Современные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рассмотрела современные подходы к формированию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_podhody_ekimova_ns.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к формированию здорового образа жизни
детей дошкольного возраста»
Екимова Н.С.,
инструктор
по физической культуре
ГБДОУ детский сад №25
Московского района
Санкт-Петербурга
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с увеличением рисков эпидемиологического, техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетному направлению государственной политики в сфере образования. В связи с этим, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни является одной из основных задач дошкольного образования. Перед нами стоит задача: не только сохранить здоровье дошкольника, и укрепить его, но и научить детей бережно относиться к своему здоровью. Дошкольное детство, когда жизненные установки ребенка еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, является сензитивным периодом формирования мотивации к здоровью и ориентации его жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Формирование у ребенка основ здорового образа жизни предполагает правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью, элементарные знания о своем организме, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию себя, и воспитание потребности на доступном уровне заботиться о своем здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Для формирования у детей здорового образа жизни в своей работе перед собой мы ставим следующие задачи:
- сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- ознакомить детей с травмирующими ситуациями,
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Для решения данных задач у нас в детском саду созданы следующие условия:
- физкультурный зал, оборудованный необходимым спортивным оборудованием;
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.
- спортивная площадка (на участке детского сада);
- бассейн;
- медицинский блок.
Особое внимание уделяется следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, ежедневные прогулки;
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- Выполнение различных рекомендаций медицинских работников;.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
1.Создание системы двигательной активности в течение дня:
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); · утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);
- ежедневные прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
2. Спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
3. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно. Необходимы новые формы и методы работы. Использование современных технологий обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровых, арт-терапии, виброгимнастики (со старшего возраста), точечного массажа биологически активных точек организма по системе профессора А. А. Уманской, самомассажа ушных раковин и стоп, креативной гимнастики - становится действенной силой в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Эффективность работы в данном направлении обеспечивается за счет непосредственного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Именно семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства: проведение родительских собраний в формате игр, семинаров–практикумов, тренингов, марафонов «Здоровое поколение»; конкурсов видеороликов, семейных проектов «Мы за здоровый образ жизни», праздников, выпуска «Полезной книги для мам и пап».
Заключение
Итак, можно сделать следующие выводы:
- Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие.
- Здоровье во многом зависит от образа жизни семьи детей дошкольного возраста. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
- Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Литература:
- Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
- Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед.наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2013. – 52 с.
- Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 49 с.
- Ошкина, А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Диссертация [Текст] / А.А. Ошкина. – Санкт-Петербург, 2009. – 251 с.
- Физкультура во время. Источник: https://www.informio.ru/publications/id5505/Fizkultura-vo-vremja-pandemii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...
Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Консультация для педагогов...
Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...
Консультация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии "
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни....
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....