технологии игрового стретчинга. На родительских собраниях, продемонстрированы видеоролики с физкультурных занятий.
Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель. После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности. Применяя эту инновационную технологию, мы способствовали лучшему развитию физических качеств своих воспитанников укреплению, стимулированию и сохранению их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...
"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...
Игровой стретчинг с дошкольниками
В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....
Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга
Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...
Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"
Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...