Современные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Екимова Надежда Сергеевна

Рассмотрела современные подходы к формированию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennye_podhody_ekimova_ns.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к формированию здорового образа жизни

детей дошкольного возраста»

Екимова Н.С.,

инструктор

по физической культуре

ГБДОУ детский сад №25

Московского района

 Санкт-Петербурга

        Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  увеличением рисков эпидемиологического, техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетному направлению государственной политики в сфере образования. В связи с этим, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни является одной из основных задач дошкольного образования. Перед нами стоит задача: не только сохранить здоровье дошкольника, и укрепить его, но и научить детей бережно относиться к своему здоровью. Дошкольное детство, когда жизненные установки ребенка еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, является сензитивным периодом формирования мотивации к здоровью и ориентации его жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Формирование у ребенка основ здорового образа жизни предполагает правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью, элементарные знания о своем организме, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию себя, и воспитание потребности на доступном уровне заботиться о своем здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Для формирования у детей здорового образа жизни в своей работе перед собой мы ставим следующие задачи:

- сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

- научить «слушать» и «слышать» свой организм;

- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

- воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

- ознакомить детей с травмирующими ситуациями,

- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Для решения данных задач у нас в детском саду созданы следующие условия:

- физкультурный зал, оборудованный необходимым спортивным оборудованием;

- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.

- спортивная площадка (на участке детского сада);

- бассейн;

- медицинский блок.

Особое внимание уделяется следующим компонентам ЗОЖ:

- Занятия физкультурой, ежедневные прогулки;

- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;

- Бережное отношение к окружающей среде, к природе;

- Выполнение различных рекомендаций медицинских работников;.

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

1.Создание системы двигательной активности в течение дня:

- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); · утренняя гимнастика (ежедневно);        

- физкультурные занятия (3 раза в неделю);

- музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);

- ежедневные прогулки с включением подвижных игр;

- оздоровительный бег (ежедневно);

- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;

- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- эмоциональные разрядки, релаксация;

2. Спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

3. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно. Необходимы новые формы и методы работы. Использование современных технологий обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровых, арт-терапии, виброгимнастики (со старшего возраста), точечного массажа биологически активных точек организма по системе профессора А. А. Уманской, самомассажа ушных раковин и стоп,  креативной гимнастики - становится действенной силой в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Эффективность работы в данном направлении обеспечивается за счет непосредственного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Именно семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни  - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства: проведение родительских собраний в формате  игр, семинаров–практикумов, тренингов,  марафонов «Здоровое поколение»;  конкурсов видеороликов, семейных проектов «Мы за здоровый образ жизни», праздников, выпуска «Полезной книги для мам и  пап».

Заключение

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие.
  • Здоровье во многом зависит от образа жизни семьи детей дошкольного возраста. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

Литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
  2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
  4.  Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед.наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2013. – 52 с.
  5. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 49 с.
  6. Ошкина, А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Диссертация [Текст] / А.А. Ошкина. – Санкт-Петербург, 2009. – 251 с.
  7. Физкультура во время. Источник: https://www.informio.ru/publications/id5505/Fizkultura-vo-vremja-pandemii

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

Консультация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии "

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни....

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....