Консультация для родительского уголка (здоровые стопы)
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)
В прилагаемом материале вы можете найти информацию о различных деформациях стоп, правильном подборе обуви дошкольнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._zdorovye_stopy.docx | 323.71 КБ |
pro_obuv.docx | 91.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят начиная с пятилетнего возраста.
Повторим, что наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева - приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).
При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате вся поверхность прилегает к полу, когда ребенок стоит. Причиной плоскостопия обычно бывает слабость мышц и связок стопы.
Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным.
Вот как можно попробовать избавиться от плоскостопия:
- Пальцами босых ног подбирай с пола или ковра небольшие шарики или предметы. Подержав шарик некоторое время пальцами ног, затем положи его в стоящую на полу миску. Встань лицом к стене на расстоянии 20—30 см и упрись в нее ладонями. Плавно покачивайся вперед-назад, не отрывая подошв и пяток от пола.
- Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советуют носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.
Иногда плоскостопие не приносит никаких неприятностей, в других случаях ступни и ноги у ребенка с плоскостопием болят от физической нагрузки. Независимо от того болят у ребенка ноги или нет, ему не нужно воздерживаться от активных игр. Наоборот, при плоскостопии рекомендуется бегать и прыгать как можно больше. Физическая тренировка укрепляет слабые мышцы и связки стопы и помогает избавиться от плоскостопия.
Сводчатая стопа
Это состояние противоположно плоскостопию. Если при плоскостопии свод стопы почти не выражен, то сводчатая стопа выгнута слишком сильно по сравнению с нормальной. Обычно этот недостаток становится заметен не раньше, чем ребенку исполнится 7—8 лет.
Признаки сводчатой стопы, следующие: на подошвах образуются мозоли (места с толстой загрубевшей кожей), пальцы ног как бы вдавливаются в стопу, а пятка кажется ненормально большой. Сводчатая стопа встречается гораздо реже, чем плоскостопие. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно растянуть и сделать более эластичными чрезмерно жесткие ткани стопы.
Детям со сводчатой стопой иногда советуют носить специальную обувь, в стельке которой имеется поперечный кожаный валик, проложенный там, где пальцы ног соединяются со стопой. В некоторых случаях сводчатую стопу удается исправить только операцией, после которой нога становится совершенно нормальной.
Косолапость
Ребенок, страдающий этим недостатком, при ходьбе заводит носки ног внутрь и ставит пятки врозь. У некоторых детей косолапость появляется в результате каких-либо нарушений в строении ног или тазобедренных суставов. В этом случае делают операцию по исправлению тазобедренного сустава, после чего косолапость проходит сама собой. Однако у большинства детей косолапость не связана с какими-то серьезными нарушениями в строении костей, единственное, что требуется для исправления недостатка — ортопедические ботинки.
В таких ботинках ребенок приучится ходить, выставляя носки ног вперед и в стороны. Несколько десятилетий назад многие родители, чтобы исправить косолапость у детей, надевали им обувь не на ту ногу: правый ботинок на левую, а левый на правую. Этот простой способ действительно заставлял ребенка ставить ноги при ходьбе прямо. Но попробуйте сами надеть ботинки не на ту ногу и походить в них.
Предварительный просмотр:
Какая обувь нужна дошкольнику?
В этой статье речь пойдет о профилактической сменной обуви, способствующей предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника?
Первое. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.
Второе. Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25°.Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, |их ослаблению и более быстрому утомлению. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.
Третье. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной — это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия. Итак, высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.
Четвертое. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).
Пятое. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части.
Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.
Шестое. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.
Седьмое. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия. Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы. Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультации для родительских уголков
Консультация для родительского уголка...
Консультация для родительского уголка "Без праздника не бывает детства"
Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. И родители, и дети с нетерп...
Консультация для родительского уголка "Музыкальное воспитание в семье" (второй год жизни)
Вашему малышу второй год. Музыка постепенно вошла в его жизнь, сделала ее более насыщенной...
Консультация для родительского уголка "Музыкальное воспитание в семье" (третий год жизни)
Вашей крохе пошел третий год. Задачи музыкального развития усложняются.Ваши заботы не прошли даром. Многие двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть ...
Консультация для родительского уголка "Как организовать семейный досуг"
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыкальному искусству и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих выдающихся отечественных музыкантов. Свои п...
Занятие родительского клуба "Здоровые стопы"
Занятие имеет оздоровительную направленность: родители овладевают навыками корригирующей гимнастики. Также целью данного мероприятия является сплочение всех участников образовательного процесса: детей...
Консультации для родительского уголка в детском саду
Консультация для родителей...