Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду»
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)
Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Обучение плаванию в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 74.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол №1 от 31.08.2022г | УТВЕРЖДАЮ _______________________Л.А Лукша Приказ МАДОУ д/с «Радуга» от 1.09.2022г №171 |
Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Обучение плаванию в детском саду»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Киселева Н.О, инструктор по физической культуре
г. Советский, 2022 г
- Пояснительная записка
Актуальность
Здоровые дети – это основа жизни нации. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.
Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.
Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад «Радуга».
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева) для воспитанников 4-5 лет.
Направленность:физкультурно-спортивная.
Уровеньсложности:стартовый
Программа составлена для детей 4-5 летнего возраста.
Возрастные особенности:
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышцы взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышце взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Особенности детей с ОВЗ (нарушение речи).
Как правило, это дети соматически ослаблены. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям.
Обнаруживается снижение ориентировочно- познавательной деятельности. Внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Для них также характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать его длительное время и переключать его при смене деятельности. Детям требуется гораздо большее количество попыток для решения наглядной задачи. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливают несформированность навыков самообслуживания.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- по развитию физических качеств. Дети с расстройствами отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты.
- по степени сформированной двигательных навыков. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на все важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.
Задачи программы:
Оздоровительные задачи:
1. Укрепить здоровье ребенка.
2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.
3. Формировать правильную осанку.
4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
5. Адаптация к водной среде
Образовательные задачи:
1. Формировать двигательные умения и навыки.
2. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
3. Формировать навыки плавания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать двигательную культуру.
2.Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, чувства коллективизма и взаимопомощи, умения взаимодействовать в коллективе.
3.Воспитывать заботу о своем здоровье навыков личной гигиены, бережного осознанного отношения к своему здоровью.
Коррекционные задачи для детей с ОВЗ:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- формирование у детей общей культуры.
Планируемые результаты освоения программы:
Основным показателем успешной реализации программы является устойчивое позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде (наблюдение за ребенком), общее позитивное самовосприятие, а также сформированность двигательных навыков. Личностныерезультатыотражаютсявиндивидуальныхкачественных свойствахобучающихся. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, вположительномотношениидетейкзанятиямплаванием,накоплении необходимых знаний для удовлетворенияиндивидуальных интересов ипотребностей,достиженияличностнозначимыхрезультатоввфизическом совершенстве.
Врезультате освоения программногоматериалапоплаванию дошкольники:
знают:
- правила поведениявбассейне;
- краткиесведения о строенииифункцияхорганизма;
- влияниеплаванияна организм;
-правилауходазасобойисвоимтелом,оказаниепервойпомощипри проблемахнаводе;
- оназначении оборудования и инвентаря;
умеют:
-правильновыполнять подводящие и специальныеупражнения.
Предполагаемые результаты первого года обучения:
На занятиях по плаванию дети 4-5 лет обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течении непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох – выдох в воду несколько раз.
С учетом основных задач начального обучения плаванию на данном этапе лишь игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков. При обучении детей среднего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень сложно.
Оценка достижения результатов усвоения программы проводится 2 раза в год (в начале и в конце года) по методике предложенной Л.М.Денякиной, доцентом кафедры начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Метапредметные результаты для детей с ОВЗ:
- развивается слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- улучшается координации движений, общая и мелкая моторики, мимика лица
- развивается физиологическое и речевое дыхания, что способствует закреплению поставленных звуков в свободной речи, формированию темпа, ритма и интонационной выразительности речи.
Численность группы – до 10 человек 4-5 лет.Набор в группу осуществляется при наличии медицинской справки о здоровье.
Режим занятий:
Период обучения: октябрь-май (32 учебных недели).
Количество занятий в неделю – 2 (2 раза в неделю по 1 занятию). Продолжительность одного занятия до 20 мин. Количество занятий в год – 64.
Особенности работы педагога на группе для детей с ОВЗ (нарушение речи):
- деление инструкции на части
- инструкцию адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
- проговаривание, комментирование, систематическое повторение инструкции;
- увеличение времени на выполнение задания;
- опора на тактильные ощущения;
- деление детей на подгруппы для выполнения задания;
- речь педагога неторопливая, эмоциональная и выразительная для более полного понимания и усвоения детьми материала.
Форма организации образовательного процесса - занятие: учебно-игровая; соревновательное, игровое.На занятиях по плаванию применяется индивидуальный подход, как для наиболее выдающихся обучающихся, так и для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении программного материала. В группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей: подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в воде); основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию); заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
Методы, приёмы обучения организации детей на занятиях подбираются с учётом задач этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, характера упражнений:
- наглядный (показ движений, зрительные ориентиры);
- словесный (объяснение, указания, название упражнений, словесные инструкции, оценка);
- практический (выполнение упражнений, проведение упражнений в игровой форме).
