Дидактические игры по ПДД
картотека по физкультуре (старшая группа)

Чувашова Светлана Николаевна
Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_pdd.docx81.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ПДД для дошкольников           

Угадай  транспорт

Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию ( загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

                                                             

         Дети сидят полукругом.

         Воспитатель. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

                                         Дом - чудесный бегунок

                                         На своей восьмерке ног.

                                         Бегает аллейкой

                                         По стальным двум змейкам.

                                                                                     (Трамвай)

                                                          ***

                                          Что за чудо светлый дом?

                                          Пассажиров много в нем.

                                          Носит обувь из резины

                                          И питается бензином.          (Автобус)

                                                           ***

                                          Что такое - отгадай:

                                           Ни автобус, ни трамвай.

                                           Не нуждается в бензине,

                                           Хотя колеса на резине.       (Троллейбус)

                                                          ***

                                           Их видно повсюду, их видно из окон,

                                           По улице движутся быстрым потоком.

                                           Они перевозят различные грузы -

                                           Кирпич и железо, зерно и арбузы.

                                                                                         ( Грузовики)

                                                 

                                                            ***

                                            Этот конь не ест овса,

                                            Вместо ног - два колеса.

                                            Сядь верхом и мчись на нем!

                                            Только лучше правь рулем!     (Велосипед)

 

                                                           ***

                                            Длинной шеей поверчу,

                                             Груз тяжелый подхвачу.

                                             Где прикажут - положу,

                                             Человеку я служу.              ( Подъемный кран)

                                                         ***

                                              К нам во двор забрался «крот»,

                                              Роет землю у ворот.

                                              Сотни рук он заменяет,

                                               Без лопаты он копает.        ( Экскаватор)

                                                          ***

                                               Мчится огненной стрелой,

                                               Мчится вдаль машина.

                                               И зальет пожар любой

                                               Смелая дружина.                  ( Пожарная машина)

 

                                                          ***

                                                Полотно, а не дорожка,

                                                Конь не конь - сороконожка.

                                                По дорожке той ползет,

                                                Весь обоз один везет.             (Поезд)

                                                            ***

                                                 Овсом не кормят, кнутом не гонят,

                                                 А как пашет - 5 плугов тащит.  (Трактор)

 

                                                                ***

                                                 Чтобы он тебя повез,

                                                  Не попросит он овес.

                                                  Накорми его бензином,

                                                  На копыта дай резину.

                                                  И тогда, поднявши пыль,

                                                  Побежит ...                           (Автомобиль)

Играй да смекай!

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

           В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

                                                     Эй, водитель осторожно!

                                                     Ехать быстро невозможно.

                                                     Знают люди все на свете-

                                                     В этом месте ходят дети!     (Знак «Дети»)

                                                                       ***

                                                     Здесь дорожные работы-

                                                     Ни проехать, ни пройти.

                                                     Это место пешеходу

                                                     Лучше просто обойти.           (Знак «Дорожные работы»)

                                                                      ***

                                                      Никогда не подведет

                                                      Нас подземный переход:

                                                      Дорога пешеходная

                                                      В нем всегда свободная.   (Знак «Подземный переход»

                                                                     ***

                                                       У него два колеса и седло на раме

                                                       Две педали есть внизу, крутят их ногами.

                                                       В красном круге он стоит,

                                                       О запрете говорит.

                                                        (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

                                                                      ***

                                                         Этой зебры на дороге

                                                          Я нисколько не боюсь

                                                          Если все вокруг в порядке,

                                                          По полоскам в путь пущусь.

                                                          (Знак «Пешеходный переход»

                                                                      ***

                                                           Я не мыл в дороге рук,

                                                           Поел Фрукты, овощи.

                                                           Заболел и вижу пункт

                                                            Медицинской помощи.

                                                           (Знак « Пункт первой медицинской помощи»)

Подумай - отгадай

Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и  не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

                                                                       ***

Воспитатель.  Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

 - Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? ( для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?        ( Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре?    (Красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?  (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД ?    ( Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)

           

Веселый жезл

     Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

      Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

                                                            ***

    Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

    Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

    Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

     Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и , убедившись в безопасности, переходить.

     Аналогично проводится игра « Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для  пассажиров.

Мы - водители

  Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику ( на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

 Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.

 Материалы:

1)      карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт ( пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути ( люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности ( 6 вариантов); запрещающие знаки ( 6 вариантов);

2)      кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;

3)      маленькая машина или автобус;

4)зеленые кружки - 30 шт

***

  Дети садятся вокруг большого стола, на котором раскладывается  разветвленная дорога из бумаги.

   Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру  и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.

Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как ее заводить, чинить, как ею управлять. Надо не только быстро перевести людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. Неожиданности могут быть разные:

То дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин.

Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

       Машина быстро мчится по дороге и вдруг...

       Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков ( что там, по их мнению должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая  зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

     Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, дети, когда будете гулять по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещенные вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они обозначают.

     Подведем итоги нашей игры и узнаем победителя.

     Дети считают свои зеленые кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

Занятия по правилам дорожного движения    

 

Занятие №1. «Наш город».

Цель:   закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход;

Материал: картины с видами города, открытки, рисунок улицы, где видна проезжая часть и тротуары с пешеходами, карандаши, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

«Мы живем с вами в большом городе. В нашем городе много улиц».

Вопрос: «На какой улице вы живете?» (Ответ детей).

На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По улицам днем и ночью едут машины. Они подвозят хлеб и другие продукты к магазинам, моют улицы. Автобусы и троллейбусы перевозят людей на работу и с работы, в кино. Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе, трамвае, называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.

2. Использование иллюстрационного материала.

Воспитатель называет составные части улицы- проезжую часть, тротуары, говорит, для чего они предназначены.

3. Вопросы:

—«Где должны ходить пешеходы» (Ответы детей). Пешеходы должны ходить по тротуарам и пешеходным тропинкам.

—«Почему нельзя ходить по тротуарам?» (Ответы детей). Верно сказал: …, что по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, потому что ходить по ней нельзя. А если тротуаров нет, то прохожие должны ходить по краю проезжей части.

4. Песенки на тему «Наш город».

Подведение итога.

«Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось на нем?

(Ответы 3-5 детей). Рисунками, нарисованными вами мы украсим нашу группу.

И будем ходить и любоваться улицами нашего города.

Занятие №2 «Где и как проходить улицу».

Цели:

1. Дать представление об обстановке на улице.

2. Закрепить (3 знания) о дорожных знаках, указателях, о их назначениях.

3. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через дорогу.

4. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения (ПДД).

Материал: зрительные ориентиры, с помощью которых обозначаются улицы, дорожные знаки, пешеходный переход.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

«Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через улицу, которую сами построим в нашем зале. По улицам города беспрерывно движется транспорт, чтобы никто не попал под машину и не было аварии, все должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах сказано, что доля машин отведена проезжая часть, а для пешеходов—тротуары. В правилах сказано также, что улицу можно переходить в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода, а где их нет—на перекрестках улиц по линиям тротуара.

Практические действия:

Вместе с детьми рисую улицу: обозначаем проезжую часть, тротуар, перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель водит детей по тротуарам и перекресткам.

Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы—для машин».

Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?»

Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.

Нарисуем его».

Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ехать машины и где ходят люди?»

Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут пересекаться. В этом месте образуется перекресток».

Напоминание: «Так запомните ребята, что переходить улицу можно там, где есть линии и указатели перехода».

Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра»

(рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу, чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный переход». Он показывает, где можно переходить улицу.

Показ: «Знаю «пешеходный переход»

Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает на перекрестке без дополнительных обозначений).

Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений улицу переходят по линии тротуара.

Показ.

Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»

Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка ни обозначения перехода».

Объяснение: «Переходить улицу там , где не обозначен переход или нет перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто- нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не ждет появления человека.

Пробный ход. Дети подвое переходят «улицу».

Напоминание: « Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Не в коем случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно посмотреть налево и убедиться, что улица свободна—нет транспорта, затем, дойти до середины улицы, посмотреть направо—нет ли машин. Только после этого можно переходить на другую сторону».

Показ: как надо переходить улицу.

Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться за руку мамы или папы и переходить только с ними».

Практические действия: дети подвое и группами переходят «улицу», ходят по

«тротуару».

Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось как вели себя на нашей «улице». В следующий раз попробуем на улице.

Занятие №3 «Экскурсия по улице». (на прогулке)

Цели:

1. Закрепить знания правил дорожного движения.

2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и подземный), «островок безопасности».

3. Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь нуждающимся.

Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.

Ход экскурсии:

Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».

Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).

«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»

«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется улица, на которой находится детский сад?»

Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали пешеходам.

Вопрос: «Как называется это место?»

Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».

Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно назвать?»

Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све название».

Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»

«На какие части делится дорога?»

Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.

Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная дорожка?

Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.

Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда,

И не едут никуда.

Не волнуется народ—

Через улицу идет

И стоит на мостовой

Как волшебник постовой.

Все машины одному,

Подчиняются ему

Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация описывается?».

Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.

Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить, какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут машины».

Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику

(старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД, останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти коляску с ребенком и т.п.

Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».

Занятие№4 «Поведение детей на улице».

Цели:        

1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.

2. закрепить знания о ПДД.

3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете?»

Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»

Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и попадешь под нее».

Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».

Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».

Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дет отвечают: «по дороге»)

Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на велосипедах и устраивать игр».

Вопрос: «Почему? Кто ответит?»

Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».

Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».

Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу?

Как он ехал на велосипеде?»

Зачитываю отрывок: «То бросит руль, то руку за спину заложит».

Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать, грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А почему все это произошло?» (не знал ПДД).

Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как

Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на занятиях?»

Занятие№5 «Когда мы пассажиры»

Цели:

1. добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».

2. получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.

3. воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа: «Вспомните ребята, кого называют пассажирами? А тех, кто едет по тротуарам? Сейчас мы с вами будем играть в пассажиров. Представим себе, что наша комната—салон автобуса, мы сидим на своих местах и ждем отправления. А Вова, вот мы ему поставим стул впереди всех, будет шофером. Он нас повезет. На остановке автобуса, назовем ее «Детский Сад», будет стоять 4 человека».

Напоминание: «Ожидая автобус запомните, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, а то он или другая машина могут сбить вас».

Практические действия.

Итак, начали. Вова, поехали. Быстрее, еще быстрее. Скоро остановка «Детский

Сад».

Напоминание: «Запомните ребята, во время движение двери руками трогать нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка.

Нажмет и двери откроются. Ну вот мы и приехали. Остановка «Детский Сад».

Выходите. Вова, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы».

Вопросы: «Можно ли разговаривать с водителем во время движения? А можно ли высовываться в окно или выставлять руку? Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет? Почему нельзя становиться ногами на сиденье? А можно в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, или читать книги?»

Поощрение: «Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса».

Вопрос: «Что нужно сказать водителю? Коля и Женя вышли из автобуса, кто они теперь—пешеходы или пассажиры?»

Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы также себя ведете в транспорте? Теперь постарайтесь соблюдать все правила».

Занятие №6 «К остановке пассажирского транспорта» (на прогулке)

Цели:

1. расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров, у обочины дороги, трамвай—на середине улицы?…

2. закреплять правила поведения в общественном транспорте.

3. воспитывать культуру поведения.

Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа: «Ребята, что делают люди, если им нужно попасть из одной части города в другую? А как называются люди, которые едут в автобусе, троллейбусе? Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай?

Сегодня мы с вами пойдем на остановку и понаблюдаем.

2. Вопрос: «Вы помните как нужно себя вести в общественных местах и на дороге?

3. Рассказ ребенка.

4. Вопрос: «Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка автобуса? (здесь висит указатель).

5. Объяснение: «Люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.

Вот подъезжает автобус. Он останавливается и двери открываются. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Все входят не толкаясь, спокойно. В автобусе

(троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила».

6. Вопрос: «Кто знает какие это правила?»

7. Объяснение: «Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных остановках. Они часто находятся на середине проезжей части, поэтому при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо спереди, а то можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо переходить быстро, чтобы не оказаться между путей.

8. Дидактическая игра. «Пешеход и транспорт».

Дидактическая задача: практически освоить ПДД.

Игровое задание: пройти или проехать без нарушений.

Правила игры: двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать движение.

Материал: эмблемы с изображением разных видов городского транспорта: автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, светофор, талоны водителя, визитная карточка пешехода, свисток, дорожные знаки.

Методика проведения:

Объяснение правил игры.

Практическое действие.

Напоминание: если пешеход или водитель нарушил правила, милиционер останавливает движения, делает прокол на талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром. Милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода.

-Указания: по сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров.

-Поощрение.

Анализ, оценка знаний и умений на практике применять ПДД, поощрения, рекомендации и подведения итогов.

9. Рисование на тему: «К остановке транспорта».

Подведение итогов: «Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось?

Вы хорошо занимались, рисовали хорошие рисунки. Молодцы!»

Занятие №7 «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»

(на прогулке)        

Цели:

1. дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о светофоре и некоторых знаках.

2. закрепление правил перехода через улицу.

3. воспитывать уважительное отношение к работникам милиции.

Ход занятия: воспитатель заранее выбирает такое место, где виден светофор и находится инспектор.

1. Вступительная беседа: « Посмотрите, кто стоит на перекрестке? Это милиционер-регулировщик-инспектор ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения). Он здесь самый главный. Поднимет свою белую палочку и машины остановятся, ему подчиняются водители всех автомобилей и мотоциклов. Он следит за тем, как переходят улицу пешеходы.

