Рабочая программа инструктора по физической культуре в ДОУ
рабочая программа по физкультуре

Оксана Михайловна Воронкина

Рабочая программа-нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, разработанный на основе основной обшеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Е.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Рабочая программа составлена в соответствии с утверждённым Положением об основной образовательной программе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fk_2019.docx93.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Принято:

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 27.09.2021г.

Утверждено:

Приказом заведующего

МДКОУ «Детский сад «Улыбка»

№ 67 от 27.09.2021г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Воспитателя по физической культуре

        срок реализации 1 год.        

Составитель программы

Воспитатель:

Воронкина О.М.

        

2021-2022г.


 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

             1.1.Пояснительная записка

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.      

 Рабочая программа по реализации образовательной  области « Физическое  развитие»   (Далее - Программа) разработана в соответствии с  основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы » авторов Н.Е. Веракса ,  Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой,   в соответствии с ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса    муниципального дошкольного казённого  образовательного учреждения  «Детский сад «Улыбка»:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее - ФГОС ДО);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014;
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации   режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049 – 13)
  • от 27 августа 2015 г. N 41 "О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
  • Постановление  Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  • Основной  образовательной программой  дошкольного образования МДКОУ «Детский сад «Улыбка» с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» авторов Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ;
  • Уставом ДОУ.

Цели, задачи  и принципы реализации Программы

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечить  равные  возможности  для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
  • объединить  обучение и воспитание  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить  психолого-педагогическую  поддержку семьи,  повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечить  преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольника;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.3.Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.

  • изменение детерминанта, взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах и стадиях развития (при этом биологический фактор влияет на процесс развития всё менее прямо, преломляясь через особенности социальных условий жизни и взаимоотношений ребёнка) при сохранении такого качества, как пластичность нервной системы и психики ребёнка;
  • стадиальность и опосредованность развития ребёнка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;
  • гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов, их социальная опосредованность заложенными в культуре способами ориентировки и взаимодействия с первыми педагогами (родителями и воспитателями) и  сверстниками;
  • дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, функциональных систем, связанных с произвольной организацией деятельности ребёнка;
  • наличие сензитивных периодов развития  (сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.) для тех или иных психических процессов и форм общения  со взрослыми и сверстниками, способностей ребёнка и его компетенций, интегральных качеств личности;
  • амплификация (обогащение) детского развития за счёт формирования системы ориентировок в окружающем мире и расширение способов переживания, познания и преобразования, изменения смыслов педагогического взаимодействия;
  • скачкообразность развития, обусловленная характером формирования психологических новообразований и освоения социальной позиции, противоречием между тем, что ребёнок хочет и может, и тем, что мог и хотел в освоенном периоде развития;
  • подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм с способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции ( от адаптации и социализации к самоутверждению и индивидуализации).

  1. Планируемые результаты  основания программы (целевые ориентиры).
  1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры в раннем возрасте (от 1,6 до 3 лет)

К трём годам ребёнок:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает название бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по  напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их
  • Владеет активной  речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует  в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно – ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание и пр.). С интересом участвует  в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
  1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстниками, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанников.

1.1. Образовательная область «Физическое развитие»

« Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно– двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового  образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

             ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.  Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного  физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке  при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

  1. СОЖЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2.1.Формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

 Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

2.2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем

слезать с него. Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения

навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. Д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, на стольный теннис, хоккей, футбол)

2.3. Культурные практики и формы деятельности,                              связанные с реализацией программы

Культурные практики представляют собой разнообразные,  основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта , складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребёнка. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают  реализацию универсальных культурных умений ребёнка. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребёнок;
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Данные культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребёнка и взрослого, группы детей (рис.4)

При этом используется комплекс здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающая образовательная технология  - система, создающая максимально возможные специальные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования образовательного пространства.

            В неё входят:

  • анализ данных мониторинга состояния здоровья и уровня физического развития детей в процессе реализации технологии и её коррекция в соответствии с результатами полученных данных;
  • учёт возрастных особенностей детей при реализации здоровьесберегающей технологии;
  • создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии здоровьесбережения;
  • использование разнообразных видов активной здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

2.4  Способы поддержки детской инициативы

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.
  • Рассказывать детям об их реальных, а так же возможных в будущем достижениях.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.
  • Помогать ребёнку, найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости.
  • В ходе занятий и повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а так же их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат. В равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; проявлять деликатность и тактичность.

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения. Внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интелектуальному труду.
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
  • Обеспечивать условия для музыкальной импровизации движений под популярную музыку.
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только один на один. А не на глазах у группы.
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого. Не навязывая им мнения взрослых.

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать на протяжении ООД положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку.
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Поощрять желание создавать чего – либо по собственному замыслу; обращать внимание на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу).
  •  Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

Приоритетная сфера инициативы  - научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей способов совершенствования в физическом развитии.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, совершенствование умений и навыков и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при  обучении новым видам деятельностью
  • Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Поддерживать чувство гордости за свои успехи и удовлетворение результатами..
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

2.5. Формы сотрудничества с семьями воспитанников по физическому развитию

Образовательная область

Формы сотрудничества с семьями воспитанников

Физическое развитие

  1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДО и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
  2. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  3. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДО и семье:
  • Зоны физической активности,
  • Закаливающие процедуры,
  • Оздоровительные мероприятия и т.п.
  1. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДО.
  3. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
  4. Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
  5. Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДО с медицинскими учреждениями.
  6. Проведение совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДО.
  7. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
  8. Определение и использование здоровьесберегающих технологий.

           

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация режима пребывания детей в группе ДОО

Режим дня в группах устанавливается с учётом СанПиН 2.4.1.3147 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда»:

Общие требования к режиму дня:

  • Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 8 лет составляет 5,5 – 6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Дневной сон

  • Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.

Двигательный режим

  • Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учётом состояния здоровья, возраста детей и времени года»

Модель двигательного режима

Деятельность

Группа

Младшая

Средняя

Старшая

Подготови-

тельная к школе

1

2

3

4

5

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно

3 – 5 мин

Ежедневно

 5 – 7  мин

Ежедневно

7 – 10 мин

Ежедневно

10 – 12мин

Утренняя гимнастика

- // -

- // -

- // -

- // -

Физкультминутки

2 – 3 мин

2 – 3 мин

2 – 3 мин

2 – 3 мин

Музыкально – ритмические движения

ООД по музыкальному

развитию

6 – 8 мин

ООД по музыкальному

развитию

8 – 10  мин

ООД по музыкальному

развитию

10 - 12мин

ООД по музыкальному

развитию

12 – 15 мин

ООД по физическому развитию

(2 в зале, 1 на

улице)

2 раза в

неделю

10 – 15мин

3 раза в

неделю

15 – 20мин

3 раза в

неделю

15 – 20 мин

3 раза в

неделю

25 - 30 мин

Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы

Ежедневно не менее двух игр по 5 – 7мин

Ежедневно не менее двух игр по 7 – 8мин

Ежедневно не менее двух игр по 8 – 10мин

Ежедневно не менее двух игр по 10 - 12мин

Оздоровительные мероприятия: гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

6 мин

Ежедневно

7 мин

Ежедневно

8 мин

Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика

Ежедневно сочетая упражнения по выбору

3 – 5 мин

Ежедневно сочетая упражнения по выбору

6 - 8 мин

Ежедневно сочетая упражнения по выбору

8 - 10 мин

Ежедневно сочетая упражнения по выбору

10 - 15 мин

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по

10 – 15 мин

1 раз в месяц по

15 – 20 мин

1 раз в месяц по

25 – 30 мин

1 раз в месяц по

30 – 35 мин

Спортивный праздник

2 раза в год по 10-15мин

2 раза в год по 15-20мин

2 раза в год по 25-30мин

2 раза в год по 30-35мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течении дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных  данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя.

Организация прогулок

  • Сумарная продолжительность ежедневных прогулок в течение дня составляет 3 – 4 часа. Продолжительность прогулки определяется воспитателем в зависимости от климатических условий.
  • Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
  • Для организации прогулок используются оборудованные детские площадки. Допускается использование внутридомовых территорий,скверов и парков.

Образовательная деятельность

  • При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой деятельности, продолжительность занятий составляет: для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 8 лет  - не более 30 минут. Занятия рекомендуется организовывать в первой половине дня. Перерывы между такими занятиями должны составлять не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
  • При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой деятельности, в том числе в форме мастерских, секций экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется».

В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определённый баланс различных видов деятельности.

Режим дня

МДБОУ «Детский сад «Улыбка»

на 2019 – 2020 учебный год

( холодный период года)

Режимные моменты

Вторая группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготови-

тельная группа

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00 – 8.10

7.00 – 8.20

7.00 – 8.25

7.00 – 8.25

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 – 8.40

8.20 – 8.50

8.25 – 8.50

8.25 – 8.50

8.30 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.40- 8.50

8.50 – 9.20

(по подгруппам)

8.50 – 9.00

(по подгруппам)

8.50 -9.00

8.50 -9.00

8.50 -9.00

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

8.50 – 9.20

(по подгруппам)

9.00 – 9.30

9.00 – 9.50

9.00 – 10.30

9.00 – 10.50

Второй завтрак

9.20 – 9.30

9.30  – 9.50

9.50 – 10.00

10.30 – 10.50

10.50 – 11.00

Подготовка к прогулке, прогулка

9.30 – 11.10

9.50 – 11.50

10.00 – 12.15

10.50 – 12.30

11.00 – 12.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.10 – 11.40

11.50 – 12.00

12.15 – 12.30

12.30 – 12.40

12.40 – 12.50

Подготовка к обеду, обед

11.40 – 12.10

12.00 -12.30

12.30 – 13.00

12.40 – 13.10

12.50 – 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

12.10 -15.00

12.30 – 15.00

13.00 – 15.00

13.10 – 15.00

13.15 – 15.00

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.00 – 15.25

15.00  -  15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Полдник уплотнённый

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

15.25 – 15.50

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.45 – 16.20

15.45 – 16.30

15.50 – 16.30

15.45 – 16.30

15.45 – 16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20 – 17.30

16.30 -18.00

16.30 – 18.00

16.30 -18.00

16.40 – 18.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

17.30 – 19.00

18.00 – 19.00

18.00 – 19.00

18.00 – 19.00

18.00 – 19.00

Уход домой

17.00 – 19.00

17.00 – 19.00

17.00 – 19.00

17.00 – 19.00

17.00 – 19.00

1.

Базовая (инвариантная) часть

Количество занятий в неделю

2 группа раннего возраста

младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит.

к школе группа

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. А. Васильевой,

Т. С. Комаровой

1.1.

Физическая культура в помещении

Физическая культура на прогулке

2 раза в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

Особенности традиционных праздников, событий, культурно – массовых и спортивных мероприятий

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка
  • окружающей природе
  • миру искусства и литературы
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
  • сезонным явлениям
  • народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Спортивные праздники и развлечения (Приложение  …  )

Основные требования к организации предметно – пространственной среды

Программа не предъявляет каких – то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно – пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. Программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное соблюдать требования ФГОС ДО  и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Развивающая предметно – пространственная среда дошкольной организации должна быть:

  • содержательно – насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически – привлекательной.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкально - спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство музыкально - спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательной программы, реализуемой  в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для основных видов движения: гимнастическая скамейка, доска с ребристой поверхностью, дорожка – змейка (канат, коврик массажный, коврик со следочками, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол, кегли, кольцеброс, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячи средние, мячи малые, мяч для волейбола, мяч для футбола, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное, дуга большая, дуга средняя, дуга малая, туннель.

Для общеразвивающих упражнений: флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные (обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые, гантели)

Для подвижных игр и эстафет: Маски, шапочки, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, шайбы, ворота, платочки, прищепки, «гонзики» (пальчиковая гимнастика, муляжи овощей и фруктов, ракетки для бадминтона, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисные мячики.

Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование спортивного зала  безопасное,   эстетически  привлекательное,  здоровьесберегающее,  развивающее,  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации. Спортивное оборудование зала соответствует возрасту и росту детей.

Безопасность: все спортивное оборудование и инвентарь изготовлено из безвредных для здоровья детей материалов и имеет документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Все приобретаемое оборудование соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и национальными стандартами. Спортивное оборудование закреплено и проверено, на основании чего составлен акт испытания спортивного оборудования и инвентаря.

Все оснащение спортивного зала эстетически привлекательно, имеет современный дизайн, яркую окраску и изготовлено из современных материалов. Все оборудование и оснащение зала проходит санитарную обработку в соответствии с нормами СанПиН и могут быть подвержены влажной уборке и дезинфекции, рабочий инвентарь ежедневно промываются проточной водой с мылом. В спортивном зале созданы все условия для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка и обеспечение его эмоционального благополучия. Предметно-пространственная среда зала обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых. Спортивный зал имеет хорошее естественное освещение в качестве 3 больших окон, и в дополнение 11 люминесцентных светильника (потолочных плафона). Полы покрыты коврами. Стены ровные, гладкие окрашены в светлый тон. Системы отопления закрыты панелями и не выступают из плоскости стены. Вентиляция обеспечивается естественным путем проветривания через окна и фрамуги.

Пожарная безопасность: спортивный зал имеет два эвакуационных выхода, по центру потолка размещены 3 датчика пожарной тревоги на случай задымления.

