Фитнес-технологии в ДОО
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Доклад о роли фитнес-технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Даны рекомендации по использованию фитнес-технологий при проведении занятий по физической културе в ДОО. Представлена картотека игр с использованием степ-платформы и фитболлов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Фитнес-технологии в ДОО" | 33.15 КБ |
kartoteka_podvizhnyh_igr_so_stepami_i_fitbolami.docx | 466.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Фитнес-технологии в ДОО
«Учиться быть здоровым, физически активным, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» — таким должен быть девиз всех взрослых, заботящихся о здоровье детей.
На этот счет врачи предлагают множество полезных советов. Один из них — больше двигаться. Ведь недаром говорится: «Движение — это жизнь!» Иной раз движение называют скульптором тела и гарантом не только физического, но и умственного развития человека.
Усилия работников ДОО в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно на эти задачи делается акцент в программе модернизации российского образования.
Одним из средств их решения становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей». (В.А. Деркунская).
Такая услуга, как детский фитнес, появилась на рынке образовательных услуг сравнительно недавно и за несколько лет снискала себе достаточную известность.
Отличительная особенность фитнес-технологий, разработанных для детей в последнее время, — их доступность, эффективность, эмоциональность.
Фитнес-технологии, по мнению Е.Г. Сайкиной, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий. Он реализуется определенным образом, в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивает гарантированное достижение результата, на основе свободного, мотивированного выбора занятий физическими упражнениями, с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования.
Фитнес-технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
Основная цель их применения состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.
На современном этапе развития фитнес-технологии можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина).
К первой группе относятся оздоровительные системы, имеющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, цигун), а также восточных боевых искусств (каратэ, ушу, айкидо и др.).
Ко второй группе относятся разного рода авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, система пилатес (по имени основателя — Д. Пилатеса), калланетика (автор К. Пинкней) и др.
В третью группу можно объединить разные оздоровительные системы, строящиеся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традиционных (например: шейпинг, аэрофитнес и др.).
К четвертой группе относятся новые формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.
К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.
Шестая группа представлена циклическими видами движений: оздоровительные ходьба и плавание, езда на велосипеде, занятия на тренажерных устройствах и др.
К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.
Специалисты осознали, что занятия для детей — это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога.
Детский фитнес — это интересные, полезные и доступные для разных возрастных групп физкультурно-оздоровительные мероприятия, укрепляющие физическое и психическое здоровье, формирующие навыки здорового образа жизни. Занятия фитнесом влияют и на характер детей: они становятся раскрепощенными, общительными, более восприимчивыми к информации в различных сферах деятельности.
Во время занятий фитнесом большое внимание уделяется решению следующих задач:
- повышать сопротивляемость организма;
- укреплять ОДА, мышцы стопы и голени (с целью предупреждения плоскостопия), все основные мышечные группы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
- содействовать повышению функциональных возможностей организма, улучшать обменные процессы, оптимизировать пищеварение и теплорегуляцию;
- улучшать индивидуальные физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость;
- формировать основные двигательные умения и навыки, правильную осанку;
- прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Детский фитнес — это спортивные занятия, которые помогают освоить свое тело, научить координировать свои действия, получать радость от движения!
Важно подготовить интерес к физическим упражнениям еще в то время, когда у малыша закладываются жизненные позиции.
Для перечисленных занятий в качестве звукового оформления подбирается специальная музыка, которая создает благоприятную атмосферу. Музыка — существенная часть занятия. Она не только создает радостное настроение, но и активизирует движения. Музыка вызывает эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому развитию детей. Эмоционально насыщенная музыка побуждает к действиям даже малоподвижных ребят.
Воздействие музыки многогранно. Ведь она содействует эстетическому воспитанию детей и формированию положительных эмоций, воспитывает чувство ритма и музыкальный слух. При использовании музыкальных композиций повышается плотность занятия, инструктор освобождается от ведения счета и больше внимания уделяет детям и качеству выполнения ими движений. Дошкольники, в свою очередь, стремятся выполнять движения синхронно музыкальному ритму, что повышает работоспособность организма.