2. Рассказ воспитателя: «Инспекторы ГИБДД мужественные люди. Они несут свою службу и в жару и в холод, и дождь, и ночью и днем. Они первыми приходят на помощь, пострадавшим в автомобильных авариях. Они проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу были исправными, с хорошими тормозами».

3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

4. Объяснение: «Бывают перекрестки, где нет регулировщика, а установлены уличные автоматы, называются светофорами. Все водители и пешеходы должны строго подчиняться их сигналам. В светофоре сменяются красный, желтые и зеленые огни. Эти три цвета часто называют волшебными, потому что они регулируют движение.

5. Вопрос: «А что означает каждый огонь? Что означает красный цвет? Что означает желтый и зеленый? Как ведут себя люди?

6. Художественное слово: чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор».

7. Вопрос: «Как управляют движением регулировщики?»

8. Объяснение: «Милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди рукой—это все равно, что зеленый сигнал светофора—можно переходить улицу.

9. Показ ребенка: «А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то переходить нельзя. Это тоже, что и красный сигнал светофора, ну а желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно просит вашего внимания. Это как раз и соответствует желтому сигналу светофора.

10. Показ ребенка.

11. Объяснение: «Пешеходам, которые уже переходят улицу надо задержаться на середине, на островке безопасности. А кто только хотел переходить должен ждать следующего указания. Значит если регулировщик стоит боком—переходите! Спиной или грудью—стойте! Подчиняться указаниям регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы.

12. Практическое действие: «Предлагаю одному из детей быть регулировщиком.

Дети должны ответить, какому цвету светофора соответствует тот или иной жест».

13. Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша прогулка. Что нового вы узнали. Что вам запомнилось?»

Занятие №8 «Дорожные знаки»

Цели:

1. расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.

2. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.

3. формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.

Материал: дорожные знаки, книга с иллюстрациями.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа: «Сегодня мы с вами поговорим о дорожных знаках».

2. Показ 3-4 дорожных знаков.

«Вы наверное видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих улицах и дорогах. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где нельзя, где можно остановить машину и заправить бензином. Знаки предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти знаки должны знать и пешеходы».

3. Показ знака «Пешеходный переход».

4. Вопрос: «Что это за знак, что он означает?»

5. Показ знака «Подземный переход», «Остановка автобуса».

Вопросы: «Для чего они нужны? Что обозначают? Где вы их видели? Какие знаки вы еще знаете?

6. Игровая ситуация: знаки, с которыми дети были знакомы и с которыми уже познакомились развесить на стулья и поставить в разных местах комнаты.

Детям предлагается по очереди сходить в «город», к бабушке, домой, они должны произвести соответствующие действия, которые показывают знаки.

7. Подведение итогов: «Вам понравилось наше занятие? Теперь вы знаете много дорожных знаков, и вам не составляет большого труда переходить через улицу».

Занятие №9 «Экскурсия в центр города»

Цели:

1. расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них.

2. закрепление навыков поведения на улице.

3. закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, и о их значениях.

4. формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.

Ход занятия:

1. Воспитательная беседа: «Дети, мы сегодня пойдем на экскурсию. Вы были в центре города и знаете какое там большое движение транспорта и научимся ходить по городу».

2. Вопрос: «Кто знает как называется эта автобусная остановка?»

3. Указания: «Посмотрите как она обозначается».

4. Художественное слово С.Михалков

Здесь на посту в любое время

Дежурит смелый постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Вопросы: «О ком это стихотворение? Что он делает на перекрестке? Каким сигналам подчиняется пешеход? При каком сигнале светофора могут ехать автомобили и идти люди? А при каком свете нельзя ехать или переходить улицу? Для чего нужен желтый свет светофора? А на какие знаки необходимо прежде всего обратить внимание пешеходам? Как надо переходить улицу? А если пешеходный переход не обозначен?

Практические действия: переходим через улицу.

Подведение итогов: «Какие впечатления у нас остались после нашей экскурсии? Дети младшей группы тоже хотели бы сходить на экскурсию, но они еще маленькие, расскажите им об увиденном.

Занятие № 10 «Наблюдение за движением машин и работой водителя»

(на прогулке)

Цели:

1. закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.

2. познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещен».

3. воспитывать уважение к труду водителей машин.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Ребята, мы находимся на перекрестке и будем  наблюдать за движением транспорта».

Указания: «Посмотрите, водитель делая поворот на другую улицу включает у машины спереди и сзади световые сигналы».

Вопрос: «Для чего это нужно?»

