«Оптимизация двигательной активности в условиях ДОУ»
консультация по физкультуре

Ядрышникова Надежда Евгеньевна

Увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики. Это доказывает актуальность проблемы повышения двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении. Ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем:  создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса и потребности детей к двигательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и изучение способов оптимизации двигательной активности старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы:

«Оптимизация двигательной активности в условиях ДОУ»

«Движения - кладовая жизни»    

Плутарх.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движению.

Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.                              

 Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением.

 Однако, очень важно отметить, что современные дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

- замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир;

- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);

- требованиями (запретами) взрослых («не лезь», «не беги», «испачкаешься», «упадешь» и т.п.);

- увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

- преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).            

В свою очередь, недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Таким образом, двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Без нее невозможно осуществить нормальный рост и созревание организма. 

Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики.

 Это доказывает актуальность проблемы повышения двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем.

Цель: Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса и потребности детей к двигательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и изучение способов оптимизации двигательной активности старших дошкольников.

Задачи:

1. Организовать режимные моменты, повысить  интерес  детей к различным видам двигательной деятельности.

2. Обеспечить правила чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

3. Дифференцировать подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.

4. Организовать рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.  

Федеральный государственный образовательный стандарт говорит:  «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Одними из важнейших задач Стандарта являются:

-  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;                                                                          

-  создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;                                  

-  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;                                                                                                          

-  обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

В рамках работы по самообразованию я углубленно изучила тему «Двигательная активность – залог успешного оздоровления детей». Изучив литературу,  пришла к выводу, что максимального эффекта можно добиться путем поддержания интереса детей к спорту, используя разнообразные занимательные подвижные игры и спортивные упражнения. С целью оптимизации двигательной активности детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения.                                                                                                                            

Для определения эффективности своей работы проводится педагогическая диагностика по физической подготовленности воспитанников. Основная цель, которой: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях ДОУ.                                                            

Проанализировав результаты диагностики стало понятно, что у детей достаточно низкий уровень физической подготовленности. Исходя из этого, были сделаны выводы о необходимости повышения двигательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ"

Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников старшим воспитателем Е.А.Нестерук дошкольного учреждения г.Воркуты были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ "Опимизаци...

Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.

Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...

Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях МДОУ и в семье

Двигательная  активность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.Н...

Методическая рекомендация"Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада"

Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада   Двигательная  активность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой...

Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях дошкольного учреждения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 Г.ТЕМРЮКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН    Дидактическое пособие&laq...

Консультация «Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях дошкольного учреждения»

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Наве...