Содержание занятий фитнесом в ДОО
Основное содержание занятий по фитнесу включает в себя соединение доступных упражнений с танцами, бегом, прыжками, элементами аэробики, выполняемыми под музыку. В детском саду занятия по фитнесу могут проводиться в различных вариантах:
- в форме дополнительного образования продолжительностью 50 мин;
- в виде «ритмических блоков» по 10—20 мин, используемых как часть физкультурного занятия, предлагаемая детям среднего и старшего дошкольного возраста;
- в показательных выступлениях детей.
Занятия по фитнесу решают, прежде всего, задачи, связанные с повышением физической работоспособности детского и взрослого организма, сохранением естественной гибкости, воспитанием общей выносливости, предупреждением дефектов осанки.
Содержание занятий фитнесом с детьми дошкольного возраста включает:
- различные виды ходьбы и бега;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на осанку;
- общеразвивающие упражнения;
- разнообразные виды аэробных упражнений;
- упражнения в партере для укрепления мышц брюшного пресса, туловища и ног;
- упражнения на гибкость, расслабление, дыхательные упражнения.
Рассмотрим примерную структуру и содержание занятия по фитнесу с детьми дошкольного возраста.
Подготовительная часть — применяются несложные упражнения, характерные для фитнеса. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большой амплитудой, четко и с хорошим настроением. Подготовительная часть составляет 10— 15% от общей продолжительности занятия.
Основная часть — упражнения, используемые с целью развития всех основных физических качеств: силы, гибкости, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В этой же части для переключения внимания и повышения эмоционального подъема применяют комплексы танцевальной направленности. Основная часть составляет 75— 80% от общей продолжительности занятия.
Заключительная часть — упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. Цель данных упражнений — обеспечить максимальное восстановление всех функций организма к исходному уровню, а также организовать отдых детей после физической нагрузки за достаточно короткий промежуток времени. Используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной игрой или ходьбой, релаксационные. В эту часть включаются также упражнения для мелкой моторики пальцев, различные потряхивания рук, ног. Заключительная часть составляет 5—15% от общей продолжительности занятия.
Каждому упражнению в комплексе целесообразно придать ассоциативный или имитационный характер.
Фантазия и творчество инструктора по физкультуре при составлении комплексов не ограничивается. С учетом индивидуальных особенностей детей группы в комплексы можно вносить различные изменения, но при этом нужно предоставлять возможность самостоятельно создавать образы, характеры и настроения на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия команды взрослого.
Каждый комплекс упражнений предлагается начинать с предварительного разучивания. На первом этапе это может быть разучивание на счет, без музыкального сопровождения, сопровождающееся зрительным показом.
С учетом того что музыка достаточно сильное средство эстетического и эмоционального воздействия, подбор музыкального сопровождения должен происходить с особой тщательностью.
Критериями оценки занятий по фитнесу могут быть следующие:
- формирование эстетической восприимчивости (восприятие и наблюдение за выполнением движений, их сравнение и сопоставление);
- положительные высказывания детей в процессе занятия, осознание ими эстетических средств и оценка создаваемого художественного образа;
- эмоциональная отзывчивость (проявление положительных эмоций, позитивное отношение детей к занятиям);
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми;
- использование эстетических средств на занятиях фитнесом (создание благоприятной развивающей среды, изготовление атрибутов, использование ярких, выразительных костюмов для создания художественных образов);
- обучение умению двигаться легко и пластично, согласовывать движения с характером музыки, построением музыкального произведения;
- самостоятельное использование запаса движений в разных видах упражнений, играх, варьирование их в процессе занятия;
Таким образом, одним из важных критериев оценки является технически правильное выполнение двигательного действия в разных условиях.
Следовательно, чем раньше мы дадим ребенку гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будут его дальнейшее развитие и становление личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Методические рекомендации
Занятия фитнесом в системе физического воспитания дошкольников в современных условиях представляются довольно актуальными и востребованными. Эти занятия при адекватной нагрузке позволяют развивать все остальные физические качества (силу и скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость, координацию движений, ловкость). Занятия фитнесом имеют неоценимое значение - как для детей, так и для взрослых.