Принципы обучения плаванию детей дошкольного возраста
1. Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
2. Доступность. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
4. Наглядность. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д
5. Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным.
6. Индивидуальность. Занятия должны обеспечивать учет индивидуальных способностейи возможностейребенкавпроцессеобучения.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела/ темы | Количество занятий | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль 1. Первый год обучения | ||||
1.1 | Знакомство с детьми. Беседа о видах спорта, правилах поведения в спортзале и на воде. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
1.2 | Ознакомление со свойствами воды | 6 | 0.5 | 5.5 | диагностика |
1.3 | Упражнения обучающие дыханию. | 10 | 0.5 | 9.5 | |
1.4 | Упражнения обучающие погружению и всплытию | 8 | 0.5 | 7.5 | |
1.5 | Упражнения обучающие скольжению | 10 | 0.5 | 9.5 | |
1.6 | Упражнения обучающие движению ног | 10 | 0.5 | 9.5 | |
1.7 | Имитация движения ног | 8 | 0.5 | 7.5 | |
1.8 | Закрепление всех приобретенных навыков. | 10 | 0.5 | 9.5 | диагностика |
Итого: | 64 | 4,5 | 59,5 |
3. Содержание программы
Модуль 1.
№ п/п | Раздел | Содержание |
1 | Знакомство с детьми. Беседа о видах спорта, правилах поведения в бассейне и на воде. | Теория.Правилаповедения в бассейне, Техника безопасности. Практика. Вхождение в воду.Ходьба парами по дну бассейна, бег, прыжки. |
2 | Ознакомление со свойствами воды | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика: Ходить, бегать, прыгать в воде помогая себе руками, выпрыгивать из воды как можно выше, помогая руками. |
3 | Упражнения, обучающие дыханию | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика: Ходить и бегать парами по дну бассейна, держась за руки. Держась парами, лицом друг к другу, поочередно выполнять погружения в воду до подбородка, до глаз, с головой Присесть, по сигналу сделать вдох, опустить лицо в воду. Присесть, подбородок на уровне поверхности воды, сделать вдох, подуть на воду |
4 | Упражнения, обучающие погружению и всплытию | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика: Идти в право и влево приставными шагами, держась за руки. Стоя в кругу, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, присесть, сгруппироваться, всплыть («как поплавок»). |
5 | Упражнения обучающие скольжению | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика: Стоя у бортика, поднять руки вверх, положив ладони друг на друга, слегка оттолкнуться от дна бассейна, проскользить по воде задержав дыхание. Присев в воду, рассматривать предметы на дне бассейна. |
6 | Упражнения обучающие движению ног | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика: Присесть, подбородок на уровне поверхности воды, сделать вдох, подуть на воду .работа ног, как при плавании кролем, у бортика бассейна. |
7 | Имитация движения ног. | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика; Работа ног, как при плавании кролем у бортика. Стоя спиной к бортику, поднять руки вперед-вверх, задержать дыхание, наклониться вперед и плавно лечь на воду. Расслабиться, полежать на воде с задержкой дыхания. Скользить на груди после отталкивания от бортика бассейна, совершая выдох в воду. |
8 | Закрепление всех приобретенных навыков. | Теория. Правила поведения в бассейне. Практика:Скольжение на груди с постепенным выдохом в воду. Скольжение на груди с работой ног. Держась за бортик, движения ногами, как при плавании способом кроль. Погрузиться в воду с открытыми глазами, достать со дна игрушку или разбросанные по дну предметы. |
4. Календарный график занятий
№ п/п | Месяц | Дата / номер уч.нед | Время проведения | формы занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 10 | 1 | По расписанию | Беседа, игры | 1 | Знакомство: с детьми, видами спорта, правила поведения в бассейне и на воде | бассейн |
|
2 | 10 | 1 | По расписанию | Беседа, игры | 1 | Знакомство: с детьми, видами спорта, правила поведения в бассейне и на воде | бассейн |
|
3 | 10 | 2 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Ознакомление со свойствами воды. | бассейн |
|
4 | 10 | 2 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Ознакомление со свойствами воды. | бассейн |
|
5 | 10 | 3 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Ознакомление со свойствами воды. | бассейн |
|
6 | 10 | 3 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков |
| |
7 | 10 | 4 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков |
| |
8 | 10 | 4 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | ||
9 | 11 | 5 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Упражнения обучающие дыханию | ||
10 | 11 | 5 | По расписанию | практика | 1 | Упражнения обучающие дыханию | бассейн | Диагностика (входная) |
11 | 11 | 6 | По расписанию | практика | 1 | Упражнения обучающие дыханию | бассейн | Диагностика (входная) |
12 | 11 | 6 | По расписанию | практика | 1 | Упражнения обучающие дыханию | бассейн | Диагностика (входная) |
13 | 11 | 7 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Упражнения обучающие дыханию | бассейн |
|
