Развитие координационных способностей у дошкольников (младший возраст)
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)
Хочется рассказать подробно рассказать о самом понятии "координационные способности" и дать рекомендации для родителей, как можно помочь развить координацию у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rzvitie_koordinatsii_u_doshkolnikov.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика координационных способностей и ловкости
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн).
Объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).
Координация движений – это преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы.
Координированнность – это результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. (Ю.Ф. Курамшин)
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).
Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний.
Основой координационных способностей являются:
1. Гармоничность центральной нервной системы (гибкость процессов возбуждения и торможения).
2. Уровни развития физических качеств (развитие гибкости, динамической силы, скоростных способностей).
3. Двигательный опыт (набор разнообразных навыков и двигательных умений).
4. Умение моментально расслабляться во время выполнения двигательных действий (например, в действиях скоростно-силовой направленности).
5. Антиципация (умение предугадывать результат своих вероятных двигательных актов и возможных действий конкурента или партнера).
6. Находчивость, способность к неожиданному изменению условий, достижение двигательной задачи в разных ситуациях и т.д [5].
Так как координационные способности имеют комплексный характер, то
отсутствует показатель уровня их развития. Используются критерии, основными из которых являются:
1. Трудность выполнения двигательного действия со стороны биомеханики.
2. Время освоения новой комбинации или какого-либо движения. Чем меньше время, тем лучше развиваются координационные способности.
3. Время, требующееся для изменения двигательной деятельности в соотношении с меняющейся ситуацией. Умение определить наиболее удачный сценарий решения двигательной задачи считается достоверным показателем координационных способностей.
4. Устойчивость при равновесии.
5. Четкость выполнения двигательного действия по динамическим, временным, пространственным характеристикам техники.
6. Рентабельность двигательной деятельности, связанная с расслаблением в ходе выполнения движений. Излишняя мышечная напряженность говорит о низких координационных возможностях.
Классификация координационных способностей в детском спорте
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
- - способность к реагированию;
- - способность к равновесию;
- - ориентационная способность;
- - дифференцированная способность (способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения);
- - ритмическая способность.
Способность к реагированию - это способность быстро и точно выполнять движения определенно сигналу. Выделяют зрительно- моторную и слухо-моторную реакции. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. (Старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом).
Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тела в сложных для сохранения равновесия условиях. Выделяют статическое и динамическое равновесие. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, лазание и так далее. Для совершенствования вестибулярной функции нужно использовать упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. (Кувырок вперед, перекат в сторону, колесо).
Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, а также с учетом меняющейся ситуации или движущегося объекта. (Вольные упражнения в спортивной гимнастике, акробатические прыжки, выход после прыжка в три оборота).
Способность к дифференцированию - это способность к достижению высокой точности отдельных частей и фаз движения и движения в целом. (Бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске).
Ритмическая способность - это способность определять характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. (Выполнение вольных упражнений под музыку). (Матвеев Л.П.)
Средства развития координационных способностей
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей. (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).
Развитие координации у детей дошкольного возраста
Координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность ребенка и всячески ей способствовать!
Игры на развитие координации
Колокольчик
Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.
Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.
Достань-ка
Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.
Попадай-ка
Игра учит попадать в цель с расстояния.
Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.
Правила: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20–30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.
Закрепление: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!
Снежки
Игра учит попадать в цель с расстояния и в движущуюся цель
Правила: зимой очень много развлечений на улице. Поиграйте в снежки — это полезное и веселое занятие для малышей. У кого больше попаданий в цель — например, в горку или в ствол дерева, тому — приз.
Закрепление: снежки можно бросать в ведерко или коробку.
Дорожка препятствий
В дождливую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиграйте дома: устройте дорожку препятствий. Например, ребенок должен спрыгнуть со стульчика, пройти по «канату» (веревке, лежащей на полу), подлезть под веревку, пропрыгать на одной ноге до стульчика, где лежит флажок, колокольчик, лента и пр., и поднять этот предмет. Если ребенок пройдет всю полосу препятствий, ни разу не ошибившись, — дайте ему приз! Он — победитель!
Полосу препятствий можно менять и дополнять: бросить мяч в корзинку, прокатить мяч по дорожке и т. п.
«Девочка на шаре»
У многих дома есть большие мячи, на которых полезно делать упражнения, лежа на спине, на животе; перекатываться, отталкиваясь руками от пола; садиться и ложиться. Придумайте вместе с ребенком интересные и полезные упражнения. Предложите ему перевоплотиться в циркового артиста — гибкого гимнаста. И вы увидите, на какие чудеса способен ваш малыш.
Вышибалы
В эту игру нужно играть втроем. Двое участников стоят на расстоянии друг от друга, третий — в середине. Играющим нужно, бросая мяч, задеть участника, стоящего в центре. А его задача — увернуться в сторону. В эту игру можно играть на прогулке, на пикнике, на пляже.
Мячик, мячик, ловко скачет
Сколько занимательных упражнений можно придумать с мячом! Бросать и ловить его; кидать в висящую корзину; бросать мяч, хлопать в ладоши и ловить его; бежать и отбивать его на ходу; вести мяч до прочерченной линии; отбивать его и считать количество ударов и т. д. Такие игры отлично развивают ловкость и координацию движений.
Накинь-ка
Хорошо развивает ловкость и координацию движений набрасывание колец на крючки, висящие на стене, на шею игрушечных утки, жирафа. Или пусть взрослый держит в руке палку, а ребенок будет накидывать на нее кольца.
Аккуратно по шнуру
Оборудование: шнур длиной 4—6 м.
Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).
Преодолей коридор
Оборудование: 6 стульев.
Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.
Варианты. Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.
При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.
Кривая дорожка
Оборудование: 4 стула.
Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.
Вариант. 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.
Дорожка по доске
Оборудование: доска.
Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.
Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.
Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.
С кочки на кочку
На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.
Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»
В данном занятии представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образова...
«Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки и начальной спортивной специализации (тренировочный этап 1 и 2 г.о.) по прыжкам на батуте»
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени нап...
Статья "Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...