«Нетрадиционные формы организации НОД по ФИЗО в ДОУ»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
НОД как форма работы по физической культуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и развивающих задач. Если физкультуру постоянно проводить в традиционной форме то это может привести к снижению интереса к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию НОД, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло - ролевой принцип подбора движений. А правильная организация среды обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, т.е. самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного действия на здоровье и физическое развитие обеспечит психоэмоциональный комфорт ребенка и сформирует навыки поведения в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 365.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные формы организации НОД по ФИЗО в ДОУ»
(Мастер – класс выступление на МО старших групп)
Подготовила
Воспитатель ВКК:
Первухина Л.В.
Сегодня мы поговорим с вами об альтернативных формах проведения НОД по физической культуре в нашем детском саду.
НОД как форма работы по физической культуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и развивающих задач. Если физкультуру постоянно проводить в традиционной форме то это может привести к снижению интереса к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию НОД, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло - ролевой принцип подбора движений. А правильная организация среды обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, т.е. самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного действия на здоровье и физическое развитие обеспечит психоэмоциональный комфорт ребенка и сформирует навыки поведения в обществе.
Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер- оригинальный или супер - инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий.
Какие же альтернативные варианты проведения НОД я использую в своей работе.
-НОД с элементами здоровьесбережения:
-вводная медитация помогает создать положительный эмоциональный настрой у детей, устраняют замкнутость. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающие детям лучше представить тот или иной образ, войти в него и мотивировать на дальнейшую деятельность. Например: «Секрет здоровья отправляемся искать
Нам много трудностей придется испытать
К здоровью отнесемся мы серьезно
Все в наших силах, значит все возможно»
«Здравствуй, солнышко, дружок» (самомассаж) и т.д.
- с элементами психогимнастики (этюды, упражнения, игры). Используя их, развиваем у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности. Такие этюды как «Штанга», «Шалтай-болтай», «Снежная баба» и многие другие помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение. Дети учатся не только расслабляться, но и распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных.
- релаксация в форме различных видов гимнастик, речёвок в заключительной части НОД. Они помогает ребенку снять усталость, привести в норму сердечную и дыхательную деятельность. А рефлексия в форме таких вопросов как: Где вам может пригодиться то, чему вы научились?, Что вам было трудно?, Что нужно делать, что бы все получилось? и т.д. оценить свои достижения и достижения своих друзей.
НОД, построенное на закрепление определенного вида движения.
(Равновесие, прыжки, метание, ползание и лазанье, владение мячом).
НОД дает возможность потренироваться в технике его выполнения с использованием разного оборудования с учетом правильной нагрузки на разные группы мышц. Структура занятия может быть изменена за счет исключения ОРУ. Нельзя использовать этот вид движения в водной части и подвижной игре.
Другой способ организации НОД - круговая тренировка- используется в работе со старшими дошкольниками. Эта форма работы развивает у детей моторную память, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, творческое мышление, самостоятельность в выполнении движений. Это занятие проводится на закрепление двигательных навыков. Эффективность и результативность данного вида занятия достигается путем использования карточек-схем. Например, весь зал делиться на станции от4до6, на каждой станции лежит карточка с графическим изображением данного движения и количеством его повторений, подгруппы детей по сигналу переходят со станции на станцию по кругу и смотрят по карточкам, что им предстоит делать, время пребывания на каждой станции 2мин. Данный способ организации НОД можно использовать в форме полосы препятствий, игровых занятиях-эстафетах. На таких занятиях у детей развивается самостоятельность, самоконтроль и самоорганизация, устойчивый интерес к двигательной активности, волевые и физические качества, повышается моторная плотность занятия.
Форма проведения НОД на подвижных и спортивных играх снимет напряжение после любого занятия и обеспечивает положительные эмоции детей. Она направлена на закрепление движений в условиях меняющейся игровой обстановки. Физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость развиваются и совершенствуются в процессе игр. Подбирать игры к занятиям в соответствии с постав ленными задачами нужно с учетом ОВД.
Сюжетно – игровые занятия, в которых содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом, построенном на сказочном или реальном сюжете. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей. Программа «Истоки» дает нам возможность применять свой творческий потенциал в данном направлении с помощью составления тематических недель на учебный год.
НОД, построенные с элементами музыкально-ритмических движений. Веселая музыка, высокая двигательная активность создают радостное, приподнятое настроение.
НОД с элементами футбола. Мяч – футбол мы можем использовать только в подвижных играх, т.к их количество не соответствует количеству детей. Эти занятия несут оздоровительный характер, формируют правильную осанку и отлично поднимают настроение.
Занятия на спортивном комплексе позволяют детям выполнять ОВД (лазанья по канату и подвижной лестнице, раскачивание и висы на кольцах, подьем и спуск по альпинисткой горке), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и достижения.
НОД с применением нестандартного физкультурного оборудования, направленного на физкультурно - оздоровительную работу с детьми. Яркие пособия способствуют длительному удержанию интереса к занятиям
-расширению физических возможностей детей
-развитию двигательного воображения у детей
-укреплению здоровья детей
-привлечение семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей. Это оборудование многофункционально, может быть использовано в разных направлениях развития детей.
Итак, я хочу подвести небольшой итог своему выступлению, с использованием альтернативных форм организации НОД по физкультуре:
-повышается моторная плотность занятия
-у детей создается устойчивый интерес к НОД
-дети творчески и осмысленно относятся к выполнению движений
-развивается самостоятельность и самоконтроль
-применение нетрадиционных форм помогает добиваться техничного выполнения упражнений
-дети хорошо справляются с нормативами по физической культуре.
А для меня главный показатель удачно проведенного занятия - довольные и веселые лица ребят, выходящих из спортивного зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"
Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии а...
Дискуссия "Нетрадиционные формы организации общения"
Городское управление образования Администрации г. АбаканаМБДОУ «Детский сад «Машенька» В рамках панорамы творческих открытых собраний «Нетрадиционной формы организац...

Нетрадиционые формы организации в экологическом образовании дошкольников в соответствии с ФГТ
Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются ...

Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников
Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников...
Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....
Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Нетрадиционные формы организации детей на занятиях по развитию математических способностей
Свобода мысли, радость общение со взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить ...