Методика обучения ходьбе
учебно-методический материал по физкультуре

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность. стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика обучения ходьбе15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ходьба

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Умение ходить формируется у него в конце первого - начале второго года жизни. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность. стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию. В ходьбе активно учавствует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включаются до 56% мышц тела. Присоблюдении правильной техники ходьбы значительно урепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируется дыхательная и сердечно-  сосудистая ситемы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразно и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаютс поочередно в направлении вперед-назад согласованно с движениями рук. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. 

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы "шлепает". Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало учавствуют в движении. Эти особенностью ходьбы вызваны слабостью мышц, учавствующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или рассляблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Методика обучения ходьбе

До овладения ходьбой ребенок проходит как бы ряд подготовительных к ней двигательных действий, имеющих большое значение для укрепления мышц и формирования координации. Поэтому уже на первом году жизни следует создавать необходимые условия и проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Правильное обучение ходьбе основывается на знании возрастных особенностей детей, уровня развития движений и двигательных качеств - быстроты, ловкости и выносливости.

При обучении малышей наиболее эффективен показ движений. Неточные и порой непонятные указания воспитателя отвлекают, путают ребенка, заставляют его обращать излишнее внимание на какое либо одно движение, разлаживают уже имеющуюся у них координацию. Показывая ходьбу, воспитатель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов, не утрируя хорошую осанку.

В обучении ходьбе старших дошкольников уже большее место занимает объяснение правильных навыков, сознательное стремление двигаться красиво, легко, ритмично, с хорошей осанкой. Однако для всех детей дошкольного возраста при обучении ходьбе не следует злоупотреблять  объяснениями. Целесообразно давать больше упражнений в ходьбе, разнообразить задания и игры. Не следует начинать обучение с ходьбы в колонне друг за другом, так как детям с еще неустойчивым навыком трудно приспосабливаться к темпу и длине шага идущего впереди.Малыши часто наталкиваются на впереди идущего или, наоборот, отстают. Упражняядетей в ходьбе, их надо расположить так, чтобы они не мешали друг другу, например свободной группой или в шеренгу. Нужно указать детям направление, по которому надо двигаться, дать интересное задание - дойти до дерева, большого камня, до флажка, игрушки и т.п.

Для поддержания хорошего эмоционального настроения детей следует варьировать задания в ходьбе; вносить игровые элементы, менять направление или темп ходьбы, чередовать видыходьбы, сочетать ее с дургими движениями - перешагиванием, подлезанием, подскоками и др.

Темп ходьбы чаще всего регулирется хлопками, ударами в бубен, барабан, подсчетом. По возможности можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка способствует равномерному, легкому и красивому передвижению детей. Ускоряя или замедляя темп, увеличивая или уменьшая громкость, звучания, педагог обучает детей быстрой и медленной ходьбе, различными ее видами (на носках, напятках, в приседе и т.п.)

Не следует стремиться, чтобы дети во время ходьбы увелививали длину шага или темп передвижения. Этим нарушается ритм, равномерность, естественность движений, расстраивается координация. Длина шагов при ходьбе возрастает постепенно и зависит от роста детей. Ребенок небольшого роста, как правило, идет более мелкими и частыми шагами, чем его высокий сверстник.

Для детей, начинающих ходить, необходима ровная и достаточно твердая поверхность - пол, утрамбированная дорожка - без подъемов и спусков, так как малыш еще не может притормозить на спусках. Двух-трехлетние дети уже свободно ходят по песчанным и травяным дородкам, сходят с небольшой пологой горки. Старшим детям можно предложить пройти по каменистым дорожкам или тропинкам, имеющим выступающие корни деревье, или подняться на крутую горку и спуститься с нее. В целях профилактики плоскостопия, для правильного формирования своды стопы применяется ходьба по гальке, рейкам или палочкам, положенным на пол так, что на них приходилась середина стопы. По возможности нужно чаще предлагать детям ходить летом босиком. Используя ходьбу на местности, дети усваивают, что в зависимости от условий меняется длина шага - небольшими шагами ходят по песку, в горку; широким шагом -  по ровному месту, пологому склону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...

Доклад.Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и методику обучения ходьбе в разных возрастных группах.

Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и  методику обучения ходьбе в разных возрастных группах....

Методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах

Методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах...

Методика обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста

для консультации родителям и педагогам по методике обучения ходьбе на лыжах  для детей дошкольного возраста...

Методика обучения детей дошкольного возраста бегу, ходьбе, строевым упражнениям.

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу, ходьбе, строевых упражнений....

Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте.

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный п...

Методическая разработка "Ходьба. Техника различных видов ходьбы. Методика обучения различным видам ходьбы детей разных возрастных групп"

Ходьба — это двигательный навык, который представляет собой цепь последовательно закреплённых условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически без участия сознания....