Трансформируемость предметно-пространственной среды спортивного зала подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения ООД. В теплое время года зарядка и непосредственно образовательная деятельность провидится на спортивной площадке, так же используется и асфальтированная территория детского сада для проведения спортивных эстафет и кроссов для детей старшего дошкольного возраста. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые располагаются на открытых полках и стеллажах находящихся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Инвентарь можно перемещать, переставлять с одного места на другое в зависимости от образовательной ситуации, и поставленной задачи.

Все пособия спортивного зала полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.

Спортивно – игровые пособия, спортивное оборудование, а также спортивный инвентарь периодически меняется, появляются новые спортивные пособия и предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. В зависимости от времени года или проектной деятельности ДОО в спортивном зале меняются наглядные и дидактические пособия, а так же игровой материал, также меняется и оформление фото стенда «Физкультурный уголок». Таким образом, развивающая среда является вариативной.

Предметно-пространственная среда спортивного зала спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОО, с учетом принципа интеграции образовательных областей и должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Организация предметно-пространственной среды в спортивном зале построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Например: для девочек в спортивном зале есть гимнастические ленты, обручи, скакалки, а для мальчиков имеются футбольные мячи, боулинг, гантели и многое другое.

Педагогическая диагностика

Мониторинг динамики развития детей осуществляется с использованием пособия для воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов – психологов (методические рекомендации для заполнения карт по мониторингу динамики развития детей). Авторы составители: Оловаренко Л.В., доцент кафедры ДиНО ОГБОУ  ДПО  КИРО;  Пирминова Л.Я., преподаватель кафедры ДиНО ОГБОУ ДПО  КИРО.

Пособие поможет педагогам дошкольной организации построить индивидуальную траекторию воспитания и развития  каждого ребёнка в зависимости от его конкретных результатов.

Основной целью мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми динамики развития.

Диагностика педагогического процесса осуществляется с использованием пособия «Педагогическая диагностика к комплексной  образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

Педагогическая диагностика детей направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия условий, созданной в образовательной организации, актуальным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.

Результаты педагогической диагностики позволяют оптимизировать условия развития детей, определить индивидуальные образовательные траектории, при необходимости, осуществлять их коррекцию.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение образовательной области

 «Физическое развитие»

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

Борисова М.М.

Малоподвижные Игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет.

М.: Мозаика- Синтез

2014г.

Пензулаева Л.И.

ФГОС

Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3 – 4 года)

М.:Мозаика- Синтез

2014г

Пензулаева Л.И.

ФГОС

Физическая культура в детском саду: Средняя  группа (4 – 5 лет)

М.:Мозаика- Синтез

2014г

Пензулаева Л.И.

ФГОС

Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5 – 6 лет)

М.:Мозаика- Синтез

2014г

Пензулаева Л.И.

ФГОС

Физическая культура в детском саду: -Подготовительная к школе группа (6 – 7лет)

М.:Мозаика- Синтез

2014г

Е.Ф.Желобкович

Физкультурные занятия в ДОУ подг. стар. Группы

Москва Изд. «Скрипторий 203»

2010г

Е.Ф.Желобкович

Физкультурные занятия в ДОУ .  2 младшая группа.

Москва Изд. «Скрипторий 203»

2010г.

А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковская.

Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе

Москва «Просвещение»

1980г.

Е.В.Сулим

Занятия по физкультуре в детском саду

Игровой стретчинг

Москва. Творческий центр «Сфера»

2012г.

Л.Д.Морозова

Сюжетные игры – занятия и подвижные игры в ДОУ

Москва. «Аркти»

2012г.

Т.П.Воронина

Весёлые и полезные игры для малышей №1, 2, 3

Москва. Творческийцнтр «Сфера»

2012г.

Е.А.Покровский

Игры на развитие ловкости

М.М.Борисова

Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для детей 3-7 лет.

М.:Мозаика- Синтез

2014г.

Э.Я.Степаненкова

Сборник подвижных игр 2-7 лет

М.:Мозаика- Синтез

2014г.

М.Ю.Катушина

Сюжетные физкультурные занятия (для детей средней группы ДОУ)

Москва. «Скрипторий2003»

2011г.

О.М.Литвинова

Физкультурные занятия в детском саду

Ростов – на – Дону

Феникс

2008г.

Е.Н.Вареник, С.Г.Кудрявцева,Н.Н.Сергиенко

Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет

Творческий центр «Сфера»

2007г.

С.Я.Лайзане

Физическая культура для малышей

Москва «Просвещение»

1978г.

В.Г.Фролов., Г.П.Юрко

Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста

Москва «Просвещение»

1983г.

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева

Игры и развлечения детей на воздухе

Москва «Просвещение

1981г.

Е.А.Алябьева

«Нескучная гимнастика»

Творческий цент «Сфера»

2014г.

Т.Е.Харченко

Утренняя гимнастика в детском саду (5-7 лет)

Москва. «Мозаика – синтез»

2008г.

Е.И.Николаева

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование  в условиях детского сада»

Детство-Пресс

Санкт - питербург

2014г.

Н.В.Полтавцева, М.Ю.Стожарова.

«Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»

Москва. Т.Ц.»Сфера»

2013г.

Е.А.Покровский

Игры на развитие ловкости (коллекция русских детских игр)

Творческий цент «Сфера»

2010г.

Т.В.Колбасина, И.П.Лобурева

Игры для детей дошкольного возраста

Москва

2006г.

М.А.Давыдова

Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет

Москва «Вако»

2007г.

Е.Н.Вавилова

Укрепляйте здоровье детей

Москва «Просвещение

1986г.

О.Н.Могрунова

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ

Воронеж

Т.Ц.»Учитель»

2005г.

О.Б.Казина

Весёлая физкультура для детей и их родителей

Ярославль. Академия развития

2005г.

Наглядно – дидактические пособия

Плакаты

«Зимние виды спорта»

«Летние виды спорта»

«Профилактика нарушений осанки у детей»

«Чистота залог здоровья»

«Витамины в продуктах питания»

Умные ширмочки

«Здоровый образ жизни»

Демонстрационный материал

«Береги здоровье»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15) Электронный ресурс

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» размещённой на сайте www.firo.ru, 2014

3. Адашкявичене Э.И. и др. Физическая подготовка детей к занятиям в школе. Москва: Просвещение,1981.

4. Алябьева Е.А. Игры-забавы на участке детского сада. Москва: ТЦ Сфера, 2015г (Библиотека воспитателя).

5. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. Москва: ТЦ Сфера, 2004г (Серия «Вместе с детьми»).

6. Ашека С.А. «Рабочая программа инструктора по физкультуре в ДОУ»

7. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. Москва: ТЦ Сфера, 2015г (Библиотека современного детского сада).

8. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Москва: ГНОМ и Д, 2003.

9. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Москва: Просвещение, 1990.

10. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2006.

11. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996.

12. Гербова В.В, Иванкова Р.А. и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Москва: Просвещение, 1984.

13. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре: для самых маленьких. Минск: ПК ООО «Бестпринт», 1997.

14. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.

15. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Недели здоровья в детском саду: методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013 г.

16. Ермакова З.И. Занятия по физической культуре для подготовительной группы детского сада. Минск: Народная асвета, 1977.

17. Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. Занимательные сценарии. Москва: Аквариум ЛТД, 2000.

18. Желобкович Е.Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. Москва: Скрипторий 2003, 2010.

19. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Москва: Скрипторий 2003, 2010.

20. Программа школы Змановского Ю. Ф. Здоровый дошкольник.

21. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений. Методическое пособие для педагогов и воспитателей. Красноярск: Офсет, 1997.

22. Коротков И.М. Подвижные игры детей. Москва: Советская Россия, 1987.

23. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Москва: Просвещение, 1981.

24. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007.

25. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение,1991.

26. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Москва: Айрис-пресс, 2004 (Внимание: дети!)

27. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. Москва: АРКТИ, 1998.

28. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль: Академия развития, 1998.

29. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

30. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.

31. Недовесова Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.

32. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Москва: Просвещение, 1973.

33. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет.
34. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы во второй младшей группе. 
35. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе. 
36. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. 
37. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. 
38. Пензулаева Л. И. Малоподвижные игры и упражнения для детей 3–7 лет.

39. Подольская Е.И. Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009.

40. Пономарёв С.А. Растите малышей здоровыми. Москва: Спарт, 1992.

41. Попова М.Н. «Навстречу друг другу»: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2001.

42. Соломенникова Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет. Волгоград: Учитель. 2014г.

43. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2014г (Растим детей здоровыми).

44. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2015г (Растим детей здоровыми).

45. Фисенко М.А. Физкультура. Подготовительная группа. Разработки занятий. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

46. Фисенко М.А. Физкультура. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

47. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 1984.

48. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст. Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

49. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск, 1998.

50. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. Москва: ТЦ Сфера, 2015г (Сказки-подсказки).

51. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет на 2019 – 2020 учебный год

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется в...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» на 2020-2024 год

    Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по физическому воспитанию на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает позитивную социализа...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...