Развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста
презентация по физкультуре
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моторика ( лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Крупная моторика Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребёнок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
В ходе развития ребенок учится координировать движения мелкой мускулатуры. Закрепляется это главным образом в процессе игры. Мелкая моторика играет важнейшую роль во многих процессах, без которых сложно представить себе жизнь, — от застегивания пуговиц до самостоятельного письма. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Так же мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; развивают также физические упражнения. Это разнообразные захваты и перебирания пальцами предметы (обручи, палки, мячи..). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок . Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.
Для определения развития мелкой моторики у детей младшей группы я пользовалась методом наблюдения. Под контроль я взяла наблюдение за тем, как ребята выполняют бытовые навыки. В качестве диагностики провела мониторинг с инвентарем и подобрала комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук и ног. Пособия: 1.Игольчатые мячики ( диаметр7-9 см ) 2.Обручи малые ( диаметр 15-20 см ) 3.Гимнастические палки (70 см) 4. Платки 5 . Резиновые игрушки ( разной плотности) 6 . Счетные палочки 7 . Прищепки 8 . Мячи малые (диаметр 10 см) и средние (20-25 см)
Первым этапом развития моторики является хватательный рефлекс ( 0-1 мес.) – это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут ему в ладошку, и он не отпускает его. Все упражнения с инвентарём на занятиях по физкультуре связаны с хватательными движениями.
Упражнение с малым и средним мячом 1.Перекладывание малого мяча из одной руки в другую 2.Катать мяч друг другу с расстояния 1,5 м. 3.Ловить мяч от инструктора (70-100 см) 4.Бросать мяч о пол двумя руками и ловить его
Упражнения с мячами приучают детей без лишнего напряжения владеть разным его хватом : маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире .
Упражнения с мячами приучают детей без лишнего напряжения владеть разным его хватом : маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире .
В психокоррекции детей с ОВЗ занятия с мячами могут осуществляться в разных формах – от традиционных занятий и игр с мячами, до фитбол -гимнастики и игр в мячах, то есть в сухом бассейне, заполненном мячами. Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов: воздушные, надувные, теннисные, резиновые, тканевые, ватные, клубки из ниток. Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Упражнения на развитие подвижности пальцев рук, укрепление мышц пальцев. Упражнение. «Постираем платок». Имитируем движения стирки платка, в наклоне имитируем движение полоскания, держим платок большим и указательным пальцами, имитируя прищепку. Затем поочередно, чуть подбрасывая платок, меняем пальчики, перехватывая его . Упражнения на развитие подвижности пальцев рук, укрепление мышц пальцев. Игра с платком: «Фокусник». Держим платок в руке и медленно начинаем собирать его в кулак, работая только пальцами, пока он полностью не исчезнет в кулаке. Затем можно повертеть кулачком, показав при этом, что платка нет. Дунуть, подбросив платок и поймать этой же рукой.
Упражнения с обручем : Упражнение «Руль». Вращение направо, налево, выполняем, не поворачивая туловища. 4 перехвата в одну сторону, 4 в другую каждой рукой.
Упражнение-игра с прищепками на развитие ловкости и согласования движений. « Мамины помощники». Развешивание на прищепки платков или других предметов одежды . «Прятки». Закрытыми глазами найти прищепки, закрепленные заранее на одежде.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, мной используются элементы пальчиковых упражнений. Например, во время наклонов с гимнастической палкой : 1 комплекс: - на 1 – палка вверх; -2- наклон, положить палку на пол; - 3 – разогнуться, руки вверх, пошевелить пальчиками; -4 – наклониться, взять палку; Так же используются упражнения с хлопками над головой или за спиной.
Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие с первых месяцев жизни.
С массажными мячами. В частности массаж рук способом переката мячика одной рукой, вдоль другой руки от ладони до плеча и обратно. Это упражнение способствует развитию у детей мелкой моторики рук . Комплекс упражнений так же используемый на занятиях физкультурой с массажным мячом (по Ермаковой И. А .)
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) . 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз) .
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) . 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз) . 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Массаж пальчиков , ладошек, кистей рук можно и нужно проводить с помощью пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности . При ежедневных занятиях пальчиковой гимнастикой по 2-5 минут у ребёнка можно значительно улучшить качество произношения звуков.
Очень интересна детям пальчиковая игра "Гуляют наши пальцы", где тренируется координация движений пальцев рук, где в игровой форме дети прогуливаются по дорожке вместе с выдуманным маленьким человечком. В конце занятия чтобы снять усталость и напряжение я использую такие зарифмованные пальчиковые игры
«Ладушки» (песня) Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши) Где были? У бабушки. Спали на подушке (руки положите под щеку), Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....