Методическая разработка "Дорожная Азбука"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Дарафейская Ольга Владимировна

Цели:

  • Познакомить воспитанников с правилами безопасности на улице;
  • Закрепить знания о правилах дорожного движения;
  • Закрепить знания разновидностей пешеходных переходов (подземный, наземный, надземный).

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить у воспитанников знания правил дорожного движения;
  • Знание видов транспорта;
  • Закрепить правила поведения на улице;
  • Создавать условия для изучения воспитанниками правил дорожного движения.

Развивающая:

  • Развивать речь, мышление и память;
  • Применять накопленные знания в совместной игровой деятельности.

 

Воспитывающая:

 

  • Укреплять в сознании детей, важность соблюдения правил дорожного движения;
  • Формирование культуры участника дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx15.26 КБ
Файл dorozh_azbuka.docx458.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 409 присмотра и оздоровления Кировского района

Санкт-Петербурга

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

НОМИНАЦИЯ (2):

Организационно – массовая работа (культурно – досуговая деятельность)

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Дарафейская О.В.

Санкт – Петербург

2022 год

Содержание:

  1. Цели…………………………………………………………………………..1
  2. Задачи………………………………………………………………………...1
  3. Предварительная работа…………………………………….........................1
  4. Участники……………………………………………………........................1
  5. Форма организации……………………………………………….................1
  6. Продолжительность…………………………………………………………1
  7. Материально – техническое оснащение (реквизит)………………………2
  8. Пояснительная записка……………………………………………………...3
  9. Ход мероприятия…………………………………………………………….4
  10. Ожидаемый результат……………………………………………………….12
  11. Приложение 1…………………….………………………………………….13
  12. Список используемой литературы…………………………………………14


Предварительный просмотр:

Цели:

  • Познакомить воспитанников с правилами безопасности на улице;
  • Закрепить знания о правилах дорожного движения;
  • Закрепить знания разновидностей пешеходных переходов (подземный, наземный, надземный).

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить у воспитанников знания правил дорожного движения;
  • Знание видов транспорта;
  • Закрепить правила поведения на улице;
  • Создавать условия для изучения воспитанниками правил дорожного движения.

Развивающая:

  • Развивать речь, мышление и память;
  • Применять накопленные знания в совместной игровой деятельности.

Воспитывающая:

  • Укреплять в сознании детей, важность соблюдения правил дорожного движения;
  • Формирование культуры участника дорожного движения.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице и в транспорте;
  • Изобразительная деятельность «Знаки дорожного движения»;
  • Дидактическая игра «Узнай знак и расскажи зачем он нужен»
  • Чтение произведений: И.Г. Гурина «Правила дорожного движения»;

С. Волков «Про правила дорожного движения»; Н. Носов «Автомобиль».

Участники: 

  • Воспитанники старшего дошкольного возраста;
  • Педагоги.

Форма организации: Досуговая деятельность.

Продолжительность: 40 – 45 минут

Материально – техническое оснащение, реквизит:

  • Проектор;
  • Экран к видеопроектору;
  • Оформление зала;
  • Аудио проигрыватель;
  • Видео и аудио файлы;
  • 2 конверта с разрезанными дорожными знаками (пазл): «Пункт первой медицинской помощи» и «Пешеходный переход»;
  • 2 игрушечные машины на верёвочке;
  • Ориентиры 8 штук;
  • Гимнастические скамейки 2 штуки;
  • Пешеходный переход 2 дорожки;
  • Игровой туннель 2 штуки;
  • Дорожные знаки в 2-х экземплярах: «Круговое движение», «Пешеходный переход», «Надземный переход», «Подземный переход»; «Осторожно, дети», «Дорожные Работы», «Велосипедное движение запрещено», «Пункт первой медицинской помощи», «Велосипедная дорожка», «Дорожные работы»;
  • Жезл регулировщика;
  • Детский стол 2 штуки;
  • Конверт с вопросами.