14 | 11 | 7 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
15 | 11 | 8 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
16 | 11 | 8 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
17 | 12 | 9 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
18 | 12 | 9 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
19 | 12 | 10 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Упражнения, обучающие погружению и всплыванию | бассейн |
|
20 | 12 | 10 | По расписанию | демонстрация, практика, игра | 1 | Упражнения, обучающие погружению и всплыванию | бассейн |
|
21 | 12 | 11 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Упражнения, обучающие погружению и всплыванию | бассейн | Упражнение «Звездочка», |
22 | 12 | 11 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Упражнения, обучающие погружению и всплыванию | бассейн |
|
23 | 12 | 12 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Упражнения, обучающие погружению и всплыванию | бассейн | Упражнение «Звездочка», |
24 | 12 | 12 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков. | бассейн |
|
25 | 01 | 13 | По расписанию | практика | 1 | Закрепление приобретенных навыков. | бассейн |
|
26 | 01 | 13 | По расписанию | практика | 1 | Закрепление приобретенных навыков. | бассейн |
|
27 | 01 | 14 | По расписанию | практика | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
28 | 01 | 14 | По расписанию | практика | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
29 | 01 | 15 | По расписанию | практика, игра | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
30 | 01 | 15 | По расписанию | практика, игра | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
31 | 02 | 16 | По расписанию | практика, игра | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
32 | 02 | 16 | По расписанию | практика, игра | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн |
|
33 | 02 | 17 | По расписанию | беседа, игра | 1 | Упражнения обучающие скольжению | бассейн | динамики текущей успеваемости |
34 | 02 | 17 | Порасписанию | беседа, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
35 | 02 | 18 | По расписанию | практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн | динамики текущей успеваемости |
36 | 02 | 18 | По расписанию | практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
37 | 02 | 19 | По расписанию | практика, игра | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн | динамики текущей успеваемости |
38 | 02 | 19 | По расписанию | практика, игра | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн |
|
39 | 03 | 20 | По расписанию | практика (отработка навыков плавания ) | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн |
|
40 | 03 | 20 | По расписанию | практика (отработка навыков плавания ) | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн |
|
41 | 03 | 21 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн |
|
42 | 03 | 21 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Скольжение на груди с разучиванием движений ног | бассейн |
|
43 | 03 | 22 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
44 | 03 | 22 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
45 | 03 | 23 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
46 | 03 | 23 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление приобретенных навыков | бассейн |
|
47 | 03 | 24 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Имитация движения ног как при плавание кроль на груди | бассейн |
|
48 | 03 | 24 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Имитация движения ног как при плавание кроль на груди | бассейн |
|
49 | 04 | 25 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Имитация движения ног как при плавание кроль на груди | бассейн |
|
50 | 04 | 25 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Имитация движения ног как при плавание кроль на груди | бассейн |
|
51 | 04 | 26 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление пройденного материала | бассейн |
|
52 | 04 | 26 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление пройденного материала | бассейн |
|
53 | 04 | 27 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление пройденного материала | бассейн |
|
54 | 04 | 27 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление пройденного материала | бассейн |
|
55 | 04 | 28 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
56 | 04 | 28 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
57 | 05 | 29 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
58 | 05 | 29 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
59 | 05 | 30 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
60 | 05 | 30 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн | Диагностика |
61 | 05 | 31 | По расписанию | беседа, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн | диагностика |
62 | 05 | 31 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди. | бассейн |
|
63 | 05 | 32 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: свободное плавание | бассейн |
|
64 | 05 | 32 | По расписанию | беседа, демонстрация, практика, игра | 1 | Закрепление всего пройденного материала: свободное плавание | бассейн |
|
ИТОГО | 64 |
*Продолжительность занятия до 20 мин.