Объяснение: «Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево».

Рассказ воспитателя: «Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов».

Вопрос: «Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как можно определить место перехода?»

Показ знака «Пешеходный переход». «На что указывает этот знак?»

Показ знака «Въезд запрещен». «Вот другой знак, что на нем изображено?»

Объяснение: «Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен».

Игровое задание: найди такой же знак.

Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на улице, я вами довольна!»

Задание №11 «Загадки»

Цели:

1. закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово.

2. развивать у детей смекалку и сообразительность.

3. воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

Материал: загадки, фишки.

Ход занятия:

Вступительная беседа: «Вы уже много знаете о ПДД, транспорте, а сегодня мы проверим ваши знания. Я буду вам загадывать загадки, а вы мне говорить отгадки, кто правильно ответит—получает фишку, в конце занятия, у кого больше будет фишек, тому мы дадим звание «Знаток ПДД».

Указания: «Чтобы ответить нужно поднять руку».

Совет: «Внимательно слушайте загадку до конца».

Напоминание: «Вспомните все виды транспорта»

Художественное слово:

Если б я встала

До неба достала б. (дорога)

От дома начинается,

Не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет. (дорога)

У дома и кончается. (дорога)

Запылал у чудовища изумрудный глаз,

Значит можно улицу перейти сейчас. (светофор)

Три глаза—три приказа,

Красный—самый опасный. (светофор)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (троллейбус/автобус)

Не летает, не бежит,

Жук по улице бежит,

И горит в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомобиль)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень. (шоссе)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге,

Чучело трехглазое

На одной ноге

Где машины движутся, где сошлись пути, помогает улицу людям перейти. (светофор)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Спозаранку за окошком,

Стук и звон и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам,

Ходят красные дома. (трамвай)

Подведение итогов: «Все ребята, вы молодцы! Хорошо работали, а звание

«Знаток ПДД», мы вручим …У него больше всех фишек, он получил отличный результат по знаниям ПДД.

Занятие №12. «Конкурс на знание ПДД»

Цели:

1. закрепить с детьми знание ПДД.

2. закрепить знания, полученные на занятиях.

3. воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: разноцветные геометрические фигуры, фанты.

Ход занятия:

1. вступительная беседа: «Сейчас мы проведем интересную игру. Кто из вас быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает ПДД. Будьте все внимательны. Тот кто правильно ответит на вопрос, получает фант»

Вопросы: «Где должны ходить пешеходы? Что такое перекресток? Что такое пешеходные переход? Где пешеходы могут переходить улицу? Как обозначаются пешеходные переходы на улицах города? Какие сигналы светофора вы знаете?

Что обозначает красный сигнал светофора? Что обозначает желтый сигнал?

Что обозначает зеленый сигнал? Где можно кататься на велосипедах? Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя выходить на улицу и играть на мостовой? Почему нельзя высовываться в окно или высовывать руки, когда едите в автобусе, троллейбусе, трамвае? Что делает регулировщик?

Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы, все усвоили. Я вами довольна. Давайте выявим «Знатока ПДД» (подсчет фантов).

Консультация для педагогов: Что должен знать воспитатель о ПДД

3-4 года

  • Содержание работы:
    1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
    2. Части автомашины, грузовой машины.
    3. Правила дорожного движения:
  • Поведение на улице
  • Поведение в общественном транспорте
  • Сигналы светофора
  • Развивающая среда:

Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.

Рули

Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»

Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».

Художественная литература:

С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»

«Улица шумит»

4-5 лет

Содержание работы:

  1. 1.Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
  2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
  3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
  4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

Развивающая среда:

  • Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
  • Крупные и мелкие дорожные знаки.
  • Картинки на классификацию видов транспорта
  • Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения

      5.Фланелеграф: машины, дорожные знаки

     6.Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

5-6 лет

  • Содержание работы:

1.  Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.

2.  Изучение работы регулировщика

3.  Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге

4.  Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

Развивающая среда:

  • Макет: разные виды перекрёстков
  • Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
  • Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
  • Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»

      5.   Художественная литература:

Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»

6-7 лет

  • Содержание работы:

      1.   Учить детей соблюдать правила дорожного движения

  1. Закрепить правила поведения на улице:

3.   Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны

4.  Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:

  • Макет, имеющий разные виды перекрёстков
  • Альбомы «Разные виды транспорта»
  • Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

       5.Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Юрлеин «Любопытный мышонок»

3. Кончаловская Н «Самокат»

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны

Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону

Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара

Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

Запрещается пересекать путь  движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть

В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)

В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота

Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора

Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)

И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:

На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)

в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...