Пояснительная записка

Как показывает практика, довольно часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Виной данных ситуаций, является простое отсутствие знаний основополагающих правил дорожного движения и равнодушное отношение взрослых к знаниям и поведению детей на проезжей части. Дошкольники не способны управлять своим поведением, а также, отсутствует способность заранее предвидеть возможную опасность, поэтому дети зачастую выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил дорожного движения. По этой причине, задача взрослых заключается в обязательном обучении детей правилам поведения на улице и проезжей части, через дидактические игры, упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, беседы и др.

Давно известно, что именно с малых лет закреплённые привычки переносятся во взрослую жизнь, и как правило остаются с человеком до конца, поэтому одним из важнейших факторов обеспечения безопасности дорожного движения, является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Обучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а поспособствует данной задаче работа по досуговой деятельности и предварительная работа, посвящённая изучению ПДД.

P. S.

К данной досуговой деятельности, подготовлен видеоматериал. Материал взят из познавательного мультфильма «Уроки тётушки Совы» и смонтирован специально для данного мероприятия. После каждого видеофрагмента, ставится пауза и выполняется задание от Совуньи. Видеофрагменты разделены между собой специальным изображением, для удобного использования файла в досуговой деятельности и ориентировки по материалу. Видеофайл предоставлен на USB – носителе.


Ход мероприятия:

Воспитанники, под музыкальное сопровождение (А. Глызина – Автомобили), вбегают в зал способом: захлёст голени, одна рука на поясе, второй рукой приветствуют зрителей. Выстраиваются в шеренгу.

Педагог: Здравствуйте ребята! Мы пришли в этот зал, чтобы…….

(Раздаётся звонок телефона)

Педагог: Ребята, кажется с нами кто-то хочет пообщаться. Номер незнакомый, интересно, кто же это может быть?

Голос: Здравствуйте, это детский сад № 409?

Педагог: Здравствуйте! Всё верно, это детский сад. А Вы кто?

Голос: Меня зовут Совунья.  Я узнала, что Ваши дети изучают правила дорожного движения и решила проверить, хорошо ли они их знают, а главное, как выполняют и соблюдают. Поскольку, я являюсь мудрой птицей, птицей знаний и учений, мне интересно, как хорошо справятся ребята с моими заданиями.

Педагог: Хм, интересно, что же придумала для нас Совунья? Ребята, вы готовы справиться со всеми заданиями?

(ответ детей)

Голос: Для начала, Вам нужно разделиться на 2 команды, которые я назову «Светофорчик» и «Пешеходик», задача команд поприветствовать команду соперников, а также сказать свой девиз!

(команды выстраиваются в 2 колонны)

Приветствие команд:

Команда «Пешеходик»:

Девиз:

Чтоб жить, не зная огорчений,

Чтоб бегать, плавать и летать.

Ты должен правила движенья,

Всегда и всюду соблюдать!

Приветствие:

Мы команде «Светофорчик»,

Шлём свой пламенный привет!

И от всей души желаем,

Дать им правильный ответ.

Знать правила движения,

Большое достижение!

Команда «Светофорчик»

Девиз:

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся – стой,

Жёлтый вспыхнул – подожди,

А зелёный свет – иди!

Приветствие:

Команда «Пешеходы»

Мы с Вами сразимся,

Но просто не сдадимся!

Будем правила движенья,

Выполнять без возраженья!

Пусть Вам и нам сопутствует удача!

Стать грамотными пешеходами –

Вот наша задача!

Педагог: Молодцы команды, как дружественно поприветствовали друг друга. Но для начала, перед тем, как приступить к выполнению заданий от Совуньи, нам необходимо размяться. Приглашаю без запинки на весёлую разминку. Команды, врассыпную становись!

(Выполняется разминка под музыкальное сопровождение (Малышарики – Разминка)

Педагог: Команды возвращаются на свои места. Сразу хочу Вам сказать, что Вы работаете в команде, а в команде всё делается сообща, спокойно. Поэтому если Вы знаете ответ, отвечаем только с поднятой рукой. А теперь, внимание на экран. Давайте узнаем, какие задания приготовила нам Совунья.

(На экране появляется Сова, 1 фрагмент видео. Фрагмент видео заканчивается, появляется картинка – заставка, необходимо нажать паузу.)

Загадки.

