Методика обучения дошкольников прыжкам
учебно-методический материал по физкультуре
ПРЫЖОК — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryzhki.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения дошкольников прыжкам.
ПРЫЖОК — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.
ВИДЫ ПРЫЖКОВ
- прыжки в длину с места,
- прыжки в длину с разбега,
- прыжки в высоту с места,
- прыжки в высоту с разбега.
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА
Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство.
Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление.
Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам — на расстояние 25—40 см. За этот период происходят и значительные качественные изменения: появляется энергичный толчок, приседание перед прыжком, приземление на две ноги.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ С МЕСТА
Возраст
| Особенности выполнения движения детьми | Программные требования
| Педагогические требования при обучении движениям |
Младший дошкольный возраст
| - Дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук; - Приземляются тяжело на всю ступню
| - Учить детей синтезировать приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени; - Учить мягко приземляться на полусогнутые ноги; - Учить реагировать на ориентиры | - Обращать меньше внимания на толчок и взмах руками. Внимание обращать на приземление на полусогнутые ноги
|
Средний дошкольный возраст
| - У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий. - Не сформирована ступня
| - Учить детей сочетать отталкивание с резким взмахом рук; - Учить поддерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперёд | - Обращать внимание на глубину приседа – он не должен быть глубоким; - Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками |
Старший дошкольный возраст
| - Дети не умеют группировать в полёте и выносить ноги вперёд; - Не умеют рассчитывать точность приземления в определённое место
| - Учить детей рассчитывать точность приземления в определённое место; - Учить группировать в полёте и выбрасывать вперёд ноги; - Соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть | - Не следует добиваться большой длины прыжка, обращать внимание на технику выполнения; - При приземлении обращать внимание на глубину приседа. Детям трудно удерживать равновесие при глубоком приседе
|
Обучение ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.
Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.
Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.
ДОШКОЛЬНИКАМ 4 ЛЕТ данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.
ДЕТИ 5 ЛЕТ совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.
Для ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА
Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 ЛЕТ.
В длину с разбега прыгают таким образом:
- разбег равноускоренный,
- последний шаг перед отталкиванием несколько короче;
- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх;
- в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед;
- приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА
Возраст
| Особенности выполнения движения детьми | Программные требования
| Педагогические требования при обучении движениям |
Младший дошкольный возраст |
_
|
_
|
_
|
Средний дошкольный возраст |
_
|
_
|
_
|
Старший дошкольный возраст
| - У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы; - Дети могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением; - Дети могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: взрыхлить верхний слой в прыжковой яме
| - Учить детей примерно определять длину, доступную для выполнения прыжка; - Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки; - Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность | - Обращать внимание на технику выполнения, при приземлении на глубину приседа, на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню; - Разбег не должен превышать 4 –5 м; - При большем разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. |
Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.
Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).
Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления, и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.
Учитывая, что ДЕТИ 7 ЛЕТ уже умеют прыгать в длину с разбега способом, согнув ноги, (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С МЕСТА (через шнур, небольшой кубик) И С РАЗБЕГА (не менее50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ВЫСОТУ С МЕСТА
Возраст
| Особенности выполнения движения детьми | Программные требования
| Педагогические требования при обучении движениям |
Младший дошкольный возраст
| - Дети прыгают тяжело на всю стопу; - Их ступня не сформирована, движения не координированы
| - Вызвать желания детей повторять движения; - Учить детей мягко приземляться на полусогнутые ноги
| - Обращать внимание на обучению отталкиванию, следить за тем, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкиваясь, не сгибая колени; - Следить за тем, чтобы не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично |
Средний дошкольный возраст
| - Неокрепшая ступня ребенка; - У детей нет понятия о взаимозависимости двигательных действий
| - Чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной; - Дети должны освоить подпрыгивания на месте с разными положениями рук
| - Следить за дыханием детей: дети должны дышать ровно, ритмично; - Чередовать физические нагрузки с отдыхом |
Старший дошкольный возраст
| Дети начинают понимать взаимосвязь двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше прыгнешь
| Приучить детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимости от ситуации (запрыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее) | Не следует добиваться большой высоты прыжка, следует обращать внимание на технику выполнения прыжка
|
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА
По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом, согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.
Прыжок в высоту с разбега, согнув ноги, является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.
В этом прыжке
- разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек),
- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх;
- в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях;
- приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА
Возраст
| Особенности выполнения движения детьми | Программные требования
| Педагогические требования при обучении движениям
|
Младший дошкольный возраст |
_
|
_
|
_
|
Средний дошкольный возраст |
_
|
_
|
_
|
Старший дошкольный возраст
| - У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы; - Они могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением; - Могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: сделать препятствие для прыжка, повесив верёвочку или положив прут на распорки | - Учить детей примерно определять высоту, доступную для прыжка; - Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки; - Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность
| - Не следует добиваться большой высоты прыжка, лучше обращать внимание на технику выполнения; - При приземлении обращать внимание на глубину приседа; - Детям трудно удержать равновесие при глубоком приседе; - Обращать внимание на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню; - Разбег не должен превышать 4 – 5 м; - При большом разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. Вначале высота прыжка должна быть небольшой (15 -20 см), затем больше (30 -40см). Для прыжков в высоту используется верёвка длиной 3 – 3,5 м
|
ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности:
- прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги;
- то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх;
- прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.
На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).
В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.
ДЕТИ 7 ЛЕТ совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты
Инновационная методику обучения детей дошкольного возраста основам нотной грамоты "Развиваем играя", способствующая разви...
Методика обучения дошкольников прыжкам
ПРЫЖОК — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение....
Методика обучения дошкольников прыжкам
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЫЖКАМ....
Обучение дошкольников прыжкам в длину с места
https://youtu.be/DFhWbyTlFvo...
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
D статье раскрывается технология освоения техники различных видов прыжков через скакалку, как эффективного, простого и доступногосредства развития двигательных способностей и укрепления физического зд...
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников прыжкам через скакалку»
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников прыжкам через скакалку»...
13. Методика обучения детей прыжкам (подпрыгивание, прыжки в высоту с места, спрыгивание, прыжок в длину с места, виды по возрастам).
Прыжки относятся к скоростно-силовым движениям и способствуют очень быстрому развитию у ребенка мышц ног, туловища. Даже незначительные нарушения в последовательности перехода обучения от простых...