Условия реализации.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в бассейне. При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:
№ | Наименование оборудования | Количество |
1 | Доски плавательные | 15 |
2 | Ласты | 9 |
3 | Нарукавники | 12 |
4 | Кольца тонущие разноцветные | 11 |
5 | Мячи резиновые | 10 |
6 | Пояс поддерживающий | 5 |
7 | Обруч пластмассовый маленький с поролоном | 10 |
8 | Ромашка зеленая | 4 |
9 | Колобашки | 11 |
10 | Нудлы | 10 |
11 | Дорожка | 1 |
12 | Соединительные муфты Большие маленькие | 15 |
13 | Кольца резиновые черные | 10 |
14 | Часы настенные | 1 |
15 | Игра кольцеброс | 2 |
16 | Летающие рыбки (набор плавающих игрушек) | 6 |
17 | Кольцо баскетбольное | 2 |
18 | Дуги подводные | 8 |
19 | Дельфинчики тонущие | 12 |
20 | Обручи подводные стоячие | 4 |
21 | Цветной поплавок (человечек) | 2 |
22 | Диски тонущие | 4 |
23 | Модули присоски | 4 |
24 | Мяч надуной ПВХ | 3 |
25 | Сетка волейбольная | 1 |
26 | Кольца тактильные | 2 наб.* 4шт |
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.
Кадровые условия: К реализации курса допускаются педагоги имеющие образование, соответствующее профилю программы.
5. Перечень литературных источников
1. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
2. Воронова Е.К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
3. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
4. Карпенко Е. Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
5. Постановление главного санитарного врача РФ от22.07.2010.
6. Сафонова Ж.Б., Гусева Л.В. –« Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах». Омск 1997.
7. Воронова Е.К. «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
8. Баранова В.Г., Маханева М.Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.
9. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
10. «Радуга» Примерная основная образовательная программа дошкольного, авторский коллектив: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А.Екжанова; науч. рук. Е. В. Соловьёва. Москва, Просвещение, 2014 год.
Приложение 1.
МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мониторинга плавательных умений обусловила его задачи:
1.проанализировать качество усвоения плавательных навыков и умений детьми;
2.выявить индивидуальную динамику усвоения плавательных умений;
3.обозначить перечень проблем, которые необходимо вынести на обсуждение с целью устранения или коррекции.
Разработанная система мониторинга позволяет подойти к оценке качества плавательных умений дифференцированно. Для детей, имеющих группу здоровья ниже 3, в данном случае от количественных параметров следует отказаться с медицинской точки зрения, а учитывать только качественные показатели.
Диагностика специальной подготовки по плаванию первый год обучения (дети 4-5 лет)
№ п/п | Ф.И ребенка | Погружение в воду с головой | Скольжение на груди | Скольжение на спине | Плавание кролем на груди | Плавание кролем на спине | уровень | ||||
сек. | с доской | без доски | с доской | без доски | с доской | без доски | с доской | без доски |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 лет ( первый год обучения)
Вдох и выдох в воду.
Методика оценки:
И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Уровень | Длительность выдоха (секунд) | Количество вдохов и выдохов | Оценка пузырей | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | ||
Высокий | 3,1 | 3,0 | 4 | 3 | активное пускание пузырей |
Средний | 2,1 | 2,0 | 3 | 2 | редкие воздушные пузыри |
Низкий | 1,1 | 1,0 | 2 | 1 | нет воздушных пузырей |
Лежание на груди
Методика оценки:
И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Уровень | Оценка уровней | ||
Мальчики | Девочки | ||
Высокий | 5,0 | 4,5 | подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты, свободно лежит на груди и на спине |
Средний | 4,0 | 3,5 | подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях |
Низкий | 1,3 | 1,3 | плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна |
Скольжение на груди с опорой.
Методика оценки И.п.: стоя спиной к борту бассейна, в руках доска, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок обеими ногами от борта. Скольжение выполняется до полной остановки. Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.
Уровень | Оценка уровней | ||
Мальчики | Девочки | ||
Высокий | 3.5 метра | 3 метра | сильный толчок от опоры; голова опущена в воду. |
Средний | 3 метра | 2 5 метра | подбородок лежит на поверхности воды. |
Низкий | 2 метра | 1.5 метра | плечи находятся над поверхности воды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ «В ЦАРСТВЕ РУСАЛОЧКИ И ВОДЯНОГО» (групповые занятия)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по обучению детей 4-7 лет плаванию «В царстве Русалочки и Водяного»....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 4-5 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 4-5 лет)....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 5-6 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «В царстве Русалочки и водяного» (групповые занятия для детей 5-6 лет)....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «Осьминожки» (индивидуальные занятия для детей 1-3 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «Осьминожки» (индивидуальные занятия для детей 1-3 лет)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ «В ЦАРСТВЕ РУСАЛОЧКИ И ВОДЯНОГО» (индивидуальные занятия)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности по обучению детей плаванию для детей 4-7 лет «В царстве Русалочки и Водяного» (индивидуальные заняти...