Педагог: Ребята, мы узнали, что проезжая часть, это та часть улицы, по которой ездят большие и маленькие машины. А название этих машин, мы сейчас попробуем отгадать из загадок, которые приготовила нам Совунья. Команда, которая отгадает больше всех загадок, побеждает в этом этапе.

Для этого коня еда –

Бензин и масло, не вода.

На лугу он не пасётся,

Вдоль по улице несётся (Автомобиль)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.  (Автобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда!  (Троллейбус)

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит за 5 минут.

Эй, садись и не зевай!

Отправляется …….  (Трамвай)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.  (Поезд)

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть, они признаться,

Для вязанья не годятся.  (Велосипед)

На 4 ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.  (Шины)

Вот стоит на улице,

В длинном сапоге,

Чудище трёхглазое

На одной ноге.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз.

Значит можно улицу,

Перейти сейчас.  (Светофор)

(На экране появляется Сова, 2 фрагмент видео. Фрагмент видео заканчивается, появляется картинка – заставка, необходимо нажать паузу.)

Собери дорожный знак.

Педагог: Знаки на дорогах имеют очень большое значение. Совунья предлагает нам собрать несколько из них.

Каждой команде выносится детский столик и выдаётся по одному конверту на команду, в котором находятся разрезные дорожные знаки (пазл). Задача команд, собрать свой знак быстрее команды соперников, сказать название и для чего именно необходим дорожный знак. (Команда «Светофорчик» получает знак «Пешеходный переход», команда «Пешеходик» получает знак «Пункт первой медицинской помощи»).

(На экране появляется Сова, 3 фрагмент видео. Фрагмент видео заканчивается, появляется картинка – заставка, необходимо нажать паузу.)

Аккуратный водитель.

Педагог: Каждый пешеход должен знать правила дорожного движения. Но не только пешеход должен быть бдителен. Водитель несёт большую ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Он  должен быть внимателен за рулём и соблюдать все правила дорожного движения, а также не нарушать скоростной режим. Ваша задача пройти между расставленными ориентирами змейкой, ведя за собой машину на верёвочке. Победит та команда, у которой не будет ни одного сбитого с места ориентира.

Педагог: Молодцы ребята, справились с заданием. Пока Вы выполняли задание, Совунья прислала мне конверт. Давайте посмотрим, что же она для нас приготовила (открывает конверт). Ой, ребята, кажется это вопросы про правила дорожного движения. Я Вам их буду задавать, а та команда, которая быстрее поднимет руку и даст больше ответов, побеждает.

Вопросы от Совуньи.

1.Какие бывают светофоры? (Пешеходные, транспортные)

2.На какой свет светофора можно переходить улицу? (На зелёный свет)

3.Как называется дорожка для пешехода? (Пешеходная)

4.Какие бывают переходы? (Наземные, подземные, надземные)

Педагог: Молодцы, справились! Давайте посмотрим, что же скажет нам Совунья?

(На экране появляется Сова, 4 фрагмент видео. Фрагмент видео заканчивается, появляется картинка – заставка, необходимо нажать паузу.)

Пройти по переходу.

Перед Вами три вида перехода – подземный (спортивный туннель) – задача проползти на ладонях и коленях;

наземный (дорожка пешеходного перехода) – перед пешеходным переходом, сначала посмотреть налево, затем направо;

надземный (гимнастическая скамейка) – задача, пройти приставляя пятку к носку, руки в стороны, спина прямая.

 Ваша задача, пройти все три перехода, соблюдая все правила. В конце оббежать знак «круговое движение» и вернуться к своей команде.

(Перед командами выкладывается пешеходный переход, скамейка, туннель. Перед каждым переходом ставится соответствующий дорожный знак «наземный переход», «подземный переход», «надземный переход». После «подземного перехода – туннель», ставится ориентир со знаком «круговое движение». Побеждает команда, которая выполнила задание не нарушив правила.

Педагог: По-моему, Вас смело можно отпускать до магазина, дорогу Вы знаете как перейти!  

(На экране появляется Сова, 5 фрагмент видео. Фрагмент видео заканчивается, появляется картинка – заставка, необходимо нажать паузу.)

