Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут быть игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_hodbe_na_lyzhah_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте.
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут быть игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость.
На физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами). Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата.
С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, ходьба по качающемуся бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же подготовительный период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями.
Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.
Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку,или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег, взявшись за руки) – для пятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) – для детей 6-7 лет. Пробежка должна чередоваться с ходьбой
Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.
Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям.
Задачи обучения:
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать равновесие.
3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.
5. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.
6. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.
7. Познакомить детей с торможением лыжами «упором».
Перед выходом на снег хорошо провести с детьми беседу: «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т. д.). Первые 2-3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище слегка наклонено в перед, руки полусогнуты и опущены в низ. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей.
Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног.
Ходьба по учебной лыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения.
Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.
В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне.При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага:
- правильность исходного положения, посадки лыжника;
- сохранение равновесия при скольжении;
- длительное скольжение на одной ноге;
- соблюдение перекрёстной координации рук и ног.
Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения.
Дети 5-6 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка».
В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.
Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.
Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх:
«Шире шаг», «Не задень» и др.
Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.
Содержание заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.
Требования к результатам освоения техникой ходьбы на лыжах
К концу года дети должны знать:
• правила безопасности при лыжных прогулках;
• название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер»,«солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
• способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
• проявляет ответственность за начатое дело;
• имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Заключение.
Каждый ребенок – яркая индивидуальность. И нужно уметь найти к нему правильный подход.
Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений.
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально - волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. "Обучение ходьбе на лыжах в старшей группе"
МБДОУ Темниковский детский садкомбинированного вида "Золотой петушок" Семинар-практикумдля педагогов."Обучение ходьбе на лыжах в старш...
Семинар-практикум для педагогов. "Обучение ходьбе на лыжах в старшей группе"
МБДОУ Темниковский детский садкомбинированного вида "Золотой петушок" Семинар-практикумдля педагогов."Обучение ходьбе на лыжах в старш...
Семинар-практикум для педагогов. "Обучение ходьбе на лыжах в старшей группе"
МБДОУ Темниковский детский садкомбинированного вида "Золотой петушок" Семинар-практикумдля педагогов."Обучение ходьбе на лыжах в старш...
Методика обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста
для консультации родителям и педагогам по методике обучения ходьбе на лыжах для детей дошкольного возраста...
«Особенности обучения детей ходьбе на лыжах» в старшем дошкольном возрасте. (Консультация)
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает ...
Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений.
Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений....
- Мне нравится (1)