В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые могут использоваться в рамках физкультурных занятий или в качестве дополнительных. Большой популярностью пользуются занятия фитбол-гимнастикой, степ-аэробикой, каратэ-до и т.д.
К одной из новых форм оздоровления детей относится фитбол-гимнастика. Упражнения на фитболах несут оздоровительный эффект, что подтверждено опытом врачей многочисленных специализированных медицинских центров. За счет вибрации (при выполнении упражнений) и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия дошкольников, оказывают стимулирующее влияние на растущий организм и активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид гимнастики, в который включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Гимнастический мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в фитбол-гимнастике как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений в зависимости от поставленных задач и подбора средств могут иметь различную направленность и способствовать:
- укреплению мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы;
- увеличению гибкости и подвижности суставов;
- развитию функции равновесия, вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений;
- формированию осанки;
- для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, чувство равновесия, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, а также являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость.
При выполнении упражнений с фитболами используют мячи различного диаметра в зависимости от роста и возраста занимающихся:
- для детей 3—5 лет диаметр фитбола 45 см,
- для детей 6—7 лет диаметр фитбола 55 см,
- фитбол подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть более 90°,
- сидя на фитболе, необходимо правильно ставить стопы (они должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу),
- занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга;
Другой фитнес-технологией является степ-аэробика (анг. stер — шаг) — это, по сути, танцевальная аэробика, в которой используются специальные невысокие платформы — так называемые «степы» (высота —10 см, длина — 40 см, ширина — 20 см; высота ножки — 7 см, ее ширина — 4 см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4—7 лет, способствует: формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия; развитию координации движений и дыхательной системы; укреплению сердечнососудистой системы, усилению обмена веществ в организме; умению ритмически согласованно выполнять простые движения; развитию уверенности и ориентировки в пространстве, совершенствованию точности движений. Занятия степ-аэробикой развивают у дошкольников эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшают психологическое и эмоциональное состояние.
Степ-платформу можно использовать на занятиях физической культурой, утренней гимнастики, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Так, например, на занятиях физической культурой степ-платформу можно применять во вводной части: ходьба по и между степами для формирования правильной осанки; при выполнении общеразвивающих упражнений под музыку с целью укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития координации движений; в основных видах движений (прыжки, бег и т.д.); в подвижных играх («Аист и лягушка», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички»). Применяют также ее на утренней гимнастике, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. В индивидуальной работе степ-платформу используют специалисты по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели для закрепления двигательных навыков детей. В самостоятельной двигательной деятельности дети используют ее как в помещении группы, так и на прогулке.
Для занятий степ-аэробикой необходимо приобрести устойчивые кроссовки, которые крепко держатся на ноге. Обязательным условием считается:
- правильный подбор носков из хлопчатобумажной ткани, которые помогают избежать микротравм связок, поддерживают необходимую температуру тела,
- нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это ведет к повреждению ступни или вывиху лодыжки;
♦ при выполнении упражнений степ-аэробики нужно обращать внимание на следующее:
- при постановке ноги на платформу угол сгибания в коленном суставе не должен быть менее 90°,
- нога ставится в центр платформы без удара,
- пятка «не зависает» на краю платформы, как и носок,
- при выполнении скачков, подскоков пятка не касается пола или платформы,
- не рекомендуется сходить с платформы спиной к ней, а также спрыгивать с нее,
- повороты на платформе рекомендуется выполнять на подскоках,
- нужно сохранять правильную осанку, не прогибаться в поясничном отделе, допускается лишь легкий естественный наклон вперед;
Предварительный просмотр:
Подвижные игры с использованием
степ-платформ и фитболлов
1. Никонориха»
Дети стоят в кругу. Между двумя детьми кладётся степ. Дети поют, выполняя движения в соответствии с текстом.
Никонориха коров пасла (руки на поясе, пружинистые движения ногами).
Запустила в огород козла (разводят руки в стороны).
Никонориха ругается (сердито грозят пальцем),
А козёл-то улыбается (улыбаясь, изображают рожки).
Раз, два, три – беги!
Дети, между которыми стоял степ, бегут в разные стороны по кругу наперегонки. Кто первый займёт степ, тот и победил.
2. Игра малой подвижности «Маланья».
Дети стоят по кругу на степ-платформах. В центре круга водящий тоже на степе.
Дети поют слова игры, выполняя движения в соответствии с текстом.
У Маланьи, у старушки (разводят руки в стороны)
Жили в маленькой избушке (изображают руками крышу над головой)
Семь сыновей, все без бровей, (проводят пальцами по бровям)
Вот с такими ушами, (рисуют большие уши)
Вот с такими глазами, (рисуют большие глаза)
Вот с такой бородой, (показывают длинную бороду, наклоняясь до земли)
Ой-ой-ой,ой-ой-ой. (качают головой)
Они не пили, не ели
На Маланью всё смотрели, (показывают на водящего)
И все делали вот так. Как?
Водящий показывает движение на степе, все повторяют.
3. «Белый медведь и моржи»
Дети – «моржи», степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «белый медведь» с обручем в руках. Моржи находятся на льдинах. По сигналу «Белый медведь!» водящий делает два шага вперёд и показывает любое движение. По второму сигналу «Моржи!» дети спускаются со степов и повторяют движение водящего. По сигналу «Ловля» водящий пытается поймать «моржей» и надеть на них обруч. Если «морж» забрался на льдину, то есть встал на степ, ловить его не разрешается. Долго задерживаться на «льдине» нельзя.
4. «Атомы»
Степы расположены по залу в хаотичном порядке.
Под музыку дети бегают по залу, с окончанием музыки по сигналу «Атомы по три (два, одному)!», дети забегают на степ по три (два, одному) человека, стараясь не упасть и удержать равновесие.
5. «Паук»
В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). В другой стороне зала расположены степы. Остальные дети изображают мошек, степы – домики мошек.
Мошки стоят напротив паука и читают стихотворение:
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг,
Крестовик-большой паук,
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы все попросим,
Ты, паук, к нам не ходи,
Лучше всех нас догони.
По сигналу мошки бегут к степам, стараясь занять домик, паук догоняет.
6. «Дед Мазай»
Степы расположены на одной стороне зала, за степами находится водящий – «Дед Мазай». Остальные дети – «зайцы». Зайцы договариваются, какое упражнение они будут показывать на степе и идут к водящему со словами:
- Здравствуй, Дедушка Мазай! Ты из лодки вылезай!
- Зайцы, зайцы, заходите, обо всём мне расскажите!
- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
Дед Мазай должен сказать название упражнения, которое выполняют зайцы (например, «галочка», «петушок», «шаг принцессы» и т.д.). Если он угадал, по сигналу начинает ловить зайцев. Пойманные зайцы встают на степ.
1. «Пятнашки сидя».
Сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.
2.«Бусины».
В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.
3.«Тоннель».
Игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.
4. «Играй, играй мяч не теряй»
Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идет отдыхать на «скамью штрафников».
5. «Веселый мяч»
Ребята сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей выполняет какое-то задание.
Ты катись, веселый шарик,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый шарик,
Тот исполнит песню (танец) нам.
6. «Цапля и лягушки»
Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:
Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, Да ква, ква, ква!
«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю.
Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду,
Я вас всех переловлю.
После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.
https://docviewer.yandex.ru/view/259048299 , https://docviewer.yandex.ru/view/259048299
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитнес-технологий в ДОУ.
В статье дается характеристика основным фитнес-технологиям, которые могут использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Для инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей, родителей....
Методическая разработка "Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ с целью укрепления здоровья и повышения интереса к физкультуре у детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка по организации кружка детского фитнеса в ДОУ...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Статья "Использование фитнес - технологий в ДОУ"
Статья предназначена для воспитателей и инстьрукторов Ф. К. работающих с детьми дошкольного возраста....
Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.
В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...
Фитнес технологии в ДОУ
Презентация о детском фитнесе. Виды фитнеса используемые в детском саду. Из опыта работы...