Задание для капитанов команд «Слушай да, смекай»

Педагог: До свиданья, тётушка Совунья! Как много сегодня мы узнали с Вами интересного. А мне бы хотелось проверить, как хорошо вы знаете все знаки дорожного движения. Участвуют капитаны команд!

Каждому капитану выносится детский стол, на котором лежат дорожные знаки. Педагог зачитывает загадки. Задача капитанов, быстрее своего соперника поднять вверх дорожный знак, который будет являться правильным ответом на загадку.

Педагог: Я буду загадывать Вам загадку или читать стишок, Ваша задача, понять о каком дорожном знаке идёт речь, выбрать его из разложенных перед вами знаков и показать этот знак, подняв его вверх.

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно!

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети!  (Знак «Осторожно дети»)

Здесь проводятся работы –

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу,

Лучше просто обойти!  (Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведёт

Нас подземный переход!

Дорога пешеходная,

В нём всегда удобная!  (Знак «Подземный переход»)

У него два колеса,

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

В красном круге он стоит –

О запрете говорит.  (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи!  (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Педагог: Молодцы капитаны, не подвели свои команды! Давайте посмотрим, как много Вы запомнили и справятся ли команды с заданиями?

Весёлый жезл.

Каждая команда получает один жезл, начиная с капитана команды, жезл передаётся следующему участнику. Каждый участник, у которого окажется жезл, должен назвать правило дорожного движения, или правило поведения на улице, или правило поведения в транспорте и др.

Педагог: Слушайте внимательно своих товарищей, чтобы правила не повторялись.

(проводится задание)

Педагог: Как много вы уже знаете правил дорожного движения. Я тоже приготовила для Вас одно испытание. Предлагаю поиграть в игру «Автомобили»

Подвижная игра «Автомобили»

Цель:

  • Упражнять детей действовать по цветовым сигналам;
  •  выполнять бег врассыпную;
  •  использовать всё пространство зала.

Ход игры:

Каждый участник игры получает руль. У воспитателя находятся 3 флажка, красного, жёлтого и зелёного цвета. По сигналу педагог поднимает вверх зелёный флажок, дети разбегаются врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга. Через некоторое время, педагог поднимает вверх флажок жёлтого цвета, дети переходят на ходьбу. На поднятый флажок красного цвета – «автомобили» останавливаются.

Педагог: Молодцы ребята! Сегодня Вы справились со всеми заданиями мудрой Совуньи. Она осталась очень довольна Вами! Ну а наше интересное приключение подошло к концу, я предлагаю отправиться в группу не нарушая правил, соблюдая дистанцию между друг другом.

Дети и педагог покидают зал.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора воспитанников;
  • повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
  • повышение социальной компетенции дошкольников;
  • становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения.

Приложение 1

           

 

Список используемой литературы:

  1. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М., 1997
  2. Бабина Р.П. Уроки светофора. – М., 1996. Безопасность детей на дороге: пособие для родителей, педагогов, воспитателей, водителей. – Йошкар-Ола, 2000
  3. Данилова Т.П. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: 2009
  4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова,  А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. Авт. сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006

Ресурсы Интернет

  1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга./Сост. Т. Ф. Саулина. –М., 1989
  2. https://multi-mama.ru/podvizhnaya-igra-avtomobili/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические ракомендации" Азбука дорожного движения"

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ  в работе с детьми по ПДД...

методическая разработка "Азбука вежливости"

Данное пособие поможет спланировать работу по формированию культуры поведения у старших дошкольников на год....

методическая разработка: "Азбука безопасности"игра-занятие

Формировать основы безопасного поведения на дороге.   Задачи:•    Научить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.•...

Методическая разработка "Азбука" пособие для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Азбука»Уважаемые коллеги, представляю Вам своё методическое пособие "Азбуку".Начиная со старшей группы мы начинаем знакомить детей со звуками, чтобы наша совместная деятельнос...

Методическая разработка "Азбука безопасности" Консультация для родителей

Консультация для родителей по освоению детьми правил безопасного поведения на улице, правил дорожного движения....

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей»

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей» составлена в соответствии с целью, задачами, концептуальными линиями примерной основной образовательной программы дошко...

методическая разработка "«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»

     Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения  в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни...