Статья
материал по физкультуре (младшая группа)
Подвижные игры народов для детей младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Быховец Любовь. Александровна
воспитатель МДОУ«Д/ с № 179 о.в.»
Подвижные игры народов для детей младшего возраста.
«Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через
родные и национальные явления»
В.Белинский
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами народной игры решается комплекс задач социально-коммуникативного, эмоционально-нравственного, познавательно-речевого, физического развития:
- Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.
- Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
- Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народов Южного Урала.
- Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов южноуральского региона.
- Создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
- Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями в большей степени могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные и хороводные игры.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.
С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе нашего детского сада.
В жизни современных детей народные игры - это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем.
У каждого народа сложилась своя копилка игр. Русская нация общественно образующая, поэтому вокруг неё объединились другие народности.
В народных играх жителей Южного Урала много общего.
Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками).
Все народные игры относятся к играм с правилами (автор - народ).
Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов.
В играх отражается менталитет народа, основные занятия - мусульманские народы - это охота, скотоводство, казачество – охрана границ.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.
Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.
Значение народных игр и их развивающий эффект многоплановый:
- В играх народная мудрость.
- С помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов.
- Народные игры несут информацию о промыслах.
- Уважение другим народам (толерантность)
- Вносят элемент новизны в современную культуру детей
- Сглаживается проблема отцов и детей, т.к. дети не знают, во что играли их родители.
- Терапевтический эффект (получение удовольствия)
В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться, такие как: игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества), игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одной игре малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другой игре прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Зайцы и волк» и др.).
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в группах раннего возраста особенно популярны.
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны детям младшего возраста.
Цель: двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни. Развитие внимательности, ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов через подвижную игру.
Задачи:
- Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм народов; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность подвижными играми, не только детей, но и их родителей.
- Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
- Развивать различные виды памяти.
- Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.
- Развивать мыслительные операции через игру.
- Развивать воображение.
- Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры
Перспективный план знакомства детей младшего возраста с народными подвижными играми.
Месяц | Тема недели | Подвижная игра |
Сентябрь | «Здравствуй детский сад» | «Затопали ножки» (русская народная игра) |
«Дары осени» | «Огуречек» | |
«Краски осени» | Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) (башкирская народная игра) | |
Октябрь | «Я в мире человек» | «Тимербай» (татарская народная игра) |
«Я вырасту здоровым» | «Ловишки» (Тотыш уены) (башкирская народная игра) | |
«Животные птицы» | «Лисички и курочки» (Тельки хам тавыклар) (татарская народная игра) | |
«Транспорт» | «Лошадки». (русская народная игра) | |
Ноябрь | «Дружба» (День народного единства) | «Дружба» (русская хороводная игра) |
«Наш быт» | «Разбей горшок» (татарская народная игра) | |
«Наш дом Южный Урал» | «Тюбетейка» (татарская народная игра) | |
«Кто как готовится к зиме?» | «Заинька, походи!» (русская народная игра) | |
Декабрь | «Здравствуй, Зимушка-Зима» | «Мороз» (русская народная игра-хоровод) |
«Город мастеров» | «Поймай воробья поясом» (Букән ҡайыш) (татарская народная игра) | |
«Новый год шагает по планете» | «Серый волк» (Сары буре) (башкирская народная игра) | |
Январь | «В гостях у сказки» | «Медведь и дети» (русская народная игра) |
«Этикет» | «Кошки и мышки» (русская народная игра) | |
Февраль | «Азбука безопасности» | «День - ночь» (русская народная игра) |
«Азбука здоровья» | «Воробушки» (русская народная игра) | |
«Наши защитники» | «Зайцы в лесу» (русская народная игра) | |
«Мой дом, мой город, моя страна | «Ладушки-ладошки» (русская народная игра) | |
Март | «Женский день» | «Бабушка Маланья» (русская народная игра) |
«Народная культура и традиции» | «Пчёлки» (русская народная игра) | |
«Волшебница вода» (Всемирный день земли, всемирный день водных ресурсов) | «Щука и караси» (русская народная игра) | |
«Книжкина неделя» | «Не боимся мы кота» (русская народная игра) | |
Апрель | «День смеха», «Цирк», «Театр» | «Ай гу-гу!» (русская народная игра) |
«Приведём планету в порядок», «Космос» | «Золотые ворота» (русская народная игра) | |
«Встречаем птиц» | «Гуси-гуси» (русская народная игра) | |
«Весна шагает по планете» | «Вышла курочка гулять» (русская народная игра) | |
Май | «Праздник весны и труда» | «Веснянка» (русская хороводная игра) |
«День победы» | «Веточка» (русская хороводная игра) | |
«Моя семья» (Международный день семьи) | «Веселись детвора» (русская хороводная игра) | |
«Вот какие мы большие» | «Маленькие ножки — большие ноги» (русская народная игра) | |
ЛИТЕРАТУРА
- Е. Бабунова, Л. Градусова, Н. Левшина, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Турченко Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, 2014.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2004
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений.- М.: ТЦ Сфера, 2009
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2006
- Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера,2006
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.; 1994
- Шишкина В.А. Движение +движение.- М.; 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...